Важные новости

Фирма-пустышка и Ротенберги: как ищут инвесторов для Балаклавы

08.03.2018  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

В условиях международных санкций российский губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников вовсю пытается продемонстрировать успехи в привлечении инвестиций в экономику города. Для создания лубочной картинки в ход идут фирмы-пустышки и слухи о множестве подсанкционных олигархов, которые вот-вот придут в Севастополь. Об особенностях «эффективного менеджмента» команды «технократов» позволяет судить история, связанная с попытками городских чиновников отчитаться о создании в Балаклаве «центра международного туризма».

Балаклава, Балаклавская бухта

Третий пошел

В 2004 году в Севастополе взахлеб обсуждали «инсайд»: по истечении второго президентского срока Леонид Кучма переедет в Крым и станет мэром Балаклавы. В связи с этим некоторые бизнесмены бросились в спешном порядке скупать там земельные участки, ожидая, что уже в ближайшем будущем этот приморский городок, а ныне пригород Севастополя, превратится в украинский Гонконг и Ниццу в одном флаконе.

Балаклава с ее удобной бухтой не дает спокойно спать уже нескольким поколениям севастопольских чиновников

Балаклава с ее удобной бухтой не дает спокойно спать уже нескольким поколениям севастопольских чиновников. Ее развитие активно продвигал бывший глава СГГА Леонид Жунько, чьи креативщики для привлечения инвесторов придумали помпезный праздник 2500-летия города, прошедший в лучших советских традициях конкурсов народной самодеятельности. Позже «трансформировать Балаклаву во всемирно известный прибрежный курортный поселок» обещал Вадим Новинский, получивший зеленый свет на реализацию проекта «Балаклава Грин» от другого севастопольского градоначальника – Владимира Яцубы. Впрочем, как позже выяснилось, осторожный олигарх не намеревался вкладывать в проект свои средства, а надеялся привлечь инвесторов со стороны, обещая им передачу в аренду под строительство гостиниц земельных участков, находящихся в пользовании Балаклавского рудоуправления, которое он незадолго до этого купил.

Недавно эстафету у своих предшественников принял российский губернатор Дмитрий Овсянников, чья команда нарисовала красочные перспективы превращения Балаклавы в «центр международного туризма» с яхтенной мариной мирового уровня и миллионами туристов.

Планов громадье

15 февраля в рамках инвестиционного форума в Сочи Дмитрий Овсянников с большой помпой подписал соглашение с ООО «Агентство инфраструктурных проектов» по привлечению инвестиций в проект комплексного развития Балаклавской бухты. Общая сумма необходимых вливаний оценивается в 12 миллиардов российских рублей (около 200 миллионов долларов).

Все новое – это хорошо забытое старое. И новый проект во многом напоминает «Балаклаву Грин» Вадима Новинского. В Балаклаве предполагается устроить яхтенную марину на 600 судов, включая причалы, зоны сервисного обслуживания и ремонта, построить на берегу бухты гостиничные комплексы общей вместимостью 2700 мест. Из новшеств презентованы канатная и железная дороги с ветками из Севастополя и Симферополя, а также несколько тысяч парковочных мест.

Концепция развития Балаклавской бухты

Концепция развития Балаклавской бухты

В результате, как ожидают разработчики проекта, к 2030 году количество туристов и экскурсантов, посещающих Балаклаву, должно вырасти до 1 миллиона человек в год, включая миллионеров со всего мира, заходящих на своих дорогих яхтах в Балаклавскую бухту. Почти две тысячи севастопольцев будут, благодаря этому, обеспечены постоянной работой, а налоговые поступления якобы превысят 600 миллионов рублей в год.

Разумеется, встает вопрос: где взять земельные участки для всех этих строек века? По словам Дмитрия Овсянникова, этот вопрос уже решен. Балаклавское рудоуправление, владельцем которого вместо Вадима Новинского в 2015 году стал его брат, бизнесмен из Санкт-Петербурга Ашот Малхасян, согласилось освободить для осуществления инфраструктурных проектов 30 гектаров земли за счет ликвидации промышленных площадок предприятия. Российские власти подписали с БРУ инвестиционный контракт, в котором учли интересы акционеров, но подробности этого документа пока не разглашаются.

Фирма-пустышка

Однако даже при поверхностном знакомстве с историей загадочного ООО «Агентство инфраструктурных проектов», которое намеревается реализовывать столь амбициозную идею, возникают вполне закономерные сомнения в бравурных отчетах севастопольских чиновников.

Согласно электронной базе данных Rusprofile, ООО «АИП» зарегистрировано 13 января 2015 года в Симферополе по адресу: Севастопольская улица, дом 41/2. Основные виды деятельности фирмы: ремонт машин и оборудования, специализированные строительные работы, электромонтажные работы, консультирование по вопросам коммерческой деятельности. По состоянию на 2016 год стоимость активов компании, обещающей многомиллиардные инвестиции, составляла 1,9 миллионов рублей (цена однокомнатной квартиры в Севастополе), а ее деятельность являлась убыточной.

По состоянию на 2016 год стоимость активов компании, обещающей многомиллиардные инвестиции, составляла 1,9 миллионов рублей

Директор ООО «АИП» Денис Козорез, подписавший соглашение с Овсянниковым, еще недавно проходил в качестве ответчика по делу о банкротстве строительной компании «Альфа-лидер», в результате которого ее пайщики и кредиторы понесли большие убытки. Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области России обязал Козореза выплатить потерпевшим 1,12 млрд рублей. В апреле 2016 года 13-й арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга подтвердил это определение. Впоследствии при рассмотрении дела в Арбитражном суде Западного округа конкурсный управляющий Кандаурова не смогла привести доказательства того, что перед банкротством предприятия Козорез перевел все свои обязательства на подставных лиц, и решения судов первой и второй инстанций были отменены.

Эффект дежавю

Пока изучаешь имеющуюся в открытом доступе информацию по ООО «АИП», не оставляет чувство, что совсем недавно мы это уже проходили.

И действительно: 1 ноября 2016 года Дмитрий Овсянников с не меньшей помпой презентовал подписание меморандума с компанией, обещавшей вложить 1,5 млрд рублей в создание аэровокзального комплекса и коммерческой инфраструктуры аэропорта «Бельбек».

В качестве инвестора было представлено некое ООО «Интеграл». Как удалось быстро выяснить журналистам, миллиардные инвестиции, строительство и управление комплексом аэропорта обещало микро-предприятие с уставным капиталом 10 тысяч рублей и численностью сотрудников менее 15 человек. Самым большим коммерческим успехом «Интеграла» до подписания меморандума с Овсянниковым было заключение контракта на поставку щебня и песка для нужд ГУП «Воды Крыма» на 3,8 млн рублей. Скандал тогда разыгрался нешуточный, и об этом «инвесторе» в пресс-службе Овсянникова предпочитают больше не вспоминать.

Сегодня реинкарнацией злосчастного «Интеграла» выступает ООО «АИП». Стоит ли удивляться, что обе компании не только зарегистрированы по одному адресу в Симферополе, но и имеют, по сути, одного владельца – бывшего командующего ракетных войск России, генерала Владимира Зарицкого. Именно про него ходят слухи, что он является креатурой братьев Ротенбергов.

Секреты эффективного менеджмента

Предположим, что Ротенберги действительно положили глаз на Балаклаву и хотят инвестировать в ее развитие свои заработанные непосильным трудом и благодаря дружбе с Владимиром Путиным миллиарды. Но, не желая общественного резонанса, используют фирмы-прокладки, чтобы замести следы. Учитывая токсичный статус Крыма в связи с международными санкциями, запрещающими инвестиции в экономику полуострова, такое поведение кажется вполне логичным.

Однако в этот сценарий не совсем укладывается скандальная история с «Интегралом». Когда информация о «серьезном инвесторе», как называл его Овсянников, стала достоянием гласности, тот получил увесистый подзатыльник из Москвы.

Ставка в аппаратной игре, в которой так хочется победить Овсянникову, – 8 миллиардов рублей

Дело в том, что реализация проекта по строительству гражданского сектора аэропорта «Бельбек» планировалась в форме частно-государственного партнерства. Чтобы получить доступ к 2 миллиардам бюджетных рублей в рамках Федеральной целевой программы по развитию Крыма и Севастополя, правительству Овсянникова необходимо было в короткий срок найти и предоставить инвестора, который обязался бы вложить недостающие по смете 1,5 млрд рублей.

«Инвестор» был найден в лице полуподвального «Интеграла». Но в Москве его «серьезность» никого не убедила, там ведь тоже не полные дураки сидят. В итоге утопический проект строительства севастопольского гражданского аэропорта прикрыли, перебросив деньги на аэропорт «Симферополь».

Сходная ситуация сложилась и вокруг Балаклавы. Ставка в аппаратной игре, в которой так хочется победить Овсянникову, – 8 миллиардов рублей, обещанных из Москвы. Для молодого чиновника с имиджем «технократа» это не только строка в биографии, подтверждающая репутацию «эффективного менеджера», но и возможность распределения государственных контрактов стоимостью в сотни миллионов рублей. Дело за малым: найти инвесторов, готовых вложить в развитие Балаклавы еще 12 миллиардов. Достать их надо хоть из-под земли. Только вот даже до 2014 года, когда никто не мог себе представить, что Крым и Севастополь станут непризнанными территориями и окажутся под международными санкциями, желающих инвестировать в «мировой курорт» в Балаклаве было немного. Сегодня, похоже, такие обещания готовы давать лишь фирмы-пустышки генерала Зарицкого.

Захар Самсонов, севастопольский обозреватель

Крым.Реалии


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи