Важные новости
Власти Севастополя опять играют в чёрный ящик
11.11.2018 / Категория: Экономика / Тема: Аналитика
Но принимать судьбоносные для города решения в информационном вакууме парламентарии не намерены.
Зампред заксобрания Севастополя Александр Кулагин рассказал о тумане, который окутывает предлагаемую правительством Севастополя приватизацию.
Откуда деньги
У правительства Севастополя новый аргумент в борьбе с заксобранием: отклонив трехлетнюю программу приватизации, депутаты якобы лишили город 1 млрд. 600 млн. рублей, которые планировалось получить от приватизации имущества в 2019 году.
Прокомментировать ситуацию ForPost согласился заместитель председателя заксобрания Александр Кулагин.
Первое, о чем вице-спикер счел нужным напомнить – что закладывать в бюджет доходы, которые планируется получить от реализации еще не утвержденной программы приватизации, правительство не имело никакого права. И вносить программу на рассмотрение депутатов следовало значительно раньше, чем это было сделано – не 19 сентября, а, как гласит закон 45-ЗС «О приватизации государственного имущества города Севастополя», «до 20 августа, но не позднее срока, установленного законодательством города Севастополя для представления в Законодательное Собрание проекта закона о бюджете Севастополя на очередной финансовый год и плановый период».
Последнее уточнение не означает, что программу можно вносить 14 октября, если бюджет вносится 15-го. Оно на тот случай, если бюджет внесен ранее 20 августа. Сам же предельный срок внесения в заксобрание программы приватизации обозначен предельно ясно. Правительство Севастополя опоздало с этим на месяц.
Кроме этого, представленный им документ вызывает массу вопросов. И один из них – а откуда, собственно, взялись 1 млрд. 600 млн. рублей?
Внятного ответа на этот вопрос, по словам Кулагина, депутаты так и не получили. Точнее, им объяснили, что такая сумма обусловлена прогнозируемой оценкой имущества. Но кто именно прогнозировал и на чем при этом основывался – темный лес.
Информацию об этом депутатам предоставили лишь частично – в той части, которая выгодна правительству. Но даже она, говорит Кулагин, позволяет сделать вполне определенные выводы.
Почем Севтелеком
Самую серьезную сумму в 2019 году планируется получить от продажи акций Севтелекома. Для расчета первоначальной стоимости акций предприятия необходимо иметь представление о стоимости его чистых активов и о той цене, которую можно получить за принадлежащие ему земельные участки. Информацию о земельных участках депутатам не предоставили вообще – сослались на то, что еще не все они закадастрированы. Но если вы беретесь на глазок определить сумму от приватизации, почему бы так же не прикинуть и стоимость земли?
Но вернемся вместе с Кулагиным к чистым активам.
«Считаются они очень просто: из суммы активов предприятия отнимаются его долги. В обычных обстоятельствах чистые активы равны собственному капиталу предприятия. Берем финансовую отчетность и аудиторское заключение по Севтелекому. Согласно данным финансовой отчетности, чистые активы Севтелекома составляют на 31 декабря 2017 года 505 млн. 490 тысяч рублей. Однако независимый аудитор пришел к выводу, что к финансовой отчетности предприятия есть ряд вопросов. В частности, искажена информация о финансовых вложениях, нераспределенной прибыли и связанных с ними показателях. Этот документ позволяет предположить, что нераспределенная прибыль завышена на 35 млн.: в нем не отражена информация о финансовом результате объектов инвестиций. Предположу, что речь идет о финансовых результатах работы одного из севастопольских мобильных операторов, учредителем которого, как известно, выступал Севтелеком», - поясняет зампредседателя заксобрания.
Говоря просто, 35 млн из чистой прибыли предприятия нужно вычесть. Как и 113,7 млн. просроченной задолженности, которая в отчете тоже почему-то не отражена: особых оснований надеяться на ее погашение нет. Итого из 455 млн. заявленной чистой прибыли остается 300 млн. Соответственно должна уменьшиться и стоимость чистых активов.
Оценка недвижимости предприятия и вовсе анекдотична: так, первоначальная стоимость нежилого здания по проспекту Острякова, 13 оценена в 57 рублей 18 копеек.
«Нам много раз обещали, что к моменту продажи акций активы будут оценены по их справедливой рыночной стоимости. Но этого так и не произошло», - констатирует Кулагин.
Выступая на заседании заксобрания, вице-спикер сравнил всю эту свистопляску с очередным выносом «черного ящика» к участникам игры «Поле чудес». Но депутаты играть с правительством в угадайку не подписывались и принимать решение, не имея представления о реальной цене имущества, не считают возможным.
К тому же есть и другие связанные с Севтелекомом обстоятельства, которые, считает Кулагин, необходимо учитывать.
«В свое время Севтелекому была передана городская система коммуникационно-кабельной канализации. Спрятать под землю лишний «визуальный шум» - абсолютно правильное решение, так сейчас делается и в Москве, и в других городах. Но необходимо государственное регулирование этого процесса, иначе мы можем получить полную неопределенность. Я хорошо помню: как только Севтелеком стал владельцем этой сети, тут же была повышена стоимость прокладки кабелей для других провайдеров. Владея этой системой единолично, частное предприятие может создавать серьезные препятствия работе конкурентов. Так стоит ли приватизировать кабельные каналы связи? Мне кажется, логичнее создать отдельное государственное предприятие и передать это имущество ему. Во многих европейских городах сделано именно так», - считает Кулагин.
Почем Севморпорт
Теперь о Севморпорте, который одновременно предлагается и приватизировать, и предоставить ему в 2019 году бюджетную субсидию в 5 млн рублей. О том, что приватизировать этот объект транспортной инфраструктуры нельзя, депутаты говорили многократно.
Помимо прочего, Александр Кулагин предлагает вспомнить, чем закончилось история с передачей в частные руки паромов. Содержать такое неработающее имущество для города накладно, но и спешить, уверены депутаты, нельзя: сначала нужно представлять себе будущее порта.
Вопрос о его судьбе Александр Кулагин задавал представителю Минтранса на недавнем Международном транспортном форуме.
Сказать, что ответ полностью прояснил ситуацию, нельзя, однако стало ясно, что определенные планы на этот счет есть у Министерства обороны. И самое лучшее, что можно сделать в такой ситуации, по мнению вице-спикера, - это передать Севморпорт в федеральную собственность, тем более что он был федеральным и раньше.
В федеральную – да, но никак не в частную! Тем более что купить предприятие в его сегодняшнем состоянии можно буквально за копейки.
«Из финансовой отчетности Севморпорта следует, что сработало он в ноль – ни чистой прибыли, ни убытков. Поверить, что доходы до копейки совпали с расходами, конечно, сложно. Из заключения независимого аудитора можно сделать вывод, что документ подготовлен с массой нарушений. И картина, которую он дает, тоже недостоверна. В нем, в частности, не отражены убытки предприятия - вместо этого на 102 млн. уменьшен добавочный капитал. Это очень плохая ситуация», - констатирует Кулагин. – «Обеспечить кризис-менеджмент на предприятии Севастополь не может. А федералы, возможно, смогли бы на своем уровне эти процессы запустить».
Игра в наперстки
Не менее анекдотичен, чем цена недвижимости Севтелекома, и придуманный правительством сюжет с передачей одной из управляющих компаний, которую планируется приватизировать, общественного туалета. При этом туалет находится в Балаклаве, а УК – в Гагаринском районе. Бред? Бред. Единственно объяснение – придать УК (а их в перечне намеченных к приватизации объектов пять) хоть какой-то вес: финансовые отчеты всех компаний таковы, что хоть плачь, хоть смейся.
Кстати, опыт приватизации УК в Севастополе уже есть. Но понять, пошла ли приватизация на пользу городу и людям, тоже невозможно.
«Если бы мы увидели, что процесс на самом деле эффективен и приносит городу выгоду, мы бы всеми силами способствовали приватизации. Но мы этого не видим. Отчет о реализации программы приватизации – единственная маленькая табличка без каких-либо цифр, показателей, расчетов», – констатирует вице-спикер.
Совершенно иначе, подчеркивает он, выглядят отчеты о приватизации имущества на федеральном уровне. Но, пожалуй, самое страшное – что уже после согласия на их приватизацию севастопольские предприятия начинают «накачиваться» новым имуществом.
«Сначала мы принимаем решение о включении того или иного предприятия в программу приватизации, а затем начинается динамичная передача ему имущества. И, по сути, от бывшего госпредприятия (а теперь – хозяйственного общества) остается лишь название. Таким образом можно приватизировать что угодно – достаточно просто передать это имущество предприятию, по которому принято решение о приватизации», – говорит Александр Андреевич.
Правда, иногда передача имущества предшествует приватизации. После того, как правительство неоднократно, но тщетно пыталось включить в состав намеченных к приватизации «Пансионатов Севастополя» детские лагеря, под крыло «Пансионатов» были переданы база отдыха «Водоканала», а еще позже – элеваторы Севастопольского хлебокомбината. Кому и зачем в «пансионатах» понадобились элеваторы – загадка. Скорее всего, предполагает Кулагин, дело в земле под элеваторами. Неоцененной, напомним, земле!
Ведите себя прилично
Кстати, именно по ГУП «Пансионаты Севастополя» и ГУП «Благоустройство Севастополя», по словам вице-спикера, правительство предоставило депутатам наименьший объем информации. По ним не предоставлена даже финансовая отчетность! Но деятельность ГУП «Благоустройство…», считает Александр Андреевич, - это отдельная интересная тема. С 1 января, как все помнят, в городе резко вырос тариф на вывоз мусора. А в итоге, по имеющейся у вице-спикера информации, предприятие за 1 полугодие 2018-го при выручке в сумме 269 тысяч получило 50 млн. чистой прибыли!
О том, как формировался чудо-тариф, действительно стоит написать отдельно. А что касается приватизации, то одобрять ее в сегодняшнем неприличном виде депутаты не намерены, кто бы что ни говорил. И на этом, пожалуй, стоит поставить точку.
Похожие новости
- 19.06.2018 • Прозрачность приватизации в Севастополе поставили под сомнения
- 18.05.2018 • Власти Севастополя угрожают распродать сельхозземли
- 20.12.2016 • Депутаты просят Госдуму продлить срок приватизации жилья в Крыму и Севастополе
- 25.12.2015 • В Севастополе решили не приватизировать госнедвижимость менее 300 «квадратов»