Важные новости

Минимальные испытания, щадящие нагрузки: на что в реальности способен Керченский мост

13.01.2020  /  Категория: Общество  /  0 комментариев


Почти как телевизионное шоу: дроны и экшн-камеры, трансляция в прямом эфире, длинный гудок и состав двинулся в путь – так президент России Владимир Путин открыл железнодорожное сообщение с Крымом через Керченский мост. Конструкцию тестировали и проверяли осенью 2019 года. Владелец компании, которая строила Керченский мост, Аркадий Ротенберг дал гарантию: сооружение простоит 100 лет. Но некоторые эксперты в этом сомневаются, считают, что тестирование конструкции прошло в лайт-режиме.

Керченский мост

С момента строительства Керченский мост не раз критиковали эксперты, мол, конструкция ненадежна, а в этом месте строить вовсе нельзя. Юрий Медовар, геолог, анализируя данные гидрологии дна Керченского пролива, приходит к твердому выводу: мост и железная дорога опасны.

Я бы никогда в жизни по этому мосту не поехал: ни на каком поезде, ни на какой машине

Юрий Медовар

«Я бы никогда в жизни по этому мосту не поехал: ни на каком поезде, ни на какой машине», – не меняет своего мнения с 2016 года кандидат геолого-минералогических наук.

Проблема – в неустойчивых грунтах и тектонических плитах, которые могут разорвать мост. Среди скептиков, относительно надежности моста выступал и Георгий Росновский. Он спроектировал два перехода: из Керчи до Косы Чушка и до Таманского полуострова. Эти инженерные проекты так и остались на бумаге.

Среди скептиков, относительно надежности моста выступал и Георгий Росновский. Он спроектировал два перехода: из Керчи до Косы Чушка и до Таманского полуострова. Эти инженерные проекты так и остались на бумаге

Проекты перехода из Керчи до Косы Чушка и до Таманского полуострова

«Место выбрано самое неудачное по геологическим условиям. От Керчи до судоходной части коренные грунты, на которые можно опираться, – прочные, залегают на глубине 15 метров, а за судоходной частью – резкое падение и коренные грунты на глубине 50-60 метров. Чем южнее, тем грунты все хуже, хуже и хуже. А там, где построили мост, коренные грунты залегают на глубине порядка 80 метров», – отмечает инженер-градостроитель Георгий Росновский.

От Керчи до судоходной части коренные грунты, на которые можно опираться, – прочные, залегают на глубине 15 метров, а за судоходной частью – резкое падение и коренные грунты на глубине 50-60 метров

Чтобы конструкция устояла, российские мостостроители, действительно, забивали сваи на глубину до 100 метров с целью добраться твердых пород.

Мы все взвесили, все проверили… Если будет сейсмика трясти, сваи установлены таким образом, что им это не страшно

Аркадий Ротенберг

Протяженность Керченского моста достигла восемнадцати километров, он разделен на две параллельные части – автомобильную и железнодорожную, в каждой свои опоры и свои арки. Именно арочные пролеты эксперты называют самым уязвимым местом конструкции, их длина 227 метров при высоте – 45 метров. Аркам во время испытаний уделили особое внимание.

«Мы все взвесили, все проверили… Если будет сейсмика трясти, сваи установлены таким образом, что им это не страшно», – заверяет главный подрядчик строительства Керченского моста Аркадий Ротенберг.

«Разработки еще с советских времен»

В двадцатых числах октября 2019 года на Керченский мост одновременно выехали два железнодорожных состава – в каждом по локомотиву и по 23 вагона со щебнем.

«Длина поезда выбрана из расчета, чтобы можно было загрузить целиком арочное пролетное строение», – рассказала суть такого испытания директор российского ООО «НИИ Диагностики» Светлана Баханова.

Этот тест строители фиксировали на видео, после кадры облетели российские СМИ. Эксперты обсуждали методику испытаний, заметили: обычно для проверки надежности конструкции по мосту прогоняют максимально загруженные товарные составы.

На видео мостостроитель с сорокалетним стажем Петр Коваль заметил, что российские специалисты проверяли мост только традиционными методами – с помощью прогибомера и тензометра.

«Традиционные прогибомеры – разработки еще с советских времен. Дается так называемая выдержка – 15 минут, чтобы стабилизировались все процессы в элементах, в соединениях так далее. После того как нагрузка снимается, фиксируются показатели: произошло ли возвращение в исходную схему. Если деформации пружинящие – хорошо, если деформации остаточные – это плохо», – разъясняет мостостроитель Петр Коваль.

Проверки российских специалистов он считает недостаточными, а в качестве примера приводит испытания моста значительно меньшего по размерам, чем Керченский – через реку Днестр во Львовской области. Здесь помимо традиционных методик, использовали еще сейсмоакустические и акустические методики.

Протяженность Керченского моста достигла восемнадцати километров, он разделен на две параллельные части – автомобильную и железнодорожную, в каждой свои опоры и свои арки. Именно арочные пролеты эксперты называют самым уязвимым местом конструкции, их длина 227 метров при высоте – 45 метров. Аркам во время испытаний уделили особое внимание.

«Мы стараемся использовать современные диагностические комплексы. Например, есть такой метод – акустической эмиссии. Именно этот метод дает информацию о том, есть ли дефекты в структуре, которые в перспективе при эксплуатации могут вести к проблемам в их элементах. Есть также акустико-динамические», – рассказывает Петр Коваль.

О дополнительных методиках строители Керченского моста заявили только в день запуска железной дороги. Но на видео в открытом доступе этих кадров нет.

«Железобетон готов на 100 процентов. Все образцы испытаны, на каждый метр погонный проведена ультразвуковая диагностика, на мосту проведены динамические испытания. Все в порядке», – прозвучало от российских строителей в СМИ.

«Это не испытания»

В Киеве есть автомобильно-железнодорожный мост, который визуально напоминает Керченский – Дарницкий мост. Его строительством руководил экс-начальник юго-западной железной дороги Алексей Кривопишин, специалист говорит, что этот мост проверяли только традиционными методами, но с гораздо большей нагрузкой, чем сделали это в Крыму.

Дарницкий мост

Дарницкий мост в Киеве

«Испытывали мост следующим образом: мы на два пути поставили порядка 200 вагонов со щебнем, тяжелые тепловозы М-62, проверяли в динамике и в статике. Практически вся русловая часть была закрыта вагонами. Начинали с 20 километров и доводили до 70», – рассказал Алексей Кривопишин.

В динамике Керченский мост проверяли на скорости от пяти до восьмидесяти километров в час, так заверяют российские мостостроители. Однако на видео есть кадры, где поезд движется только с маленькой скоростью – до 10 километров в час.

«Это не испытания. Я не знаю какие характеристики у этого моста, и какие там технические условия для его испытаний. Но по мосту, который построил я, можно ехать пассажирским поездам до 140 километров в час и грузовым – до 120 километров в час. Такая заложена конструктивная скорость, параметры закладываются жизненные», – отмечает строитель Дарницкого моста в Киеве.

Украинская сторона настаивает: ответственность за надежность сооружения и безопасность пассажиров лежит на России.

Все, что делают россияне – это обычно некачественно и заканчивает свою жизнь очень быстро и плохо

Владимир Омелян

«С одной стороны – это мегадорогой проект и единственный проект такого уровня в России за последние десять лет. С другой стороны, недавно на Ямале, несколько ниток газопровода всплыло. Поэтому все, что делают россияне – это обычно некачественно и заканчивает свою жизнь очень быстро и плохо. Поэтому надеемся на лучшее, но готовимся к худшему», – сказал Крым.Реалии экс-министр инфраструктуры Украины (2016-2019 годы, в его каденцию строился и запускался Керченский мост) Владимир Омелян.

Железнодорожную часть Керченского моста в Крым, несмотря на прогнозы скептиков, достроили на полтора года позже, чем автомобильную. Серьезных дефектов конструкции пока не обнаружили. Но делать какие-то окончательные выводы относительно надежности моста независимые специалисты не берутся – инженерных данных по строительству или испытаниям в открытом доступе нет.

Керченский мост

Автодорожную часть моста через Керченский пролив открыли для движения легковых автомобилей в мае 2018 года, позднее открылось движение грузового транспорта. Железнодорожная часть моста пока не достроена.

Пятый президент Украины Петр Порошенко заявил, что незаконное строительство Керченского моста в аннексированном Россией Крыму является очередным свидетельством пренебрежения международным правом со стороны Кремля.

Европейский союз и США раскритиковали частичное открытие Керченского моста между российской территорией и аннексированным Крымом. Украинская сторона вышла из договора с Россией о строительстве моста в 2014 году – после аннексии Крыма.

С июля 2014 года правительство Украины официально прекратило функционирование всех портов аннексированного Крыма.

Игорь Токарь, Инна Аннитова

Крым.Реалии

Предыдущая новость:

В Крыму обнаружили тонны сомнительного мяса и сыра из Подмосковья