Важные новости
Заблудившаяся война 2: Собиратели плодов
04.08.2010 / Категория: Культура
Выставка с таким названием открылась в Доме Москвы в Севастополе. Выставочный проект «Заблудившаяся война» (в Севастополе его представляли Анна Русяева и Ирина Яковлева) состоит из двух частей. Первая из них была показана в помещениях Stella Art Foundation в Москве как совместный проект Юрия Павлова-Русяева, Марка Шатуновского и Миши Рахлевского.Картины Павлова-Русяева (2008-2009 гг.) послужили импульсом к началу создания цикла стихотворений Шатуновского (2009 г.), и далее живописная серия и поэтический цикл развивались под значительным воздействием друг друга, сохраняя, тем не менее, свою художественную независимость. Все вместе они составили выставку «Заблудившаяся война», которую Миша Рахлевский осмыслил с музыкальной точки зрения и под его руководством Камерный оркестр Kremlin исполнил на открытии несколько произведений из музыки ХХ века, близких живописи и поэзии по духу и по приемам смешения разных художественных традиций.
Вторая часть этого проекта – выставка «Заблудившаяся война 2: собиратели плодов», которую Stella Art Foundation при поддержке Правительства Москвы показывает в Доме Москвы в Севастополе – представляет расширенный визуальный ряд и посвящена, скорее, блужданиям мысли, чем военным действиям как таковым. Во вторую часть проекта включены графические работы одного из значительных художников советского андеграунда Вагрича Бахчаняна, которые относятся к серии «Американцы, как их видят русские» (1983) и опираются на классические, весьма разнообразные приемы советской карикатуры и также на находки некоторых западных карикатуристов вроде Херлуфа Бидструпа. Они изображают с предельной остротой, и графической и психологической, и вместе с тем с большой элегантностью всех «персонажей» американского капитализма, какими они представлялись в СССР в 1970-х гг.
Бахчанян акцентирует несоразмерность и абсурдность агрессии как таковой и одновременно стремится запутать зрителя: кто является ее носителем, а кто адресатом ее проявления в современном мире. Живопись Павлова-Русяева, напротив, смешивает все времена, империи и стили, изображая с виртуозным мастерством, восходящим к технике живописи старых европейских мастеров, мир, где все уже произошло, все дворцы построены, все земли давно завоеваны и чьи обитатели хаотически и лениво воспроизводят действия, давно утратившие смысл. Солдаты на картинах Павлова-Русяева перестают быть носителями агрессивного начала и вступают в мирный диалог с прошлым.
Кровь давно ушла в песок тех древних пространств, а солдаты превратились в археологов и предсказателей, строителей, безумцев и торгашей. И даже библейский Змей не смущает советских бойцов: они бесцеремонно снимают его с Древа Познания вместе с урожаем яблок неведомого года. Два противоположных подхода – напористая демонстрация иллюзорности и напряжения окружающего мира у Вагрича Бахчаняна, с одной стороны, и противоположное этому меланхолическое созерцание событий истории у Юрия Павлова-Русяева, с другой, находят своеобразное соединение в поэзии Марка Шатуновского – одного из наиболее признанных российских поэтов современности, относящего свое творчество к метареалистическому направлению. Автор с отстраненной позиции фиксирует великое и малое, святое и греховное, минувшее и современное, свободно сочетая и комбинируя эти категории.
Разработка стратегий, освоение тактики, маневров и перестроений, лобовых атак и партизанских ударов разыгрываются человечеством каждый день, принимая самые разные внешние формы. Слово «игра» ключевое для выставки «Заблудившаяся война» и для ее авторов. Оно подразумевает позицию создателя по отношению к объекту своего творчества-исследования, а также сам метод работы. Однако, эта игра вполне серьезна и в отношении мастерства ее воплощения, всегда отточенного и опирающегося на огромную культуру, и в отношении авторской рефлексии над проблемой игрового сознания, часто проявляющего себя в современном обществе – с легкостью смешивая несовместимые понятия, оно повседневно находит серьезное и эффективное применение, отражая зыбкость грани реального и нереального восприятии людей.
Похожие новости
- 16.03.2010 • Сразу две художественные выставки работают в Севастополе
- 06.03.2010 • Сегодня в Севастополе открылась выставка фиалок и кошек
- 22.02.2010 • В Севастополе открылись две персональные фотовыставки
- 09.07.2009 • Восточные мотивы в Севастополе