Важные новости

Бюджет Севастополя: в чью пользу складывается пазл?

22.06.2019  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика  /  0 комментариев


бюджет кошелекВ Севастополе состоялись слушания по исполнению бюджета в прошлом году. Цифры плачевные. Когда главная цель –​ отдать контракты нужным фирмам, о выполнении программ думать некогда.

Публичные слушания годового отчета об исполнении бюджета Севастополя состоялись 13 июня в Большом зале российского Законодательного собрания города. Отчет правительства об исполнении бюджета был проанализирован Контрольно-счетной палатой, которая выступила на слушаниях содокладчиком.

Цифры сильно разошлись

Средства массовой информации, входящие в орбиту влияния бывшего «народного мэра» Алексея Чалого, усердно зазывали общественность поучаствовать в слушаниях, для чего необходимо было предварительно зарегистрироваться, отправив письмо с данными на адрес электронной почты парламента или передав информацию по телефону.

Прошлогодние слушания по бюджету прошли со скандалами – некоторые общественники не зарегистрировались заранее и впоследствии обвиняли организаторов мероприятия, что их не пустили в зал. Телеканал правительства Севастополя вообще умудрился проиллюстрировать слушания видеосюжетом с другого заседания местного парламента.

В этот раз никто из так называемых «прогубернаторских» депутатов не пришел на слушания по проекту закона города Севастополя «Об исполнении бюджета города Севастополя за 2018 год». Зато в зале присутствовали некоторые члены Общественной палаты, представители общественных организаций и депутат Госдумы России из Севастополя Дмитрий Белик.

По словам спикера севастопольского парламента Екатерины Алтабаевой, заявку на участие в публичных слушаниях подали 15 физических и 12 юридических лиц. «Все предложения, которые поступят в ходе проведения публичных слушаний, будут обобщены, направлены в рабочую группу и по результатам публичных слушаний рабочая группа подготовит итоговое заключение. Оно будет направлено губернатору, в постоянную комиссию по бюджету и размещено на официальном сайте Законодательного собрания», – резюмировала Алтабаева.

В ходе слушаний выяснилось, что чиновники и депутаты оперируют разнящимися цифрами выполнения федеральных целевых программ (ФЦП), которые, даже будучи завышенными, оптимизма не вызывают.

«Фактический уровень кассового исполнения по расходам средств субсидий из федерального бюджета на исполнение федеральной целевой программы (развития региона) составляет почти 40%, что создает риски применения мер финансовой ответственности города», – заявила спикер севастопольского парламента Екатерина Алтабаева, ссылаясь на выводы Контрольно-счетной палаты.

Первый заместитель директора департамента финансов Михаил Ноздряков отметил, что, по подсчетам департамента, освоение средств субсидий составило почти 52%. А если учитывать соглашения, подписанные городскими и федеральными властями, – освоение выше 60%.

Председатель парламентской комиссии по бюджету Вячеслав Аксенов назвал еще одну цифру исполнения ФЦП в регионе за прошлый год. «Оценка министерства экономического развития – на 43% ФЦП выполнена», – подчеркнул он.

Между тем в конце 2018 года власти города прогнозировали исполнение ФЦП в регионе на уровне 65-70%.

Свою точку зрения, почему данные правительства Севастополя отличаются от данных КСП, высказал аудитор надзорного органа Роман Босько: «По данным правительства Севастополя, исполнение по ФЦП – 52%. По нашим данным, это – 39,7%. Объясню, в чем разница: 52% – это с учетом выданных авансов, 39,7% – это по результатам фактически выполненных работ».

Все плохо и надо бить в колокола

Аудитор Роман Босько также озвучил факты, гораздо менее приятные. В частности, исполнение плана по собственным неналоговым доходам с 2015 по 2018 год снизилось со 108,3% до 67,1%.

Общаясь с журналистами, Босько привел в качестве примера средства из резервного фонда президента России, которые были выделены Севастополю на ремонт и реконструкцию дорог. Они были освоены всего на 53,2%.

«Эту проверку мы проводили совместно с казначейством. Они считают еще более жестко: если часть средств, выделенных на объект, была потрачена, но объект не выполнен, они считают все средства нерезультативными», – пояснил аудитор.

Комментируя ситуацию, глава бюджетной комиссии парламента Севастополя Вячеслав Аксенов назвал 2018 год в Севастополе «годом упущенных возможностей». Еще более резко высказался участник слушаний Алексей Яковлев.

«Счетная палата называет один процент выполнения ФЦП, правительство – другой. Но и одна, и другая цифра – это катастрофа. Даже если исполнение составляет 52% – мы же теряем будущее нашего города! Те возможности, которые предоставляются нам правительством и президентом, просто теряются. Об этом нужно трубить, бить во все колокола, этим нужно заниматься денно и нощно. Но этим никто не занимается: все считают, что 52% – это нормально», – сказал он.

«Следует отметить, что по состоянию на 31 декабря прошлого года из 24 объектов, запланированных к исполнению в 2018 году, введено в эксплуатацию только 4 объекта – строительство детского сада в микрорайоне Шевченко, строительство детского сада на проспекте Генерала Острякова, реконструкция и благоустройство территории, прилегающей к монастырю Святого Георгия, и строительство берегозащитных дамб на реке Бельбек. Это 19% от общего количества объектов, исполнение которых предусмотрено в 2018 году. По 17 объектам срок ввода в эксплуатацию в 2018 году нарушен», – сообщил также аудитор Босько.

Налоги, статистика и другие секреты

В ходе слушаний Михаил Ноздряков отказался озвучивать названия предприятий, которые являются наиболее крупными налогоплательщиками региона. Вопрос ему задала руководитель общественной организации «Севастопольские мамы» Елена Голубева: «Пять лет назад севастопольские депутаты говорили о том, что город в ближайшее время станет научно-исследовательским кластером с высокотехнологичной экономикой. Произошло ли это в Севастополе? Существует ли рост доходов от предприятий этой сферы? Если таких данных нет, было бы неплохо услышать названия предприятий, которые являются наиболее крупными налогоплательщиками в нашем городе».

Михаил Ноздряков признал, что информация о крупных налогоплательщиках у него есть. «Насколько я знаю, мы не можем ее публично называть», – заявил он. Ранее горфин констатировал, что город в 2018 году выполнил план поступлений по налогам на 90% – собрано почти 14 миллиардов рублей.

В апреле нынешнего года заместитель председателя КСП Наталья Середа, выступая перед депутатами, рассказала о результатах мониторинга и анализа реализации государственных программ Севастополя за 2018 год. По ее данным, объемы ресурсного обеспечения, утвержденные в государственных программах города Севастополя, составили 44,098 миллиардов рублей – с учетом внебюджетных средств. Исполнение бюджета Севастополя по реализации государственных программ составило 31,223 миллиарда рублей, или 87% от общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных в главном финансовом документе Севастополя на реализацию мероприятий госпрограмм.

«Худшие показатели по использованию запланированных средств наблюдаются в реализации программ по развитию транспорта и транспортной инфраструктуры, общественной безопасности и развитию государственной ветеринарной службы, – отметила заместитель председателя КСП. – От 90% до 100% исполнены программы по развитию сельского хозяйства, экологии, промышленности, социальной защиты, по развитию государственного управления».

Как сообщила Наталья Середа, в начале 2018 года объем федеральных субсидий в рамках ФЦП составлял 11,7 миллиардов рублей. В 4-м квартале эта сумма была уменьшена на 3,79 миллиардов.

О том, что доходы будут недополучены, потому что деньги не осваиваются, депутаты и представители КСП говорили во время внесения изменений в городской бюджет в октябре 2018 года.

По пяти объектам контракты заключены только в 4-м квартале 2018 года. Два контракта, в том числе с разработчиками генплана, расторгнуты.

Менее чем на 20% освоены деньги по трем госпрограммам – «Развитие физической культуры и спорта», «Развитие гражданского общества» и «Развитие здравоохранения» (причем по последней программе исполнено менее 2% запланированного).

Причин, на которые ссылаются исполнители, множество. Однако основные, по словам Натальи Середы, – либо корректировка проектной документации после начала работ, либо вдруг возникшая необходимость проведения кадастровой оценки. Кроме этого, в отчете КСП причинами называются поздние сроки заключения государственных контрактов и низкая исполнительная дисциплина подрядчиков, нарушающая графики выполнения работ.

Деньги есть, работы нет?

Почему же при наличии устойчивого финансирования программы в Севастополе не выполняются? Помимо того, что многие чиновники оказываются никудышными руководителями, а действующее российское законодательство в плане расходования бюджетных средств отличается излишней зарегулированностью, есть и другие причины.

Показателен пример со строительством важных медицинских объектов, начать которое в Севастополе никак не могут на протяжении последних трех лет. 14 мая за срыв сроков строительства инфекционной больницы главу Севастополя критиковал на совещании в Горках российский премьер Дмитрий Медведев. «Это все демонстрирует какую-то чудовищную беспомощность, детский сад какой-то. Экспертиза была, строить не начали», –​ сказал Медведев.

Севастопольские СМИ предполагали и оказались правы, что срыв строительства медицинских объектов ФЦП в Севастополе губернатором Овсянниковым был на руку Ростеху, представителем которого в городе и считают этого выходца из Минпромторга России. 8 июня на ПМЭФ правительство города подписало с госкорпорацией соглашение, которое предполагает, помимо прочего, строительство объектов здравоохранения. Об этом сообщил индустриальный директор радиоэлектронного комплекса Ростеха Сергей Сахненко.

Пазл сошелся: нужен не какой-либо подрядчик, а конкретный, вполне определенный подрядчик – тогда с освоением средств не будет никаких проблем.

Геннадий Кравченко, крымский обозреватель

Крым.Реалии

Предыдущая новость:

Детский парк в Севастополе почему-то перестал быть похожим на детский


Темы

Cтатьи