Важные новости

У севастопольского автора российские режиссер и сценарист украли сценарий

30.05.2018  /  Категория: Культура  /  Тема: Полный абзац!  /  0 комментариев


По мнению севастопольского автора Натальи Астраханцевой на фестивале кинопроектов «Победили вместе» у нее, по сути, украли сценарий. Ее история про героя первой обороны - Колю Пищенко - в итоге получила главный приз, но вместе с группой товарищей.

Наталья Астраханцева

Наталья Астраханцева

О происшествии стало известно по сообщению в соцсети, где Н. Астраханцева сокрушается, что ее работу на фестивале кинопроектов «Победили вместе» представляют люди, которые не имеют к ее созданию никакого отношения, пишет «Севастопольская газета».

— О том, что мой сценарий выставлен на конкурс, я узнала за час до объявления победителей... Это наша тема, севастопольская, сценарий писался мною в течение нескольких лет, а его присвоили себе другие люди. Радость и боль одновременно — сценарий занял первое (!) место в номинации «Сделано в Крыму и Севастополе», он действительно хороший, с очень трогательной историей про героя первой обороны Севастополя Колю Пищенко. Могло бы получиться неплохое полнометражное кино, — делится Н. Астраханцева.

Первый — «Бастион»

Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе» прошел в Севастополе 15 и 16 мая уже в девятый раз. Он был создан севастопольцами как проект, объединяющий людей кино из СНГ — в память о победе в Великой Отечественной войне.

В этот раз в его программу был включен конкурс сценариев, названный иностранным словом «питчинг». В рамках этого соревнования проходили презентации сценариев и синопсисов от молодых авторов.

В списке полнометражных художественных фильмов Н. Астраханцева и обнаружила свой сценарий, которым неосторожно поделилась с режиссером и продюсером Юрием Тороховым из Перми еще в декабре 2015 года. Работу на фестивале представлял Арам Манукян, с которым писательницу познакомил тот же Ю. Торохов — в феврале 2017 года, представив Манукяна одаренным редактором. Именно этот молодой сценарист и был награжден как автор произведения о юном герое первой обороны Севастополя в 2018 году.

«Первое место завоевала военно-историческая драма «Бастион». Его сценарий написан тремя авторами, самый юный из которых — Арам Манукян — блестяще защищал проект на питчинге. Это история об одиннадцатилетнем мальчике, в силу обстоятельств ставшем участником кровопролитного боя за Севастополь», — новость на сайте Союза кинематографистов РФ.

Сама Н.Астраханцева упомянута в материалах к конкурсу как соавтор сценария на равных с Тороховым и Манукяном.

Подтверждено: автор — Астраханцева

С марта 2015 года Н.Астраханцева начала изучение истории и биографии 9-летнего героя первой обороны Севастополя. Она посещала местные библиотеки, изучала документальную и биографическую литературу, консультировалась с историками и закончила свой глобальный исследовательско-писательский труд в мае 2017 года.

— Я подала документы на оформление прав по сценарию «Бастиона» в том виде, в котором я посчитала его законченным. Предоставила все исходники по работе над сценарием (с марта 2015-го по май 2017 года) на депонирование результата интеллектуальной деятельности, — рассказывает Н. Астраханцева.

Ей было выдано свидетельство №24880, что можно считать подтверждением авторства. Согласно законодательству РФ, депонирование — это единственный способ на сегодня подтвердить свою интеллектуальную собственность.

Свидетельство на депонирование результата интеллектуальной деятельности Н. Астраханцевой

Свидетельство на депонирование результата интеллектуальной деятельности Н. Астраханцевой

В 2015 году история о К. Пищенко участвовала в международном фестивале киносценарных работ «Настоящее» (в г. Казань) в номинации «синопсис игрового фильма», где стала победителем (под рабочим названием «Канонир.349»).

Эпоха сотрудничества

Как раз после победы в конкурсе «Настоящее» Н. Астраханцева знакомится с Ю. Тороховым, который, к слову, в 2016 году собирался строить детскую киностудию в Белогорском районе Крыма, о чем сообщали крымские и федеральные СМИ.

По словам Н. Астраханцевой, он заинтересовался сценарием и предложил севастопольскому автору немного подкорректировать грамматику и стилистику, а после — заключить договор с ООО «Кинокомпания «Максима» (где работал), согласно которому на основе «Канонира.349» кинокомпания будет снимать фильм.

В ожидании этого события, с марта 2016-го по май 2017 года, Н. Астраханцева сотрудничает с Ю. Тороховым, но по другим направлениям — в основном по анимации — и параллельно дорабатывает сценарий. Тогда же писательница приняла решение об изменении названия сценария с «Канонир.349» на «Бастион» (при этом сюжет и действующие лица остаются теми же).

— После этого я переслала итоговый вариант сценария под новым названием «Бастион» на ознакомление Торохову, — рассказывает она.

В мае 2017 года девушке стало понятно, что кинокомпания «Максима» не торопится заключать с ней договор на использование сценария, поэтому общение и с кинокомпанией, и с Ю. Тороховым сошло на нет.

...И эра войны

История получила неожиданное продолжение. Н. Астраханцеву пригласили в Ленинский районный суд г. Перми, где находится дело №2-895/2018 (2-6054/2017) о признании произведения «Бастион» служебным.

Иск подала кинокомпания «Максима» — ко всем троим: Н. Астраханцевой, Ю. Торохову и А. Манукяну. Цель: лишить произведение авторства под предлогом того, что оно писалось специально для кинокомпании. Но Н. Астраханцева говорит, что никаких договоров с кинокомпанией не подписывала и в трудовых отношениях с ней не состояла.

Пока что решение по иску не вынесено.

Сейчас под действием справедливого возмущения девушка пишет письма организаторам фестиваля, в Министерство культуры РФ, правительство Севастополя, ища содействия и требуя лишить ее произведение, представленное посторонними людьми, первого места на питчинге «Победили вместе».

Организаторы фестиваля и питчинга подтвердили, что к ним пришло «достаточно путаное письмо по поводу авторских прав на проект», но говорят, что получили его слишком поздно.

— Возможно, если бы эта претензия пришла до самого питчинга, мы бы с помощью наших юристов попробовали выяснить ситуацию, но, увы, она пришла уже после. Надеюсь, эта история придаст дополнительный стимул кинематографистам более внимательно читать договоры. Этот прецедент простимулирует молодых сценаристов и режиссеров изучать вопросы авторского права и их защиты, — говорит исполнительный директор молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин.


Темы

Cтатьи

19:01 • 05.12.2018
Крымчанин, ты - не севастополец
20:00 • 02.12.2018
«Сливные бачки» для российской пропаганды: как не стать жертвой дезинформации
18:14 • 01.12.2018
Яхтенная марина от Ротенберга: компания российского миллиардера займется строительством в Балаклаве
20:53 • 30.11.2018
«ФСБ – второе правительство России». Большое интервью Михаила Ходорковского
20:08 • 30.11.2018
Поклонская против Войкова: почему в Крыму отказались декоммунизировать улицу?
19:25 • 30.11.2018
«Возвращение к советским лекалам»: в Крыму возбудили первое дело о недоносительстве
11:41 • 30.11.2018
Как общественный транспорт Севастополя зависит от одного компрессора
19:29 • 29.11.2018
Без прав и перспектив: что происходит с севастопольскими общежитиями
19:09 • 29.11.2018
Ваш бизнес очень нужен государству - чтобы продать его
19:54 • 28.11.2018
Залитая бетоном: кто застраивает бухту Омега в Севастополе?

Другие статьи