Важные новости
В музее имени Михаила Крошицкого открылась выставка крымского художника Ивана Копаенко
11.07.2010 / Категория: Культура
Выставка крымского художника Ивана Копаенко открылась 9 июля в музее имени Михаила Крошицкого. В экспозиции – более 50 работ разных лет. Автор назвал ее – «По родной стране».Иван Павлович Копаенко занимает достойное место в современном искусстве Крыма. Его уважают коллеги, у него есть свой круг почитателей, личная и творческая судьба сложилась так, как позволила и определила жизнь, и как захотел и смог он сам. Редкие в наше время свойства: добропорядочность, ответственность, уважительное отношение к человеку, обесцененное многими понятие чести и достоинства - привлекают к личности художника и во многом определяют особенности его творчества. Привычное выражение: «Все мы родом из детства» в отношении Ивана Павловича понимается по особому.
Его детство пришлось на военные годы, и видеть довелось окопную правду без прикрас: отступление наших войск, немецкую оккупацию, возвращение своих, ликование победы. До сих пор хранит благодарная память вкус каши из походного котла и теплое участие солдат к голодным неприкаянным мальчишкам. В шесть лет при бомбежке произошло тяжелое ранение и, последовавшее затем, трудное лечение и медленное выздоровление. Именно тогда мама принесла ему коробочку цветных карандашей и амбарную книгу вместо альбома. Как говорит сам И.Копаенко: «Она принесла мою судьбу».
Запах этих карандашей был необычным и сулил что-то совсем особое, новое и тайное. Ощущение творчества как таинства осталось с детства на всю жизнь. По окончании войны, после нескольких лет скитаний в поисках лучшей доли, семья, потерявшая кормильца, вернулась в Крым. С 1950-х годов художник постоянно живет и работает на крымской земле. Она дает ему силы, энергию, она питает его вдохновение. Профессиональные знания и навыки И.Копаенко получил в Крымском художественном училище и Московском полиграфическом институте.
В советские времена много ездил по стране в составе творческих групп Союза художников, исколесил огромную территорию от Кавказ до Кольского Заполярья и от Урала до Прибалтики. В определенном смысле Копаенко - нетипично крымский художник. Он любит землю, как данность Божию, и по большому счету, неважно, что изображается: горы Дагестана, леса Белоруссии или родные пенаты.
Мало того, он почти не пишет Южнобережья, избитых рекламных красот, и уж совсем напрочь отбрасывает приевшуюся декоративность, многоцветие, эдакую крымскую фасонистость, порожденные вкусами рыночных потребителей. Пустынные предгорья, карадагские бухты и тарханкутские берега наиболее полно выражают представление мастера о Крыме - именно эти мотивы постоянно присутствуют в его творчестве. В молодые годы желание сказать сразу и обо всем проявлялось у художника в некоторой декларативности идей, в упрощении и излишней обобщенности форм, сознательном ограничении цветовой палитры.
С возрастом, с опытом ушла прямолинейность молодости, пристальней стал он всматриваться в мир в поисках правды и истины. В творчестве зрелого мастера есть мудрая строгость и ясность. В его произведениях нет надрыва, нервозности, крикливости, так раздражающей в современном искусстве. Спокойный и взвешенный тон воздействует на зрителя деликатно, ненавязчиво. За внешней простотой не сразу, не вдруг познается глубина. Происходит как бы многократное возвращение, вглядывание и постепенное понимание, проникновение. Формальные поиски в творчестве И.Копаенко всегда соответствуют образным и никогда не становятся самоцелью. Техника акварели и масляной живописи используются им в зависимости от поставленной задачи.
Хотя бывали периоды, когда художник больше работал акварелью и слыл в своей среде акварелистом. Этой техникой он владеет мастерски, умеет извлечь все ее возможности от классической прозрачности, воздушности - до несвойственной ей плотности, густоты цвета, добиваясь этого специальной обработкой бумаги или покрытием сверху лаком. Работая маслом, порой придает ему свойства акварели или прибегает к обычным приемам и способам.
В композиции мастер чаще всего использует прием так называемой параллельной перспективы, совмещающей точки зрения сверху и снизу, и позволяющей увидеть мир в большом и малом измерении, издалека и вблизи. Во все периоды творчества следует отметить очень деликатное отношение к цвету, колорит художника всегда очень сдержанный, продуманный, ни в коем случае не кричащий, пестрый, назойливый.
Природа, человек, жизнь, смерть, круговорот жизни - простые и вечные понятия стремится воплотить в своем творчестве художник. В лаконичной сжатой форме выражает он свое чувство и понимание гармонии. В последнее время Иван Павлович стал обращаться к религиозно-философским проблемам. Быть может, это начало нового этапа творчества, и пока трудно четко определить его параметры, но духовные искания представляются естественными и логичными для серьезного, вдумчивого художника.
Похожие новости
- 07.06.2010 • Дом Москвы показывает «Творческую Я»
- 07.06.2010 • В музее Крошицкого открылась выставка Мая Чухланцева
- 10.04.2009 • В Севастопольском Художественном музее открылась выставка авангардизма
- 03.02.2009 • В Севастополе открылась выставка Николая Шеметова