Важные новости

Санкции «не работают»? Морские порты Крыма в условиях международной изоляции

21.01.2020  /  Категория: Общество

перевозка грузов водным транспортом, Севастопольский морской торговый портКрымские власти почти шесть лет уверяют, что европейские и западные санкции, которые были введены из-за российской аннексии полуострова, не способны существенно повлиять на экономическую ситуацию в регионе. Однако одновременно авторы этих заявлений подписывают документы, в которых прямо признается влияние экономических ограничений на развитие различных сфер экономики полуострова. Мы расскажем, чем отличаются публичные заявления от реальности.

В апреле 2014 года правительством Украины были закрыты для посещений и экономической деятельности все морские порты полуострова: Евпатория, Керчь, Севастополь, Феодосия и Ялта. Впоследствии эти санкции поддержали страны Евросоюза и Запада.

«Хуже нам не будет»

Глава Крыма Сергей Аксенов из года в год заявляет, что экономические ограничения в отношении полуострова существенно не отражаются на его экономическом положении. В последний раз он говорил об этом, выступая перед студентами в Московском государственном институте международных отношений. «Когда говорят о санкциях, то, конечно, понятно. То, что они состоялись, можно назвать не упущенной прибылью, а упущенными возможностями. В Крыму никогда до 2014 года инвестиций толком не было, поэтому мы соответственно ничего не потеряли», – сказал он.

Похожие заявления российский глава Крыма делал и в предыдущие годы. В 2018 году он говорил, что европейские и западные санкции не влияют на экономику полуострова, а в 2015 году убеждал, что хуже, чем есть, уже не будет. «Все, что они (западные и европейские санкции – КР) могли сделать против нас, они уже сделали. Хуже нам не будет», – заявлял Аксенов.

Такого же мнения придерживался и спикер крымского парламента Владимир Константинов, который считает, что для экономики Крыма и крымчан введение санкций «не несет ничего плохого».

На фоне этих публичных заявлений крымские власти подписывают документы, которые говорят совершенно о другом. Эту разницу можно увидеть на примере деятельности крымских морских портов.

Как санкции похоронили перевалку

В 2018 году в Министерстве транспорта Крыма по поручению российских властей разработали Концепцию развития портовой инфраструктуры полуострова до 2030 года. Она предполагает диверсификацию услуг, оказываемых морскими портами «для притока на полуостров инвестиционных ресурсов и создания дополнительного пассажирского и туристического потоков». Наиболее перспективным направлением развития части крымских портов является их переориентирование на обслуживание пассажирских перевозок, в том числе туристических линий и создания современной яхтенной инфраструктуры. Эту идею продвигает президент России Владимир Путин, а зарабатывает на ней бизнес его друзей.

В Концепции, подписанной Сергеем Аксеновым, говорится, что санкции «затрудняют развитие» портов Крыма.

«В настоящее время в Крыму функционируют ГУП «Крымские морские порты» и ГУП «Севастопольский морской порт». Их функционирование в значительной степени обусловлено санкционным режимом, затрудняющим их развитие. По сравнению с 2013 годом грузооборот портов Крыма сократился более чем в пять раз. Ввод в эксплуатацию транспортного перехода через Керченский пролив, с одной стороны, даст мощный стимул развития полуострова, но вместе с тем уже в 2019 году существенно снизит спрос на паромные перевозки», – сказано в документе.

Исходя из этого, функционирование всей транспортной логистики в регионе существенно сместится к автомобильным и железнодорожным перевозкам, а значительная часть существующих портовых мощностей при сохранении санкционного режима фактически останутся невостребованными, говорится в Концепции.

В связи с этим крымские власти вынужденно переориентируют деятельность портов: грузооборот и перевалку заменяют туризмом. Хотя ранее такой опыт, связанный с запуском теплохода «Князь Владимир» из российского Сочи к санкционным берегам Крыма, оказался провальным.

«Развитие перевалочных мощностей портов Крыма и увеличение объемов перевалки грузов возможны только после снятия санкций в отношении Крымского полуострова», – сказано в документе.

А в это же время публично крымские власти продолжают заявлять, что «санкции не работают».

На грани банкротства

О том, что крымские порты «планомерно идут ко дну», еще в декабре 2017 году заявляла депутат подконтрольного России крымского парламента, экс-глава профкома профсоюзной организации «Крымские морские порты» Ирина Черненко. На одном из заседаний она открыто заявила, что «национализированные» порты полуострова несут убытки, поскольку не могут вести полноценную экономическую деятельность, а предприятие «Крымские морские порты» «оказалось на грани банкротства», поскольку имело на тот момент кредиторскую задолженность в полмиллиарда рублей.

«Оптимистичной нельзя назвать ситуацию в «Крымских морских портах». Начиная с октября 2015 года, со сменой руководства ГУПа, «Крымские порты» планомерно «идут ко дну». Благодаря личному вмешательству в ситуацию главы Крыма, процесс массовых сокращений портовиков был приостановлен, но отсутствие грамотной, взвешенной стратегии сохранения и развития «Крымских морских портов» привело к тому, что на сегодняшний день предприятие имеет все признаки банкротства», – утверждала Черненко.

