Важные новости

«Бью этих бабушек, бью - к концу дня в кармане 30 рублей»: что на самом деле происходит в Севэлектроавтотрансе

29.10.2019  /  Категория: Общество  /  0 комментариев


Репортаж о том, почему на самом деле увольняются водители ГУП «Севэлектроавтотранс».

На главном транспортном предприятии Севастополя, ГУП «Севэлектроавтотранс», начались проверки: с 23 октября там работают аудиторы Главного контрольного управления. Тем временем сотрудники отправили врио губернатора уже второе по счёту письмо с жалобами на снижение зарплат, переработки, плохое состояние транспорта и плохие условия труда. ForPost провёл день с водителями автобусов и узнал, что на самом деле не устраивает людей.

Лучшее время для поездки в городском автобусе - солнечное осеннее утро, около 11 часов. Салон почти пуст, температура комфортная - не надо ни печки, ни кондиционера. В больших окнах - яркие пятна пожелтевших деревьев и расцвеченных виноградников, на заднем фоне - чёткие абрисы гор. Едем в Балаклаву.

В автобусе только и разговоров, что об увольнениях:

- Слыхал, Н. уволилась? - спрашивает кондуктор у водителя. - А ведь она такая умница, два высших образования…

«Интересно, о ком это?» - думаю я, но шум мотора глушит голоса за спиной. Отворачиваюсь к окну и отдаюсь мерному покачиванию валкого «низкопола».

От площади Первого мая до второго отделения «Золотой балки» автобус идёт практически пустой

От площади Первого мая до второго отделения «Золотой балки» автобус идёт практически пустой

«Не снимайте, а то нас оштрафуют»

Конечная маршрута - на втором отделении «Золотой балки». Сто метров вниз по улице, и я в отстойнике. Вот они, красавцы, новенькие автобусы «КАВЗ» Курганского завода, стоят в рядок на ухабистой, едва присыпанной гравием круглой площадке. На дальнем крае её торчит разрушенный фундамент, не иначе, античное городище. И как водители тут разворачиваются?

Конечная маршрута - на втором отделении «Золотой балки»

Где-то здесь должна быть диспетчерская, она же комната межрейсового отдыха. Но ничего, кроме обшарпанного сельпо с одним зарешеченным и одним заколоченным окном поблизости нет. Штукатурка давно обсыпалась, дверь обросла бахромой позапрошлогодних объявлений, но именно в этой будке исчез водитель только что подъехавшей «девятки».

Оказалось, вход сбоку. На железной двери красивым почерком - объявление: «Какать и писять за другим углом. Окурки бросать в ведро».

На железной двери красивым почерком - объявление: «Какать и писять за другим углом. Окурки бросать в ведро»

Внутри людно, но не тесно. И, несмотря на убогость обстановки, как-то душевно. Стол у окна, диван у стены. В дальнем углу обшарпанное красное ещё советское кресло. На полированной, в наклейках, тумбочке - портативная плитка. Шкворчит обедом маленькая сковородка. При входе - самопальная «барная стойка», где расставлены термосы, кружки, коробки с заваркой и кофе, сахарница. Посередине журнальный столик с дешёвой скатертью, на нём ваза с чуть заветренным печеньем.

- Пожалуйста, не снимайте, - просит диспетчер. - Вдруг СЭС придёт, оштрафует.

- За что? - удивляюсь я.

- За то, что мы тут еду себе готовим. Чай, кофе пьём. У нас же воды нет. И света.

Под столом виднеются пятилитровые бутыли с водой. Поднимаю глаза: в потолке оборванный одинокий провод. Как же они работают тут зимой, когда темно и холодно?

Под столом виднеются пятилитровые бутыли с водой. Поднимаю глаза: в потолке оборванный одинокий провод. Как же они работают тут зимой, когда темно и холодно?

- Фонари приносим, свечи, - пожимает плечами диспетчер.

- А руки где помыть? - спрашиваю.

- А руки мы моем в роднике.

Шутка? Нет. В двух шагах от диспетчерской - классический крымский родник: тщательно выбеленная бетонная стенка, откуда бьёт струя воды, стекая во внушительных размеров каменный бассейн.

«Опасно, но всем плевать»

Водители встречают меня дружелюбно, много шутят, но держатся настороженно. Но вскоре оттаивают и начинают с больного:

- Машины не ремонтируются, техобслуживание не проводится. Не меняются даже масла и фильтры. Ребята метки ставили на фильтрах, автобус с обслуживания возвращается - метка на месте, - рассказывает седой мужчина в футболке в полоску.

- А это как-то можно зафиксировать? Провести журналистский эксперимент.

