Важные новости
В управлении имуществом Севастополя - полный бедлам
18.05.2018 / Категория: Общество
Контрольно-счётная палата проверила, как учитывается и используется имущество Севастополя. Результаты сокрушительные.
Имущество Севастополя надлежащим образом не учитывается, не содержится и не используется — такие выводы следуют из проверки, которую провела Контрольно-счётная палата. Заксобрание намерено провести по этим фактам депутатские слушания.
Запасы не меряны, убытки не считаны
Некоторые говорят, что мы незаслуженно строги к правительству Севастополя, которое из кожи вон лезет, чтобы навести в городе порядок. В качестве примера обычно приводятся ремонт дорог и строительство социальных объектов. И то и другое, заметим, делается на средства федерального бюджета, и во многом — за счёт особого отношения к городу федерального значения. А вот как эти средства осваиваются — вопрос отдельный. Но сейчас не об этом, а о том «порядке», который правительство навело в сфере управления и использования городского имущества.
В апреле Контрольно-счётная палата, которую правительство Севастополя очень не любит, завершила проверку под длинным названием «Проверка соблюдения порядка учёта имущества собственности города Севастополя и ведения реестра собственности города Севастополя, а также эффективности управления и распоряжения государственным имуществом города Севастополя, закреплённым на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием „Центр эффективного использования собственности города”, и его целевого использования». Объектом проверки были департамент по имущественным и земельным отношениям и ГУП «Центр эффективного использования собственности города».
Постараемся обойтись без эмоций и комментариев, тем более что изложенные КПС факты говорят сами за себя. Первое, что отметил на вчерашнем заседании комиссии по законодательству и госстроительству заксобрания начальник отдела № 3 КСП Роман Босько, это отсутствие функционирующей автоматизированной системы учёта имущества. Внедрена она была ещё в 2016 году, но нормально работать не начала до сих пор. На сегодняшний день 75% (!) имущества Севастополя не имеет стоимостной оценки. А 1696 объектов, отражённых в реестре собственности (или 7,5 % собственности города), не имеют даже реестровых номеров. Отсутствует информация о правообладателях многих объектов, о наименовании и местонахождении юрлиц, ответственных за их содержание и сохранность. Более того — во многих случаях не указаны даже наименование и местонахождение самого объекта!
«Определить, что это за объект, не представляется возможным», — констатировал представитель КСП.
Со всеми ГУПами и бюджетными учреждениями проверяющие провели сверку объектов движимого и недвижимого имущества, переданного этим учреждениям в управление. Расхождения между реестром собственности Севастополя и показателями бюджетного и бухгалтерского учёта предприятий составляют 2 млрд (!) рублей. И это, как подчеркнул представитель КСП, только по тем объектам, которые имеют стоимостные характеристики. А таких, напомним, немного. Есть объекты, оценённые в 1 рубль!
Проверялось и имущество, числящееся за казной Севастополя, то есть не переданное ни одному из бюджетных учреждений (им департамент распоряжается самостоятельно). Там, по выражению Романа Босько, «всё совсем печально»: расхождения между тем, что числится в реестре, и данными бюджетной отчетности департамента, составляют 2,12 триллиона (!) рублей.
Человека впечатлительного эта сумма может сбить с ног. Ясность внёс глава бюджетной комиссии заксобрания Вячеслав Аксёнов: по его словам, стоимость одних объектов в документах департамента отражена в рублях, а стоимость других — в тысячах рублей. Отсюда и поистине космическое расхождение в данных. Что ещё раз подтверждает: в документах царит полнейший бардак. А желающих поймать рыбку в мутной воде всегда немало!
На ремонт денег нет — только на аренду жилья для незаменимых специалистов
По информации КСП, данные бюджетного учёта не содержат информации о 49 автотранспортных средствах и 4256 объектах недвижимого имущества, которые присутствуют в реестре. Зато в реестре отсутствует информация о 342 транспортных средствах, которые стоят на учёте в самом ГУПе. По объяснениям представителей ДИЗО, эти расхождения объясняются отсутствием надлежащего информационного взаимодействия между управлениями департамента. Кроме того, правительством Севастополя не утверждён перечень объектов имущественной казны, не подлежащих отчуждению (п.1 ст.7 закона 9-ЗС возлагает эту обязанность на правительство Севастополя).
«Отсутствие достоверных сведений об имуществе Севастополя и перечня имущества казны, не подлежащего отчуждению, делает невозможным эффективное управление государственным имуществом и повышает риск утраты или хищения имущества, в том числе и необходимого для обеспечения государственной безопасности», — констатирует КСП.
Напомним, ГУП «Центр эффективного использования собственности города» был создан в конце 2015 года. При этом уставной капитал ГУПа был сформирован только 31 декабря 2016 года, хотя по закону на это отводится 3 месяца. Согласно 161-ФЗ, до момента, когда будет сформирован уставной фонд, предприятие не имеет права вести никакую деятельность, кроме деятельности по его формированию. Центр эффективного использования собственности города такую деятельность вёл. И если вторая сторона захочет оспорить какой-либо договор, заключённый им в 2016 году, этот документ будет признан недействительным.
Контрольно-счётная палата констатирует: основную свою функцию — надлежащее содержание и капитальный и текущий ремонт переданных ему в ведение объектов — ГУП не выполняет. За два года на ремонт и содержание имущества было направлено всего 0,002 процента от полученных доходов. В результате имущество города сдаётся в ненадлежащем состоянии и, как следствие, по бросовым ценам. При средней цене аренды офисных помещений в Севастополе от 500 до 900 рублей за кв. метр государственное имущество можно арендовать по цене 250–300 рублей за кв. метр. Но и это ещё не всё.
«Арендаторы ремонт также не производят, поскольку таких обязательств у них нет. Проходит энное количество лет, и арендатор по закону имеет право выкупить это имущество без конкурса. А поскольку состояние помещения плачевное, то и его рыночная стоимость оказывается значительно ниже, чем была бы после ремонта», — сказал Роман Босько.
Депутат Александр Караваев задал напрашивающийся вопрос: а на что, в таком случае, «Центр эффективного использования собственности» тратит деньги?
«Основная статья расходов — зарплата. В последний год были введены выплаты приезжим сотрудникам: на аренду жилья для них в 2017 году было израсходовано полмиллиона рублей», — сообщил представитель КСП.
Операции или махинации?
Однако будем справедливы — основная часть средств израсходована не на аренду жилья для незаменимых иногородних специалистов, а на операции с векселями: за год на это было направлено 34 млн рублей.
«Из них 4 млн ушло в ГУП „Автозаправочный комплекс”, и шансов получить эти деньги назад у нас очень мало. Ещё 30 млн ушло в „Пансионаты Севастополя”. На конец года на счетах оставалось около миллиона рублей», — проинформировал депутатов Босько.
Манипуляции с векселями — известная коррупционная схема. О «вексельной истории», в которой фигурируют «Пансионаты Севастополя», мы писали, когда рассказывали о проверке КСП хозяйственной деятельности этого ГУПа. Не знаем, благодаря тому контрольному мероприятию или нет, но третьим лицам векселя пока не перепроданы. Однако разрешение на их продажу ДИЗО, как ответственный за имущество, может дать в любой момент!
Исправлять срочно!
48,1% площадей, переданных в хозяйственное ведение ГУПа, на сегодняшний день не используется. Причина — в их ненадлежащем состоянии. По словам представителя КСП, департамент передаёт «Центру эффективного использования…» всё подряд, в том числе сильно пострадавшие от пожара помещения, не разбираясь — могут они принести доход или использовать их эффективно невозможно в принципе. Кроме этого, ДИЗО без каких-либо правовых оснований изымает у ГУПа имущество. Ст. 20 161-ФЗ такую возможность исключает, однако ДИЗО своим распоряжением то передаёт ГУПу имущество, то забирает его назад. В итоге тот просто не видит смысла заниматься ремонтом.
«Был случай, когда „Центру эффективного использования собственности” был передан затонувший в море понтон. Они понтон вытащили, а на следующий день ДИЗО его своим распоряжением изъял», — рассказал начальник отдела КСП.
Отчет КСП был представлен бюджетной комиссии и комиссии по законодательству и государственному строительству закса. Их солидарное решение — рекомендовать заксобранию провести депутатские слушания по вопросам использования и учёта городского имущества. Слушания назначены на 30 мая.
Свои выводы и предложения по экстренному исправлению ситуации КСП направило и губернатору. В первую очередь, подчёркивает Роман Босько, необходима инвентаризация городского имущества. В последний раз она проводилась в 2015 году, но проводилась формально.
«Часть имущества, переданного ГУПам, была приватизирована ещё при Украине. Произошло это потому, что при Украине существовало несколько реестров. После вхождения Севастополя в состав Российской Федерации ДИЗО слил эти реестры воедино. В итоге в одном списке оказалось имущество и приватизированное, и принадлежащее городу. В первую очередь нужно разобраться с этим», — поясняет Роман Босько.
Сделать это, по его словам, нужно было ещё в 2015 году. Но на дворе середина 2018-го, а воз и ныне там.
Пока никакой реакции правительства на предоставленную КСП информацию не последовало. Но время ещё есть: по закону реакция должна последовать в течение месяца, который истекает 27 мая.