Важные новости

«Штык и парус» вернут к первоначальному виду

28.03.2019  /  Категория: Общество  /  0 комментариев


Состояние обелиска «Штык и Парус» в Севастополе давно тревожит горожан. Но в последнее время мнения, что один из символов города накренился и может упасть в любой момент, стали звучать особенно часто.Один из символов Севастополя - обелиск «Штык и парус», что возвышается над мысом Хрустальный, нуждается в ремонте. Проект реставрации уже подготовлен и проходит стадию согласования.

Как это было

Постановление Совета Министров Украины «О сооружении обелиска в честь города-героя Севастополя» было принято 7 мая 1966 года. Об этом рассказывает в книге «Город-герой Севастополь» Алексей Баглей, в те годы главный архитектор города, пишет «Севастопольская газета».

Для разработки архитектурного проекта обелиска был объявлен открытый конкурс, в котором приняли участие 12 проектов, два - севастопольские: Адольфа ШеффераСтанислава Чижа и Израиля Фиалко.

Интересно, что в это время Фиалко работал над созданием Мемориала на площади Нахимова и предлагал обелиск в честь города-героя установить там же.

Однако эта идея не встретила понимания со стороны главного архитектора, как члена жюри конкурса. Он считал, что вмешиваться в облик уже вполне благоустроенной площади нет никакого смысла, наоборот, рациональнее использовать еще неблагоустроенную территорию, а именно высокий склон мыса Хрустальный.

Именно эту свою идею Баглей изложил архитектору Шефферу, считая его своим соратником и во многом творческим единомышленником. Первоначальный ответ Шеффера был отрицательным, но уже ближе к ночи того же дня он позвонил Баглею и сообщил, что согласен. За несколько дней до срока сдачи конкурсных проектов Шеффер показал Баглею свой проект, разработанный со скульптором Чижом. Они единственные предложили в качестве места установки будущего обелиска мыс Хрустальный.

Это уже потом все 12 проектов были выставлены в Доме офицеров флота на общественное обсуждение, но именно проект Шеффера-Чижа вызвал наибольшее одобрение.

6 октября 1966 года решение сооружать обелиск именно по их проекту на мысе Хрустальный было принято. Еще через несколько месяцев проект одобрил тогдашний командующий Черноморским флотом адмирал Серафим Чурсин.

Впрочем, для того, чтобы проект обрел окончательный вид и получил необходимые согласования, пришлось еще немало поработать. Например, макет обелиска по требованию Госстроя пришлось продуть в аэродинамической трубе ЦАГИ имени Жуковского.

Проектирование поручили институту «КрымНИИпроект», а строительство, которое началось в 1971 году - СУ-42 треста Севастопольстрой и СУ-432 треста Крымморгидрострой.

А это что?

Обелиск сооружали долго, и тому были всякие причины. Его окончательный вид какое-то время так и оставался загадкой для севастопольцев.

Наконец, в 1978 году было объявлено, что поднявшийся до почти 60-метровой высоты над Севастопольской бухтой зубец на самом деле есть соединенные воедино штык и парус, символизирующие единство армии и флота. Правда, острые на выдумку горожане тут же окрестили его иначе.

Об одном из эпизодов строительства следует рассказать особо. В котловане были обнаружены два орудия периода первой обороны города, так называемые единороги. Музей обороны и освобождения Севастополя тут же «оприходовал» находку себе и выставил в качестве экспонатов перед зданием Панорамы. Для возвращения их на законное место и включение в состав комплекса пришлось изрядно побороться и даже заручиться поддержкой самого министра культуры страны. Только после этого пушки водрузили на лафеты, специально разработанные архитектором Адольфом Шеффером.

Со временем севастопольцы привыкли к белоснежной вертикали, а изображение обелиска стали тиражировать на открытках, путеводителях, конвертах. Да и теперь, редкий турист, внимая рассказу экскурсовода у Памятника затопленным кораблям, не обратит внимание на противоположный берег: «А это что?».

Сдать во что бы то ни стало

Да, обелиск уже давно стал достопримечательностью, бери выше - лицом города. Было время, когда конструкция выглядела капитально и незыблемо, но спустя несколько лет стали очевидны разрушения. Стоять около обелиска стало опасно, того и гляди попадешь под куски облицовочной плитки, срывающиеся с многометровой высоты.

Уже скоро специалисты определили причину камнепада - железобетонную конструкцию облицевали известковой альминской плиткой, закрепив ее на некачественный металл, без необходимых в таких случаях легирующих добавок.

Далее все происходило по схеме: пористый известняк впитывал влагу, та, дойдя до металлической закладной, вызывала ее коррозию, и, увеличиваясь в объеме, выталкивала камень в местах сопряжения.

А все потому, что обелиск достраивали к очередной дате, а, значит, «во что бы то ни стало» и не особо заботясь о последствиях.

К этой очевидной проблеме пару лет назад добавилась еще одна - группа общественников забила тревогу о якобы существующей угрозе падения стелы, по их предположению, спровоцированной окрестным строительством и взрывом 16-этажки.

Так или иначе, но вопрос реконструкции обелиска назрел даже не вчера. Проектированием занялось выигравшее в конце 2017 года тендер ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская «Вега» (Санкт-Петербург). По словам представившего проект общественному экспертному совету при Управлении охраны объектов культурного наследия архитектора Екатерины Николаевой, сейчас проект проходит этап согласования, с перспективой дальнейшего начала строительных работ.

Никто никуда не падает

Для начала Николаева решительно разрушила миф о якобы начавшемся падении памятника.

- Мы провели необходимые исследования и убедились, что никакой угрозы падения обелиска не существует. Да, у сооружения есть визуальный наклон, но это скорее из-за его формы, которая изначально является криволинейной. Такая форма и создает оптический обман, - рассказала Елена Николаева.

По словам архитектора, сложность будущих реставрационных работ определяется, в первую очередь, его высотой.

- В проект заложены демонтаж облицовочной плитки, ее реставрация и установка на место, замена креплений на из нержавеющей стали особой марки с включением титана, поскольку металл существующего крепления полностью проржавел и не работает. Облицовочная плитка подпорных стен будет заменена на новую, но такую же, выпиленную в местном карьере. Изменения коснутся не только поверхности обелиска, но и покрытия площадок, - объяснила архитектор, добавив, что, когда дело дойдет до исполнения, предстоит провести дополнительные исследования.

Кроме того, для отвода и сбора ливневых вод на объекте планируется выполнить внутреннюю дренажную систему, что позволит собирать воду в лотки и сбрасывать ее в существующий водоприемный колодец. Для доступа маломобильных групп населения устраивают пандусы. Из прочих работ - наружное освещение, подсветка, вентиляция шахты обелиска, молниезащита, видеонаблюдение.

Темой заседания очередного экспертного совета стало уточнение предмета охраны: габаритов ступеней, подпорных стен, создание трех уровней смотровых площадок, вместо первоначальных двух.

Еще один предмет уточнения - восстановление в полном объеме надписи на южном фасаде: «Подвиг и слава твоя, Севастополь, вечно в сердцах благодарных людей». Надпись отчасти была утрачена и в предмет охраны изначально была внесена лишь частично. Проектировщики также отметили, что расположенные неподалеку от памятника новострои закрывают панораму и, вероятно, являются причиной нарушения целостности поверхности террас вокруг обелиска.

Пушки - на место

Речь идет о тех самых пушках, о которых упоминалось выше.

- В свое время «единорогов» убрали из-за угрозы их хищения, и правильно сделали. Теперь они на тех же постаментах находятся с тыльной стороны здания Панорамы. На сегодня пушки, как объекты охраны, поставлены на государственный учет, - рассказал председатель совета Юрий Падалка. По его мнению, как раз последнее является основанием для возвращения их на прежнее законное место. Правда, при этом возникают определенные сложности - у обелиска им будет трудно обеспечить охрану. И все же надежда, что пушки вернут на место, есть.

Чужая земля

По словам присутствовавшего на заседании инженера службы заказчика Александра Колесниченко, общая стоимость проектно-изыскательских работ составляет 12 миллионов рублей.

- На сегодня проектная и рабочая документация сданы нам в полном объеме и выполнены с оценкой «хорошо». «Теперь мы ждем экспертизы историков и расчета сметной стоимости строительно-монтажных работ, тогда контракт можно будет считать выполненным полностью», - сказал представитель заказчика.

Он также пояснил, что согласно первоначальному плану проектирование должно было завершиться в августе 2018 года, чему помешали объективные причины: необходимость получения большого количества согласований.

- Замечаний было много, но проектировщики, к счастью, на все отреагировали. Если реконструкция будет в точности выполнена по этому проекту, за судьбу обелиска мы можем быть спокойны, - заверил Колесниченко.

Еще одна немаловажная информация, им озвученная, - на возвращение пушек получено разрешение хозяина земли. Да, да, как оказалось, эта территория имеет частного хозяина, правда называть его Колесниченко не стал.

На вопрос о сроках выполнения реконструкции он объяснил, что в идеальном варианте это будет уже до конца года. Конечно, при условии, что будут соблюдены все установленные сроки: утверждения научно-проектной документации, выхода из госэкспертизы, проведения торгов по выбору подрядчика. На выполнение самих работ отводится восемь месяцев, то есть обновленный обелиск город имеет шанс получить к новому, 2020 году.

Предыдущая новость:

Россия искажает сигналы GPS в Крыму и на военных объектах – новое исследование C4ADS