Важные новости

Схемы ребрендинга. Как известные торговые марки прячутся от санкций в Крыму

04.05.2020  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика  /  0 комментариев


Простой и привычный алгоритм действий: заказал еду через интернет, например, в KFC, Burger King или McDonald’s, встретил курьера службы доставки, рассчитался бесконтактно через Google Pay. Все быстро, легко и особенно удобно во время карантина. Однако то, что для европейских стран – норма, не работает в Крыму. Чего лишились крымчане из-за санкций и какой выход нашел бизнес, обсуждали эксперты в свежем выпуске телепроекта Крым.Реалии.

торговый центр «Ашан» в Симферополе

До 2014 года на полуострове было три отделения McDonald’s: в Симферополе, Севастополе и Ялте. После аннексии эти рестораны закрылись

«В связи с производственными причинами, независимыми от McDonald's, деятельность учреждений, расположенных в Симферополе, Севастополе и Ялте, была временно приостановлена. Мы надеемся, что сможем возобновить их работу, как только появится такая возможность», – сообщили в представительстве McDonald's в Украине.

Но за шесть лет российской аннексии Крыма такая возможность у компании не появилась. McDonald's на полуостров не вернулся, зато появились его «клоны»: «Мир Бургер» и «Рус Бургер».

«Крымский ответ американскому фастфуду», – сообщали тогда местные СМИ.

Около года назад «Мир Бургер» тоже закрылся, теперь на его месте «Авто Кафе».

А вот службы доставки Glovo или Uber Eats в Крыму так и не появились, их заменитель – «Крым.Еда». А еще в Симферополе появилась копия сети ресторанов КFC с созвучным названием CFC. Рождение таких «клонов» эксперты считают схемой обхода санкций.

«Есть две различные ситуации. Первая ситуация, когда действительно франшизу не передали ни черным, ни серым, ни белым, никаким иным способом и фактически определенным бизнесом оперируют местные или россияне. Но большинство крупных брендов оставляют соответствующие торговые марки и работают, либо делая вид, что это не они, либо заявив о том, что эти торговые марки якобы кем-то украдены», – говорит представитель президента Украины в Крыму (2017-2018 годы) Борис Бабин.

По словам экспертов, к схемам обхода санкций прибегают многие предприниматели.

«Там целый ряд факторов и целый ряд таких уловок, которые могут работать: может быть проведен ребрендинг, может быть изменена структура собственности части компании, которая находится на оккупированном полуострове. Таким образом, бренды могут там присутствовать», – отмечает директор Крымского экспертного центра Алексей Стародубов.

Сервисы, доставка, жилье и коммуникации

Не работают с Крымом и международные почтовые сервисы, а также доставка. С полуострова нельзя напрямую заказать товар с AliExpress или Amazon, нет доступа к Google-аналитике и невозможно напрямую монетизировать YouTube. С помощью VPN, фейковых почтовых индексов и интернет-платежных систем крымчане обходят эти ограничения, но легальность таких операций сомнительна. А инвесторы из-за угрозы санкций не хотят заходить на полуостров, говорят эксперты.

«Это негативно влияет на возможность доступа к высокотехнологичным процессам, высокотехнологичным продуктам. То есть на один вложенный доллар можно потерять, условно говоря, десять. Соответственно, никто на такое не идет», – замечает Алексей Стародубов.

Подобрать и забронировать жилье с территории полуострова на популярных сервисах Booking или AirBnb тоже не получится. При поиске сайт выдаст ошибку или же просто не найдет арендодателей. Однако если поставить пометку, что вы «путешествуете по работе», жилье появится на любой вкус.

Даже «Почта России» не хочет работать на полуострове, здесь есть своя «Почта Крыма», которая не является членом всемирного почтового союза UPU.

С железной дорогой ситуация идентичная – российский государственный перевозчик РЖД на полуостров не зашел. В Крым через Керченский мост пассажиров возит ранее малоизвестная частная компания «Гранд Сервис Экспресс».

Банки, платежи, переводы

В 2014 году международные платежные системы Visa и MasterCard в Крыму были заблокированы. Но через год они снова заработали, а потом снова заблокировались и потом опять заработали. Сейчас в Крыму рассчитаться Visa и MasterCard можно, но вот получить такую карточку в отделении банка нельзя. Известные всему миру платежные системы заменили российскими: «Мир» и ПРО100. Они распространены только в Крыму и России, за рубежом рассчитаться такой картой получится разве что на дружественных России территориях: Армении, Беларуси, Киргизии, Казахстане, Узбекистане и Вьетнаме. А создали эти платежные системы как раз из-за аннексии Крыма.

Из-за санкций нет в Крыму и известных банковских брендов, даже российских. Здесь работают только мелкие и с крымской пропиской. Денежных переводов Western Union в Крыму тоже нет.

Кто есть кто в Крыму

И все же на полуострове можно увидеть вывески известных брендов, например, немецкого гипермаркета МЕТРО и французского Auchan, автосалонов Chery и Mercedes-Benz. Но сервисы от таких компаний на самом деле не полные, гарантии – условные, служба поддержки клиентов – местная. Все потому что эти компании – или дальние дочки оригинальных брендов, или самозванцы с именитыми названиями.

«Кто-то нервничает политически, кто-то нервничает бизнесово, но это – жизнь, и ее не изменить. Потому «серая территория» – это «серая территория», и такая ситуация будет до деоккупации. Вряд ли что-то изменится. Возможно, кто-то из-за политических усилий России зайдет туда (в Крым – КР) с брендом, кто-то выйдет, но в целом все будет как сейчас: либо перепрятано неизведанным пиратским ребрендингом, либо, как говорят, внаглую», – говорит Борис Бабин.

Эксперты отмечают, что местных инвестиций для технологического развития и создания конкурентных франшиз в Крыму не достаточно. По их словам, пока санкции работают, глобальные сервисы и мировые бренды на аннексированный полуостров не придут.

Игорь Токарь, Инна Аннитова

Крым.Реалии

Предыдущая новость:

«Попался на крючок ФСБ»: как российская спецслужба вербует агентов на админгранице с Крымом


Темы

Cтатьи