- Зачем? И так всё видно: новые якобы фильтры все грязные. Даже пыль не протрут, - машет он рукой.

- С техосмотром мутки какие-то, - вторит коллеге молодой блондинистый парень. - Поехали ребята забирать машину с ТО, а им сторож говорит: «Что ты забираешь? Её даже не трогали».

Согласно данным портала «Госзакупки», в 2019 году Севэлектроавтотранс заключил контракты на техническое обслуживание на сумму более 47 млн рублей. В основном с двумя контрагентами - ООО «Авто-комплект» и ООО «Автоцентр Таврида». Но на состояние автопарка это, похоже, не повлияло. На предприятии числится около 250 автобусов, из них 150 - стоят на приколе, говорит глава профсоюза предприятия Елена Алехнович.

Из более 70 «Брависов», переданных в результате реорганизации ГУП «Севавтотранс», на маршруты не выходит ни один, вторят ей водители. Ещё недавно все они были на ходу, хотя поступили в Севастополь не новыми - раньше работали на сочинской Олимпиаде.

Если так пойдёт и дальше, то и новенькие КАВЗы рискуют не дожить до полной выплаты лизинга, признают мои собеседники.

- У меня автобус закреплён (на нём посменно ездят только два водителя. - ForPost), - вклинивается в разговор только подъехавший водитель «девятки». - Новый, я его сам получал. Поставил делать ГЛОНАСС, пришёл забирать - аккумулятор снят. На следующее утро иду - зеркало откручивают.

- У нас так два автобуса новых техники по запчастям разобрали, - вторит ему коллега. - Мы об этом <директору ГУП «Севэлектроавтотранс»> Швейкусу на собрании говорили, он круглые глаза сделал. Не в курсе вообще! Какой же ты после этого директор?!

Запчастей нет, любой ремонт по мелочи - либо снимают комплектующие с других машин, либо заставляют покупать за свой счёт, жалуются водители.

- Лампочки, свечи, ремни сами покупаем, - говорит мужчина в полосатом.

- То есть мелочи приобретаете со своей зарплаты? - уточняю я.

- Какие мелочи? Одна свеча - 6 тысяч рублей, - восклицает он.

Отследить техническое состояние автобусов сложно, поскольку большинство из них не закреплены за конкретными водителями. Отправляет на ТО один, а забирает - уже другой. Некоторые каждую смену работают на новой машине. К вечеру обо всех неисправностях необходимо сообщить механику, тот записывает данные в специальный журнал. Но ничего не меняется, сетуют мои собеседники.

- Я уже месяц говорю: машина дёргается, в горку еле едет, - подключается ещё один, до этого тихо сидевший в углу мужчина в голубой фуболке. - И что? Была машина на ТО, вернулась - те же проблемы.

- Но это же опасно?

- Опасно. Но всем плевать.

Спросить на самом деле не с кого. Как рассказала глава профсоюза Севэлектроавтотранса Елена Алехнович, руководство автоколонны на предприятии меняется каждые полтора-два месяца. Надолго на должности завгара не хочет задерживаться никто.

«На такси уходит 400 рублей в день»

День водителя начинается рано. У первой смены подъём в пять утра. Душ, быстрый завтрак, вызов такси. До депо на Камышовом шоссе, где стоят автобусы, приходится добираться самостоятельно - развозки, в отличие от троллейбусников, у водителей автобусов нет. Многие живут в отдалённых районах - в Балаклаве, на Дергачах. Такси обходится в 400–450 рублей.

В 6:15 водитель уже на работе. Получить путевой лист, валидатор, пройти медика и механика. В 6:40 - а гараже. Хорошо, если сразу найдёшь свой автобус: расстановки по нарядам, как у троллейбусов, в автоколонне тоже нет. По утрам водители в панике ищут свою машину по всему отстойнику.

В 7:15 первые пассажиры заходят в автобус на конечной пятого километра. Пять рейсов - разрыв - ещё семь рейсов. Что такое «разрыв» и зачем он нужен, я так до конца и не поняла. Просто в середине дня автобус стоит три часа на конечной. Водитель в это время может пообедать и даже поспать. Всё это - в своём автобусе, ведь ни комнат отдыха, ни столовых поблизости нет. Если на пятом километре или у ЦУМа есть хотя бы платный туалет и рынок, где можно купить что-нибудь на перекус, то в Инкермане, кроме автомата с кофе и небольшого ларька, нет ничего, даже диспетчерской. А в парке Победы, где отстаивается 23-й маршрут, нет туалета - водителям приходится ходить по нужде в кусты.

В Балаклаве туалет есть. И я после долгой беседы было рискнула в него заглянуть. Но передумала: выгребная яма забита почти доверху, вокруг вонь, мусор и грязь.

В Балаклаве туалет есть. И я после долгой беседы было рискнула в него заглянуть. Но передумала: выгребная яма забита почти доверху, вокруг вонь, мусор и грязь.

- Нам год обещают почистить туалеты, - говорит диспетчер.

- Ага, и площадку заасфальтировать. Два года ждём, - вторят ей водители.

Первая смена заканчивается не поздно - около 16 часов. Но водители задерживаются на работе на 1,5–2 часа.

- За опоздание со смены на 10 минут заставляют писать объяснительную, - рассказывает водитель, с которым я приехала в Балаклаву. - Пробки, не пробки - всё равно. А потом начинается: врача, механика прошёл, идёшь выручку сдавать - полтора часа в очереди. Очередь на мойку ещё два часа.

- Я свою машину мою и заправляю сам, - говорит ещё один, только подъехавший собеседник. - Мойщикам доверия нет. Там работают одни алиментщики, их полиция приводит. Только грязь размазывают.

Сами моечные, как рассказывал в эфире «Первого севастопольского» директор Севэлектроавтотранса Александр Швейкус, были построены в 1996 году и ни разу с тех пор не модернизировались. Троллейбусы и автобусы моются фактически вручную, подогрева воды нет.

В итоге водители систематически перерабатывают, но за мойку и инкассацию им никто не доплачивает. «Раньше на мойку выделяли полчаса оплачиваемого времени, сейчас доплату упразднили», - говорят мои собеседники.

Те, кто освобождается со смены поздно, пользуются развозкой, чтобы не платить за такси. «Иногда по 40 минут сидим, а потом ещё час едем, ведь развозка идёт по всему городу. Пока из Камышей до Горпищенко через все районы доедешь…» - говорят водители.

Водители работают четыре дня через два. Итого в месяц выходит 21-22 рабочих дня.

«С одной бабушки в зарплату идёт 30 копеек»

Ещё один больной вопрос - зарплата. Год назад ставка была 113 рублей в час, а в месяц выходило 62–67 тысяч рублей. Сейчас ставку подняли до 130 рублей в час, а зарплата, наоборот, упала до 30–38 тысяч. Количество отработанных часов при этом не изменилось, говорят водители.

Всё дело в премии. Её перестали давать тем, кто не выполняет план. Сам план - трёхчастный: нужно достичь нужных показателей по сбору наличности, проводкам по картам ЕГКС и льготникам.

- У нас отдельный план по наличке, синим [карты ЕГКС] и белым [карты льготников] карточкам, - рассказала мне кондуктор на 5-м км. - Если хотя бы один показатель не выполнен, план в целом считается невыполненным. И премию не платят.

- Год назад было так: выполнил ты план или нет, 10% от привезённой выручки идёт тебе в зарплату, - говорит водитель девятого маршрута. - А в этом году я всё лето по 9000 рублей ежедневно привозил (на момент беседы план на «девятке» составлял 5000 рублей за смену. - ForPost), а план выполнял на 60%.

 Днём в салоне в основном пенсионеры

Днём в салоне в основном пенсионеры. При мне наличными за проезд заплатили два человека - я и молодая девушка, не знавшая, сколько вообще стоит проезд в автобусе

С одной проводки карты ЕГКС водитель получает 1 рубль, с льготной карты - всего 30 копеек.

- Я целый день бью этих бабушек, бью, к концу месяца заработал 300 рублей, - жалуется водитель «девятки». - А что делать тем, у кого на маршруте одни бабушки? В субботу ярмарка в Кадыковке. Я на конечной посадил людей, в Кадыковке они все вышли. Насчитал 47 льготных карт. Обратно еду - вот они, все 47 бабушек, на остановке стоят. Получается, рейс сделал - заработал 28 рублей.

На выполнение плана влияет график.

- У нас в одну минуту из Балаклавы выходит сразу четыре маршрута: три государственных и один частный, - поясняет диспетчер. - Подходят к остановке один за другим. Естественно, те, кому надо проехать пару остановок, садятся в первый, остальные машины идут без выручки.

- Разве можно столько автобусов сразу пускать? - возмущаются водители. - Тем более вечером. Вчера на 21:30 три автобуса выехали. Один семь человек забрал, остальные пустые пошли.

Такой график порождает нездоровое поведение на дороге: начинается гонка, на остановках - ругань за пассажиров. Водители неоднократно его просили отрегулировать, но максимум, на что способны в «конторе», - сдвинуть время выезда на минуту-другую. Зато летом, во время разрыва, пассажирам в курортной Балаклаве приходилось по полчаса ждать транспорт на жаре.

- Такой график - требование департамента транспорта, - поясняет диспетчер. - Они хотят, чтобы время ожидания на маршрутах было минимальным. И самих маршрутов стало больше. Если раньше на ГРЭС в Инкермане заходил один маршрут, то сейчас - целых три.

- Много машин и часто - это хорошо, - рассуждает один из моих собеседников. - Мы же социальный транспорт, значит, работаем для людей. Но тогда нужно убрать план. Невозможно сделать так, чтобы автобус шёл каждые пять минут и при этом хорошо зарабатывал.

Водители точно не знают, сколько и за что им платят. Сначала на карточку поступают деньги, а потом, через несколько дней, бухгалтерия выдаёт платёжки. Что в них - понять не удаётся.

- Я отработал 2 месяца, - продолжает водитель ещё одного автобуса, молодой энергичный парень. - Количество часов, смены - всё совпадает. Но во второй месяц получил на 11 тысяч меньше, чем в первый. Пошёл выяснять, они [в бухгалтерии] заволновались, забегали - и в аванс всё отдали. За апрель ставка была ниже (115 рублей в час. - ForPost), часов меньше, а зарплата выше. А в июле ставка выше (130 рублей в час. - ForPost), часов больше, план сделан - а зарплата меньше. Напарник мой может 50 тысяч получить, а у меня 30 тысяч. Выручка примерно одинаковая у обоих.

- В чём же дело? - спрашиваю.

- Непонятно. У меня каждый день план 110% минимум по наличке. А по картам ЕГКС план очень высокий - и общий выходит 96%.

- Так, может, есть коррупция? Возможно те, кто получает больше, делятся с начальством премией?

- Коррупция в другом. Есть те, кто постоянно премии получает. У них хорошие маршруты, хорошие графики. Есть 5 минут разрыв между машинами, а есть 15; соответственно, за один круг можно 400 рублей привезти, а можно 2500. Кто-то знает хорошие графики и просится на них.

- А почему вы не проситесь?

- Я работал на Сахарной Головке, там одни бабушки ездят. Сдавал мало выручки. Попросился на Балаклаву, стал привозить намного больше - зарплата осталась та же или ниже. Я постоянно вверху списка по плану, а зарплата 27 тысяч.

Планы пересматриваются каждые два месяца. «Не успеваешь привыкнуть», - говорят люди.

Хитрые «зайцы» и принципиальные льготники

За работу без кондуктора водителям каждый месяц платят по-разному.

- Бывает 600 рублей «кондукторских», бывает 900, - говорят они. - Главное, мы своё время тратим после смены - сдаём валидаторы, выручку. А нам за это максимум тысячу рублей доплачивают. Раньше эту работу делали кондукторы, у них зарплаты по 15 тысяч.

- Скажите честно, вы воруете деньги из кассы? - прямо спрашиваю я.

Глава дептранса Титов и вице-губернатор Базаров заявляли ранее, что большинство водителей автоколонны раньше работали на частников. И намекнули, что те привыкли класть деньги в карман.

- Во-первых, нам это невыгодно - нужно делать план. А во-вторых, это нереально. Сейчас большинство пользуются картами ЕГКС. Если раньше на «девятке» катушка кассовой ленты в день уходила, то сейчас 2-3 в смену.

- Но всё же?.. - настаиваю я.

- Ну, может рублей 100 на кофе удаётся намутить, если кто билетик не забрал.

Из-за того, что на маршрутах нет кондукторов, водителям приходится выпускать пассажиров только через переднюю дверь, из-за чего последние постоянно пишут жалобы. Но от хитрых «зайцев» это не спасает. Многие до последнего стоят в салоне, сохраняя полное спокойствие, а когда водитель заканчивает высадку и открывает задние двери на посадку, бросаются врассыпную - попробуй догони.

Льготники зачастую принципиально не хотят прикладывать свои карты к валидатору, а показывают их водителю издалека, как пенсионное удостоверение. Иные вообще отказались их оформлять, а в автобусе не платят принципиально, ссылаясь на законы, гарантирующие им бесплатный проезд.

- Если они хотят план, пусть уберут частников, - возмущается кондуктор пригородного маршрута, идущего в Байдарскую долину. - Мы стоим на посадку, ко мне прямо в салон заходят: «Кто до Орлиного?». Восемь человек сразу вышли - это 480 рублей наличными. Я пришла к <заместителю директора Севэлектроавтотранса> Кобышеву и прошу: «Уберите частников». А он мне: «А ты докажи, что пассажиры им платили».

- Эти частники - нелегалы?

- Конечно, - уверяет моя собеседница. - Как только на дорогу выезжает технадзор ГИБДД, их как ветром сдувает. В этот день с планом у нас всё хорошо.

Многие из тех, кто работает сейчас у государственного перевозчика, действительно работали раньше на частные фирмы.

- У меня раньше свой автобус был, - рассказывает один из водителей. - Я очень хорошо зарабатывал и чувствовал себя свободно. Смотрел по выручке: набрал нужную сумму - можно ехать домой.

- У вас был собственный автобус с маршрутом? Что же случилось?

- Случилась Россия. Легально работать на своей машине стало невыгодно. Приходится здесь пахать за 35 тысяч рублей.

Мои собеседники признают, что нервы их уже на пределе. Текучка на предприятии страшная. «Был в отпуске месяц, пришёл - ни одного знакомого лица», - сетует ещё один балаклавский водитель.

***

В этом репортаже нет ни одного имени, ни одной фамилии. Прежде всего потому, что я боюсь навредить: за общение с прессой сотрудникам грозит увольнение, говорят люди. А ещё у меня на руках - уже второе по счёту письмо, направленное в адрес врио губернатора Михаила Развожаева в прошлый четверг, 17 октября. Под ним - 103 живые подписи сотрудников Севэлектроавтотранса, подтверждающих всё вышесказанное.

Первое письмо было отправлено в правительство в августе 2019. В нём сотрудники требовали созвать совместное собрание, на котором присутствовал бы не только директор предприятия Александр Швейкус и его замы, но и глава департамента транспорта Игорь Титов, звали Михаила Развожаева.

Собрание состоялось, но исполнительную власть там представлял вице-губернатор Владимир Базаров. Мероприятие прошло за закрытыми дверями, журналистов, как и руководство предприятия, туда не пустили. Объясняют - чтобы разговор был открытым и честным, а не позированием на камеры.

В конце сентября на совещании правительства Развожаев ещё раз уточнил у Титова, что происходит «на троллейбусном предприятии». Тогдашний глава дептранса назвал конфликт в коллективе «брожениями» и обвинил водителей в недисциплинированности.

«Тот самый сформировавшийся коллектив из интеллигентных водителей троллейбусов и троллейбусниц очень сильно, на 150 человек примерно, пополнился водителями автобусов, которые перешли с коммерческих предприятий, - заявил Титов. - Достаточно жёсткий человек директор Швейкус обозначил условия и требует неукоснительного их соблюдения».

Это же мнение высказал Владимир Базаров. Он заявил, что часть сотрудников предприятия даже создала специальную группу в социальной сети «ВКонтакте», чтобы развалить предприятие. Однако на поверку оказалось, что она мертва с 2015 года, отмечает канал «Первый севастопольский».

Вице-губернатор пообещал еженедельно контролировать, что происходит на предприятии. Но тут всё изменилось: Титова уволили, а сам Базаров больше транспорт не курирует. Эта сфера перешла под ответственность первого зама губернатора Дениса Солодовникова.

«Он приезжал на предприятие, - рассказывает Алехнович, - но встречался не с коллективом, а с руководящим составом, с начальниками подразделений».

С 23 октября 2019 на предприятии работает Главное контрольное управление города Севастополя. Депутаты Заксобрания Севастополя рассматривают возможность включить Севэлектроавтотранс в план проверок Контрольно-счётной палаты на 2020 год.

В свою очередь, замгубернатора Денис Солодовников рассказал ForPost, что окончательные решения по возвращению к жизни «Севэлектроавтотранса» будут приняты после полной проверки деятельности предприятия, в том числе и с привлечением ОНФ.

«Я уже встречался с работниками "Севэлектроавтотранса" и слышал несколько версий происходящего. Считаю, что самым правильным в этой ситуации будет провести общую проверку деятельности, в том числе финансовый полный аудит. В ближайшее время мы к этому приступим. Это важно, поскольку нормальная ревизия деятельности предприятия ни разу не проводилась, а нам скрывать нечего.

Губернатором поставлена чёткая задача - навести порядок, сохранить коллектив и обеспечить бесперебойную работу общественного транспорта.

Чтобы проверка проводилась максимально прозрачно, мы планируем привлечь к работе Общероссийский народный фронт.

Все решения, в том числе возможно и кадровые будут приняты по результатам проверки», - пояснил Денис Солодовников.

Предыдущая новость:

Прокуратура Севастополя выявила нехватку учебников в городских школах


Темы

Cтатьи