Важные новости
Затонувшие в Севастополе док и подлодка оказались «ничьими»
19.12.2019 / Категория: Общество / Тема: Флот
Ведомства и организации открещиваются от управления «утопленниками».
Фото: А.Бричевский / KCHF.RU
Затонувшие в ночь на 15 декабря плавдок и находившаяся в нём подводная лодка принадлежат неизвестно кому, а их утилизация будет производиться неизвестно кем и когда. К таким выводам можно прийти, систематизировав всю доступную к настоящему моменту информацию.
Напомним, воскресной ночью в Южной бухте Севастополя затонул плавдок ПД-16, в котором находилась списанная и выведенная из состава флота подводная лодка Б-380. Через некоторое время лодка самостоятельно всплыла.
У плавдока и лодки в нём – длинная история, тесно сплетённая в последние два десятилетия. Плавучий док СПД-16, представляющий собой понтонную металлическую конструкцию для ремонта подводных лодок, эсминцев, тральщиков и судов обеспечения с водоизмещением до 5 тысяч тонн, был заложен в 1938 году. После раздела Черноморского флота в 1997 году размещённый у причала № 69 плавдок отошёл российской стороне.
С 1992 года в плавдоке стояла на ремонте большая дизель-электрическая подводная лодка Б-380 (ранее – «Горьковский комсомолец») – последняя лодка проекта 641Б «Сом», Из-за хронического отсутствия денег – главной приметы той эпохи – фактически ремонт не проводился.
В начале 2000-х было принято решение всё-таки провести капитальный ремонт подлодки, позднее предлагалось дать лодке имя «Святой князь Георгий». Однако затем ремонт был прекращён, а лодка списана.
Ремонт не ко времени
«Пока думали, что делать с лодкой, была сформирована программа по строительству подлодок для флота, в том числе Черноморского. Оказалось, что ремонтировать лодку старого образца уже не нужно», – сообщил ForPost источник в судоремонтной отрасли Севастополя.
В связи с нецелесообразностью ремонта подлодка Б-380 весной 2016 года вошла в тендер Минобороны РФ на утилизацию нескольких надводных кораблей и неатомных подводных лодок.
«Есть один нюанс – пока думали о ремонте и его целесообразности, сильно ухудшилось состояние самого плавдока, в котором находилась лодка. Погружаться и всплывать обратно без проблем он, скорее всего, уже не смог бы», – пояснил источник.
Позднее информацию о непригодном к эксплуатации состоянии плавдока подтвердил представитель 13-го судоремонтного завода Сергей Горбачёв.
В связи с техническим состоянием плавдока, по информации источника, возник новый план – отправить «на металл» лодку вместе с доком, в котором та находилась. Это позволило бы обойтись без рискованных операций по погружению плавдока.
«Прямо вместе с доком отбуксировать на Чёрную речку и там утилизировать», – описал суть плана источник.
Важным нюансом с этой точки зрения оказывается статус плавдока и лодки – их перевели в категорию «военного имущества». Поскольку только после этого можно было бы инициировать тендер на их утилизацию – другими словами, ни лодка, ни плавдок как корабли или вспомогательные суда ЧФ РФ на момент объявления тендера уже не числились.
Чьё добро?
После того как лодка и понтон затонули, с утилизацией решили поторопиться – и начать её буквально на следующий день. Вот только вопрос: кто этим должен заняться и когда, а также – что делать с плавдоком?
«Если бы за три года удалось довести тендер до конца – то утилизация подлодки и дока была бы проблемой подрядчика. Однако тендер «завис» – не так много компаний с нужными лицензиями и оборудованием, кто мог бы выполнить этот заказ», – сообщил наш источник.
Таким образом, утилизация утонувшего и частично всплывшего военного имущества должна стать заботой, в первую очередь, его нынешних собственников. Однако определить их оказалось непросто.
В пресс-службе ЧФ РФ сообщили, что плавдок СПД-16 и находящаяся в нём лодка Б-380 к Черноморскому флоту отношения не имеют, а сама пресс-служба не владеет информацией о текущих владельцах этого имущества.
13-й судоремонтный завод от владения утонувшим имуществом также открестился.
«Уполномочен заявить: ПД-16 не принадлежит ФГУП «13 СРЗ ЧФ» Минобороны России. Работы специалистами завода на этих объектах не велись. В состав нашего завода входят другие доки», – подчеркнул его представитель Сергей Горбачёв.
По информации нашего источника, подлодка и док действительно не относятся к 13-му СРЗ: процесс передачи был запущен, но до конца не дошёл. Последним владельцем плавдока с лодкой являлся 91-й судоремонтный завод.
«Насколько известно, док и лодка в нём находились на балансе 91-го судоремонтного завода. Это имущество должны были передать 13-му заводу, так как все доки в Севастополе передаются туда, в рамках планов Объединённой судостроительной корпорации по развитию судоремонта в Севастополе. Но, как видно, передать не успели», – предполагает наш источник.
Собственные источники на 91-м заводе подтвердили, что неприкаянное имущество действительно имело отношение к этому судоремонтному предприятию. Однако официально подтвердить или опровергнуть информацию о нахождении плавдока и подлодки Б-380 на балансе предприятия не получилось.
«Это служебная информация – и давайте с вами прощаться», – сообщил не представившийся главный инженер 91-го СРЗ, перед тем как бросить трубку.
С учётом вышесказанного не вызывает удивления то, что анонсированная скорая утилизация подлодки задержится. По информации источника в силовых структурах, «буксировка корпуса лодки задерживается из-за мер по обеспечению безопасности процесса», и дата утилизации остаётся неизвестной.
Также, по словам источника, «утилизировать док и лодку будет тот, кто заключил госконтракт». Данных о том, что кто-то выиграл соответствующий тендер, обнаружить не удалось.
Предыдущая новость:
Загранпаспорт станет обязательным для выезда из Украины в Россию – премьер-министр
Похожие новости
- 15.12.2019 • Плавдок с подлодкой затонул в Южной бухте Севастополя (фото)
- 28.09.2015 • В Севастополь зашла новая подлодка «Новороссийск» (фото, видео)
- 22.04.2015 • В ближайшее время Черноморский флот получит новейшую подводную лодку
- 19.03.2009 • В мае украинская подводная лодка «Запорожье» начнет швартовые испытания