Важные новости

В музее имени Михаила Крошицкого открылась выставка крымского художника Ивана Копаенко

11.07.2010  /  Категория: Культура

Выставка крымского художника Ивана Копаенко открылась 9 июля в музее имени Михаила Крошицкого. В экспозиции – более 50 работ разных лет. Автор назвал ее – «По родной стране».

Иван Павлович Копаенко занимает достойное место в современном искусстве Крыма. Его уважают коллеги, у него есть свой круг почитателей, личная и творческая судьба сложилась так, как позволила и определила жизнь, и как захотел и смог он сам. Редкие в наше время свойства: добропорядочность, ответственность, уважительное отношение к человеку, обесцененное многими понятие чести и достоинства - привлекают к личности художника и во многом определяют особенности его творчества. Привычное выражение: «Все мы родом из детства» в отношении Ивана Павловича понимается по особому.
 
Его детство пришлось на военные годы, и видеть довелось окопную правду без прикрас: отступление наших войск, немецкую оккупацию, возвращение своих, ликование победы. До сих пор хранит благодарная память вкус каши из походного котла и теплое участие солдат к голодным неприкаянным мальчишкам. В шесть лет при бомбежке произошло тяжелое ранение и, последовавшее затем, трудное лечение и медленное выздоровление. Именно тогда мама принесла ему коробочку цветных карандашей и амбарную книгу вместо альбома. Как говорит сам И.Копаенко: «Она принесла мою судьбу».
 
Запах этих карандашей был необычным и сулил что-то совсем особое, новое и тайное. Ощущение творчества как таинства осталось с детства на всю жизнь. По окончании войны, после нескольких лет скитаний в поисках лучшей доли, семья, потерявшая кормильца, вернулась в Крым. С 1950-х годов художник постоянно живет и работает на крымской земле. Она дает ему силы, энергию, она питает его вдохновение. Профессиональные знания и навыки И.Копаенко получил в Крымском художественном училище и Московском полиграфическом институте.

 В советские времена много ездил по стране в составе творческих групп Союза художников, исколесил огромную территорию от Кавказ до Кольского Заполярья и от Урала до Прибалтики. В определенном смысле Копаенко - нетипично крымский художник. Он любит землю, как данность Божию, и по большому счету, неважно, что изображается: горы Дагестана, леса Белоруссии или родные пенаты.
 
Мало того, он почти не пишет Южнобережья, избитых рекламных красот, и уж совсем напрочь отбрасывает приевшуюся декоративность, многоцветие, эдакую крымскую фасонистость, порожденные вкусами рыночных потребителей. Пустынные предгорья, карадагские бухты и тарханкутские берега наиболее полно выражают представление мастера о Крыме - именно эти мотивы постоянно присутствуют в его творчестве. В молодые годы желание сказать сразу и обо всем проявлялось у художника в некоторой декларативности идей, в упрощении и излишней обобщенности форм, сознательном ограничении цветовой палитры.

С возрастом, с опытом ушла прямолинейность молодости, пристальней стал он всматриваться в мир в поисках правды и истины. В творчестве зрелого мастера есть мудрая строгость и ясность. В его произведениях нет надрыва, нервозности, крикливости, так раздражающей в современном искусстве. Спокойный и взвешенный тон воздействует на зрителя деликатно, ненавязчиво. За внешней простотой не сразу, не вдруг познается глубина. Происходит как бы многократное возвращение, вглядывание и постепенное понимание, проникновение. Формальные поиски в творчестве И.Копаенко всегда соответствуют образным и никогда не становятся самоцелью. Техника акварели и масляной живописи используются им в зависимости от поставленной задачи.
 
Хотя бывали периоды, когда художник больше работал акварелью и слыл в своей среде акварелистом. Этой техникой он владеет мастерски, умеет извлечь все ее возможности от классической прозрачности, воздушности - до несвойственной ей плотности, густоты цвета, добиваясь этого специальной обработкой бумаги или покрытием сверху лаком. Работая маслом, порой придает ему свойства акварели или прибегает к обычным приемам и способам.
В композиции мастер чаще всего использует прием так называемой параллельной перспективы, совмещающей точки зрения сверху и снизу, и позволяющей увидеть мир в большом и малом измерении, издалека и вблизи. Во все периоды творчества следует отметить очень деликатное отношение к цвету, колорит художника всегда очень сдержанный, продуманный, ни в коем случае не кричащий, пестрый, назойливый.

Природа, человек, жизнь, смерть, круговорот жизни - простые и вечные понятия стремится воплотить в своем творчестве художник. В лаконичной сжатой форме выражает он свое чувство и понимание гармонии. В последнее время Иван Павлович стал обращаться к религиозно-философским проблемам. Быть может, это начало нового этапа творчества, и пока трудно четко определить его параметры, но духовные искания представляются естественными и логичными для серьезного, вдумчивого художника.
\"\"

Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи