Важные новости
Как у Овсянникова перекладывают вину за провал федеральных проектов
09.09.2018 / Категория: Экономика / Тема: Аналитика
Оплачиваемые правительством Севастополя медиаресурсы внушают, что ответственность за срыв ФЦП несёт кто угодно - кроме руководства региона.
Очередной региональный скандал со строительством объекта ФЦП - на этот раз проблема возникла с парком Победы - укрепил сомнения в своевременной реализации федеральной целевой программы по развитию Севастополя. В городе-герое ещё раз побывал заместитель министра экономического развития России Сергей Назаров, пожелавший лично ознакомиться с реалиями реконструкции самого крупного городского парка.
В последние два года Севастополь вообще стал одним из самых «благодатных» мест для поездок куратора реализации ФЦП региона.
Как сообщалось ранее, по состоянию на 1 июля программа развития Севастополя и Крыма до 2020 года была выполнена всего на 4,6%. Больше других «отличилась» программа развития жилищно-коммунальной инфраструктуры, исполненная на 1,5% от запланированного на год объёма.
Точка зрения, согласно которой сроки реализации ФЦП в Севастополе практически неизбежно будут сорваны, постепенно становится общепринятой. И вполне логичными в такой ситуации оказываются попытки подготовиться к разбирательствам в недалёком будущем.
Деньги надо отрабатывать
В начале лета правительство Дмитрия Овсянникова за бюджетные деньги договорилось с информационным агентством «ФедералПресс» о, так сказать, медиапартнёрстве. ИА со своей стороны обязывалось публиковать информационные материалы как собственного производства, так и написанные пресс-службой правительства.
В соответствии с госконтрактом ИА за 917.000 рублей до конца года должно было разместит пять заметок «от правительства», три заметки собственного производства, три фоторепортажа, две «расширенные статьи» и одно «экспертное мнение». Таким образом, стоимость одного материала составляет примерно $1000 за заметку. В этом свете несложно сказать, к какой из категорий относится материал «На грани срыва. Кто и как строит ключевые объекты ФЦП в Севастополе», опубликованный в издании - партнёре правительства (ФедералПресс).
В заметке упомянуты три наиболее громких и - в финансовом смысле - звонких локальных провала ФЦП по Севастополю: больница скорой медицинской помощи (4,8 млрд рублей), КОС «Южные» (6,85 млрд рублей), парк Победы - порядка 1 млрд рублей.
Повозмущавшись большими цифрами, вспомнив о личных поручениях Президента и других обязывающих обстоятельствах, авторы делают неожиданный и безапелляционный вывод: в провале объектов ФЦП виноваты сугубо подрядчики.
Прикидывался порядочным человеком
Больше всего места в публикации медиапартнёра губернатора Севастополя занимает перечисление тёмных моментов прошлого и непонятных перспектив будущего ООО «Глассок Крым», занятого в строительстве парка Победы. Упомянуто, что симферопольскую компанию «уже хорошо знают в Севастополе как второго нерадивого подрядчика в парке Победы. А недавно оказалось, что один из госзаказов компания выиграла по подложным документам». Кроме того, ИА «ФедералПресс» напоминает о двойном гражданстве руководителя ООО «Глассок Крым», обвинениях в контрабанде, неуплате налогов и платежей - всего в 31 судебном деле.
При этом, обрушившись с критикой на «Глассок», АО НПП «Биотехпрогресс» и «СГМ Групп», Федералпресс не отвечает на главный вопрос: как же такое получается, что вызывающий большие сомнения в своей благонадёжности подрядчик регулярно выигрывал тендеры правительства? И даже протесты прокуратуры не становились для правительства Севастополя веским поводом для заморозки отношений с сомнительным партнёром до разъяснения ситуации.
Некоторые эпизоды напоминает само ИА «Федералпресс». 29 декабря 2017 «Глассок Крым» стал подрядчиком на ГБОУ ДО «Детский оздоровительный центр «Ласпи» - представив на конкурс подложные документы. 19 декабря 2017 года «Глассок Крым» взял миллиардный госзаказ на реконструкцию и благоустройство парка Победы - тоже с нарушениями, ГБУ «Дирекция капитального строительства» неправомерно начислило ООО «Глассок Крым» баллы за опыт подрядной организации.
Несмотря на многочисленные публикации в СМИ, очевидные для всего Севастополя, но не для правительства Дмитрия Овсянникова, тревожные факторы никак не мешали дружному альянсу правительства и подрядчиков, которых сейчас проправительственные ресурсы запоздало уличают в недобросовестности.
Кто виноват?
Согласно тексту постановления Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 7902 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», ответственность за своевременную реализацию мероприятий программы на территории Севастополя возлагается на органы исполнительной власти региона.
Этот тезис, хотя он на интуитивном уровне не требует доказательств, неоднократно подтверждали в аппарате вице-премьер-министра России Дмитрия Козака. Так, представитель вице-премьера Дмитрий Джус в интервью подчеркнул, что «реализация любой ФЦП всегда находится в зоне личной ответственности руководителя региона, в котором она проводится».
Похоже, что губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников - а он, если верить нормативным документам, как раз работает руководителем региона - понимает личную ответственность за реализацию ФЦП иначе, чем Правительство РФ и непосредственно курирующий ФЦП по Севастополю Дмитрий Козак.
Вопреки мнению министра экономики Орешкина и главы Правительства РФ Медведева севастопольский градоначальник не считает показатель освоения выделенных из государственной казны денег на развитие города-героя стоящим внимания.
«Нам же важно не освоение суммы, а строительство. У нас то же самое по разным объектам ФЦП… Если вы спрашиваете в цифрах освоение, то это неправильный вопрос абсолютно. «Что построено?» и «Что сделано?» надо спрашивать», - советовал журналистам Дмитрий Овсянников.
Как показывает упомянутая ИА «Федералпресс» череда провалов по возведению объектов ФЦП, вопросы «Что построено?» и «Что сделано?» тоже могут оказаться не самыми удобными.
Что делать?
По мнению руководителя проекта «Честная и эффективная экономика» ОНФ в Севастополе Владислава Чайки, главной проблемой реализации ФЦП в Севастополе оказывается слабый контроль над освоением денежных средств. Что, впрочем, может быть обусловлено разными региональными причинами.
«Проблема с ФЦП одна - неэффективное расходование бюджетных средств. Нецелевое - и, как следствие, неэффективное. Как правило, проблема связана с заказчиком. Возникают ситуации, когда на фоне освоения огромных сумм денег, выделенных на ФЦП, обнаруживаются некие интересы сторон, связанные не только с государственной задачей выполнения федеральной программы», - пояснил эксперт.
Также Чайка отметил системные проблемы в проработке документации на строительство или реконструкцию объектов ФЦП.
«Документация может меняться прямо в процессе заключения договоров - какие-то пункты требований исчезают, какие-то появляются. Тут надо разбираться, почему - при существовании эффективной в целом службы контроля, правоохранительных органов, назначенных руководством страны кураторов реализации ФЦП по Севастополю - конкретно у нас ФЦП регулярно оказывается связана с какими-то открывающимися негативными обстоятельствами. То подрядчик оказывается плохим, то документация плохо проработана», - выразил удивление эксперт.
Нет профессионалов
Недостаток квалификации чиновников городского правительства в качестве возможной причины провала ФЦП в Севастополе обозначила глава Контрольно-счётной палаты Севастополя Юлия Кокарева.
«В общем и целом можно сказать, что главная беда - это отсутствие профессиональных управленцев. Программа ФЦП может проседать где-то, в локальных областях - например, по здравоохранению или выделению земли. И одновременно она может давать какие-то позитивные результаты, например, в строительстве. Но когда она в Севастополе проседает по всем направлениям, кроме тех объектов, где осуществляется федеральными операторами (например, трасса «Таврида» или симферопольский аэропорт), то тут нельзя не прийти к определённым выводам», - пояснила Юлия Кокарева.
Она также высказала уверенность в необходимости усиления контроля на каждом этапе реализации ФЦП.
«Проблема - отсутствие профессионального управления программой чиновниками Cевастополя. Тут другого варианта просто нет. А также отсутствие профессионального управления с качественной оценкой пригодности подрядных организаций, в том числе на стадии проекта. Может быть, просто нет профессиональных людей, которые могли бы качественно эту работу проводить», - предположила глава КСП.
«На основании некачественно созданных технических заданий на работу заходит подрядчик без опыта работ такого профиля, не имеющий квалификации в проектировании, реализации и управлении такими объектами. Какой результат можно получить по итогам такого процесса?» - резюмировала руководитель контрольного ведомства.
Похожие новости
- 03.06.2018 • Пропавшие миллиарды Севастополя назвали «техническими вопросами»
- 08.04.2016 • Выделение 23 млрд рублей на развитие Крыма перенесено на 2017 год
- 12.11.2015 • Программу развития Крыма и Севастополя предложили сократить
- 25.04.2015 • Промышленности в Севастополе приказано нарастить производство в 2 раза