Депутат отметила, что ситуация с ранее бюджетообразующими портовыми предприятиями влияет на то, что городским властям не хватает бюджетных средств, чтобы решать насущные проблемы в городе.

В Минтрансе Крыма на тот момент заявление депутата оставили без комментариев. Однако впоследствии министр транспорта Крым Сергей Карпов признал, что ситуация у «Крымских морских портов» не лучшая. В сентябре 2019 года он встречался с коллективом и профсоюзом предприятия для обсуждения поисков «оздоровления и оптимизации работы предприятия», сообщили пресс-служба ведомства.

«В условиях современной рыночной экономики в портах резко сократилась перевалка грузов. Основная причина – это санкции, наложенные на Крым, и вызванное ими отсутствие судозаходов иностранных партнеров в порты Крыма. Руководством предприятия принимаются меры по привлечению грузопотоков и загрузке производственных мощностей. Организована перевалка инертных грузов из Абхазии, осуществляется перевалка зерна, соды. Ведется работа по заключению договоров с грузопоставщиками удобрений, угля и других грузов из разных регионов России», – говорится в сообщении.

Надежды на улучшение ситуации министр связывает с открытием железнодорожной ветки моста через Керченский пролив. Это, по его мнению, позволит организовать доставку в Крым грузов из регионов России, разгрузит порты Азово-Черноморского бассейна, а также «даст возможность более полно загрузить» портовые мощности крымских портов и улучшить финансовое положение предприятия.

На данный момент крымские власти пытаются возобновить деятельность крымских портов в условиях санкций, анонсируя в ближайшее время начало регулярных морских грузоперевозок между полуостровом и Сирией. В качестве пункта перевалки и экспорта топлива в этой схеме, по данным российских СМИ, планируют использовать Феодосийскую нефтебазу, попавшую под санкции в 2014 году и впоследствии проданную фирме, которую связывают с крупными игроками российского бизнес-рынка.

«Замороженные» причалы Феодосии

Показательна в санкционных реалиях Крыма судьба Феодосийского морского торгового порта. До 2014 года он предоставлял услуги по перевалке внешнеторговых, транзитных и каботажных грузов, в том числе выгрузку-погрузку судов, вагонов и автотранспорта, хранение на складах и услуги по транспортно-экспедиторскому обслуживанию грузов. В конце 2012 года там началась реконструкция трех причалов в рамках государственной программы Украины.

Согласно распоряжению Кабинета министров Украины, на эти цели тогда выделялось 136 миллионов гривен. На них планировали реконструировать портовые причалы № 1,2 и 3. Согласно плану, работы должны быть завершиться за 12 месяцев, то есть в конце 2013 года. Но вскоре произошла российская аннексия Крыма. И работы там остановились.

В Концепции развития портовой инфраструктуры Крыма нынешние крымские власти сообщают, что реконструкция этих причалов до сих пор не завершена. «Строительство широкого мола ведется с 2012 года и выполнено на 80%. Ввиду незавершенного строительства каждый год идет разрушение недостроенной части широкого мола. Необходимо выполнить мероприятия по консервации объекта в целях исключения дальнейшего разрушения», – говорится в документе.

Теперь все это планируют делать за средства федерального бюджета.

Потери двух «фронтов»

В условиях санкций крымские порты также используют в интересах российских военных. «На захваченных крымских заводах «Море» та «Залив» в Феодосии и Керчи организовано строительство для Черноморского флота России военных кораблей, заявляют эксперты из неправительственного фонда «Майдан иностранных дел» (Украина).

«Российские судостроительные предприятия в ближайшие годы построят на захваченных крымских заводах, как минимум девять ракетных корветов, общее количество крылатых ракет «Калибр-НК» на их борту составит 72 единицы. Это несет угрозу не только только для Украины, но и для почти всех стран ЕС и Средиземноморья. Следует учитывать также то принципиальное обстоятельство, что с 2018 года корабельный состав Черноморского флота России будет пополняться за счет строительства новых кораблей непосредственно на оккупированной территории», – заявляют в фонде.

По данным организации, на судостроительном заводе «Залив» в Керчи находится «один из наибольших судостроительных доков в Европе», аналогов которому нет даже в России. «Поэтому можно прогнозировать расширение его дальнейшего использования оккупантами для военных целей», – считают эксперты.

Тем временем компенсации убытков в связи с временной утратой государственного имущества в портах полуострова намерена добиваться от России Администрация морских портов Украины. По подсчетам предприятия, эта сумма составляет 1,24 миллиарда гривен (более 50 миллионов долларов).

По последним данным федерального бюджетного учреждения «Администрация морских портов Черного моря», которому подведомственны и порты Крыма, на 1 января 2019 года дефицит бюджета предприятия составлял 128 миллионов рублей.

То, что мировые санкции в отношении России, последовавшие после аннексии Крыма, «болезненно ударили по экономике», публично признал экс-премьер-министр России Дмитрий Медведев – опровергнув тем самым многолетние уверения крымских властей в обратном.

Виктория Веселова

Крым.Реалии

Предыдущая новость:

Инвестор требует 1,2 млрд рублей от правительства Севастополя


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи