Важные новости

Почем народная любовь: власти Севастополя «покупают» лояльность СМИ

30.04.2019  /  Категория: Политика  /  Тема: Аналитика  /  0 комментариев


Российские власти Севастополя тратят деньги налогоплательщиков на самопиар и войну с оппонентами в средствах массовой информации. Тем временем одно из созданных местным правительством информагентств признано банкротом, а телерадиокомпания уже более года не может переехать в новые помещения, купленные за 118 миллионов рублей.

продажные СМИ

Российское правительство Севастополя объявило закупку на размещение материалов о своей деятельности в федеральном информационном агентстве. Данные о тендере появились на сайте госзакупок 22 апреля, объект закупки сформулирован так: «Оказание услуг по подготовке федеральным информационным агентством информационных материалов в рамках реализации государственной национальной политики в городе Севастополе и размещение на сайте сетевого издания, специализирующемся на освещении событий социальной, экономической и политической жизни Российской Федерации, города Севастополя и Республики Крым в 2019 году».

Начальная цена контракта составляет 1 млн рублей. Заказчиком выступает департамент общественных коммуникаций Севастополя.

Народная любовь за народные деньги

О том, что чиновники давно потеряли всякий стыд при расходовании бюджета, который, как известно, формируется из денег налогоплательщиков, в Севастополе говорят давно. Ситуация с самопиаром местного правительства – лишнее тому подтверждение.

В прошлом году победителями аналогичной закупки стали федеральное информагентство «ФедералПресс» и региональный сайт «Севастопольмедиа». Общая сумма затрат на два издания превысила 1,8 млн рублей. Став медиа-партнерами чиновников, эти издания обязались публиковать информационные материалы как собственного производства, так и написанные пресс-службой правительства.

Покупка лояльности в СМИ – распространенная в России практика, и принцип договорных публикаций существует, но обычно он реализуется не так, как сделало правительство Севастополя, рассказал год назад в интервью севастопольским СМИ московский политолог Борис Межуев. «Покупать СМИ через госзакупки – это, по-моему, довольно грубовато. Обычно это гранты, фонды, какие-то особые отношения с владельцем СМИ: например, ему предоставляются какие-то эксклюзивные права на ценную информацию», – сказал он.

В результате оба издания, подкормившись бюджетными деньгами, в течение года успешно пели дифирамбы городскому правительству и яростно критиковали его оппонентов.

«Покупка лояльности» становится особо актуальной, когда есть общественно-политическая конкуренция, а в Севастополе она присутствует в полной мере», – подтверждает Борис Межуев.

Управлять собственными СМИ нет таланта

Две недели назад Автономная некоммерческая организация «Региональное информационное агентство «Севастополь» была признана банкротом. Информация об этом размещена в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Такое решение принял Арбитражный суд Севастополя 11.04.2019 г. по делу № А84-994/2019. В сообщении ведомства говорится, что в отношении АНО «РИА «Севастополь» открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.

В марте нынешнего года истец – банк РНКБ – в качестве исковых требований заявил о сумме задолженности в 32,5 млн рублей, которые ему должно РИА «Севастополь». Помимо этого, в картотеке арбитражных дел числятся и другие удовлетворенные иски о взыскании с РИА «Севастополь» сумм задолженностей. Среди выигравших суды истцов числятся, в частности, предприятие МВД РФ «Охрана», редакция газеты «Слава Севастополя», федеральное унитарное предприятие «Почта Крыма».

О создании РИА «Севастополь» власти города объявили в январе 2015 года. В ноябре куратором проекта со стороны правительства стал советник губернатора Сергея Меняйло и один из лидеров байк-клуба «Ночные волки» Феликс Черняховский. «Задача у агентства будет простая – качественная независимая журналистика, освещение событий в городе, общественно-политической жизни», – рассказал Черняховский. В свою очередь медиа-аналитик Василий Гатов назвал этот проект ресурсом для удержания рейтинга губернатора города.

Как сообщали местные СМИ, помещением на ул. Ленина, 50, выделенным губернатором Меняйло информагентству, пользовались газета «Адмирал» и интернет-издания «Новая политика», «Севастопольские рассказы» и сайт Sannews.com.ua. Журналисты всех этих изданий работали и на РИА «Севастополь».

При рассмотрении проекта городского бюджета на 2016 год депутаты законодательного собрания из команды Алексея Чалого заблокировали выделение губернаторскому информагентству 52 миллиона рублей, поскольку правительство Севастополя не обосновало расходование денег на медиа-ресурс.

Всего через четыре месяца после начала работы, в апреле 2016 года, информагентством заинтересовалась городская прокуратура: выяснилось, что сотрудникам не платят зарплату. На предприятии образовалась задолженность перед 69 работниками на общую сумму более 4 млн руб. на протяжении более двух месяцев.

После прокурорской проверки, проведенной в мае, Следственный комитет возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы).

Кроме того, за помещение РИА «Севастополь» на улице Ленина, 50 с департаментом по имущественным и земельным отношениям Севастополя начала судиться фирма «Цельсий плюс». Компания заявляет о своих правах на это помещение.

В конце июля 2016 года президент России Владимир Путин своим указом отправил в отставку губернатора Севастополя Сергея Меняйло и назначил его полпредом в Сибирский федеральный округ. На место Меняйло был временно назначен Дмитрий Овсянников из Минпромторга России.

Нового губернатора медиа-ресурс Меняйло не интересовал совершенно, тем более что Овсянникову удалось найти общий язык с Алексеем Чалым, владеющим местным телеканалом НТС и сайтом «Форпост», а также с Олегом Николаевым, в орбите влияния которого находится сайт «Примечания».

Ситуация изменилась кардинально, когда в сентябре 2017 года Дмитрий Овсянников победил на выборах и стал губернатором официально. Уже в декабре чиновники правительства на бюджетных слушаниях «побили горшки» с депутатами «команды Чалого» и с того времени в городе идет затяжная медиа-война.

Овсянникову нужно было собственное мощное средство массовой информации. Созданный правительством на базе украинской СГТРК бюджетный телеканал «ИКС» хотя и пользовался доверием севастопольских пенсионеров, но был откровенно слабоват в сравнении с чаловским НТС.

Для улучшения ситуации были вызваны специалисты из российской столицы. Московский десант прибыл в составе Татьяны Дружняевой и Алексея Папчени. Дружняева до этого трудилась продюсером компании «Апостол Медиа» (Москва), Папченя занимался производством видеоконтента. Соучредителем «Апостол Медиа» является Олег Беркович, приглашенный ранее в Севастополь для работы советником губернатора и вплотную занимавшийся его предвыборным пиаром. Впоследствии Беркович занял должность директора департамента общественных коммуникаций правительства Севастополя.

Дружняева стала генеральным продюсером Севастопольской телерадиокомпании, Папченя – директором. Государственное автономное учреждение «Севастопольская ТРК» представляет собой государственный холдинг, включающий в себя телеканал «ИКС», две радиостанции, интернет-сайт и информационное агентство. Со всей России были набраны новые сотрудники, с удовольствием помчавшиеся «к морю и фруктам».

Городское правительство за 118 миллионов приобрело для телеканала помещение в апартаментах у пляжа «Хрустальный», еще более 100 миллионов было потрачено на оборудование.

Между тем, время шло, а качество телепрограмм не улучшалось. 21 августа 2018 года телеканал «ИКС» остался без руководства – генеральный продюсер Татьяна Дружняева и директор Алексей Папченя покинули канал. Еще раньше, 27 июля, Олег Беркович ушел с должности директора департамента общественных коммуникаций правительства Севастополя. А 10 августа о своем уходе из правительства Севастополя заявила начальник управления коммуникаций Ирина Зотова. Команда «московских специалистов» дружно покинула город – сработаться с севастопольскими чиновниками не удалось. Телеканал в новые помещения так и не переехал.

Андрей Покровский, крымский блогер

Крым.реалии

Предыдущая новость:

На форуме «Русская Таврида» дворяне поднимут вопрос о декоммунизации топонимов Севастополя