Важные новости

Украинский флот: расплата за бездействие

07.03.2018  /  Категория: Политика  /  Тема: Флот

После событий 2014 года геополитическая ситуация Украины на юге резко ухудшилась. Потеря Крыма привела к тяжелым последствиям, ведь еще в 30-40-е годы прошлого века выдающийся украинский геополитический мыслитель Юрий Липа (его жизнь и жизнь его отца, члена Центральной Рады Ивана Липы была связана с Крымом и Одессой) писал: «Тот, кто владеет Севастополем, владеет Крымом, тот, кто владеет Крымом, владеет Черным морем». Сейчас Черным морем де-факто владеет Россия...

Именно Москва пока будет решать, кого и что пускать, а кого и что не пускать из одного моря в другое

Что это значит? Теперь Азовское море стало внутренним морем Российской Федерации, фактически российским озером, что особенно ярко видно после почти завершения строительства Керченского моста. Независимо от того, можно ли будет его нормально эксплуатировать, он будет замком на Азовском море, он изолирует украинские порты Бердянск и Мариуполь от Черного моря и ‒ далее ‒ от Средиземноморья. Значит, именно Москва пока будет решать, кого и что пускать, а кого и что не пускать из одного моря в другое. Украина же контролирует только узкую полосу своего Азовского побережья.

Когда теперь в Киеве жалуются на массовую измену в Крыму, не забывайте, что это результаты вашей кадровой политики

Что касается северо-запада Черного моря, то эта акватория за счет полного господства Черноморского флота России также находится под российским контролем, благодаря чему Россия вопреки всем международным правилам и нормам ведет добычу украинского газа вблизи Одессы (за все время после 2014 года Россия добыла 7 миллиардов кубометров украинских энергоносителей), пользуясь слабостью украинского военного флота, самая большая и самая боеспособная часть которого была захвачена в Крыму. Вот когда пришла расплата за легкомысленное отношение власти и общества Украины к своим Военно-морским силам (за все время независимости ВМС получили, кажется, только три корабля, вместо не менее чем 20, а сколько потенциально боеспособных, после надлежащего ремонта, фрегатов и корветов были списаны на металлолом?), и не только к кораблям, но и к формированию личного состава (антиукраинские персонажи при попустительстве официального Киева делали блестящие адмиральские карьеры, патриотов же выбрасывали за ненадобностью), куда набирали преимущественно работников прежнего ВМФ СССР.

А когда теперь в Киеве жалуются на массовую измену в Крыму, не забывайте, что это результаты вашей кадровой политики, господа-товарищи...

Нынешняя ситуация

Судя по всему, каких-то фундаментальных выводов из событий 2014 года руководство Украины не сделало, довольно апатично наблюдая за обстановкой на юге, где постоянно существует российская угроза с моря для Одессы, когда этот город могут отрезать от моря, изолировать, заблокировать морские перевозки, когда Одесса не сможет выполнять свои функции международного порта. В случае спровоцированного извне бунта в городе вполне возможна акция России в виде атаки Черноморского флота на Одессу, объединенная с отвлекающим ударом на Перекопе и демонстративным наступлением из Приднестровья.

Интересно, как тогда поведет себя мэр Одессы господин Труханов, о котором часто пишут СМИ как о владельце российского паспорта, что сам Труханов отрицает? Ну, а как поведут себя одесские антиукраинские формирования ‒ это не вопрос, здесь все очевидно. А пока украинский флот не строят, бытовые условия для тех моряков, которые не предали Украину, в Одессе очень тяжелые. Власть кроме болтовни реально делает мало.

При нынешнем состоянии ВМС Украины каждый корабль на вес золота

Что и говорить, если уже почти год правительство Украины не может забрать в свои порты несколько боевых катеров, которые США передали жертве российской агрессии для защиты побережья. И это тогда, когда при нынешнем состоянии ВМС Украины каждый корабль на вес золота.

Учитывая крайне неблагоприятную ситуацию, некоторые военно-морские эксперты, в частности экс-заместитель начальника Генерального штаба ВСУ адмирал Игорь Кабаненко, призвали немедленно создавать так называемый «москитный» флот. Это большое количество маленьких, но сверхскоростных, с мощным вооружением катеров. Действительно, корабль класса корвет стоит по самым оптимистичным подсчетам 200 миллионов долларов США. «Москитные» суда гораздо дешевле и сопоставимы по огневой мощи. Они могли бы создать большие проблемы флоту страны-агрессора в случае его атаки на украинское побережье, нападая на его корабли «стаями» по несколько катеров, что существенно затрудняет наблюдение и отпор. Когда-то именно так действовали маленькие «чайки» запорожцев против больших турецких парусников и галер. Как свидетельствуют исторические источники, эта тактика дала украинскому казацкому флоту немало блестящих побед над превосходящими силами врага...

Итак, сейчас Украине нужно исходить из своих реальных возможностей на вызовы и угрозы. Однако ответ (и без промедления!) обязательно должен быть, чтобы не стало поздно. А объективные условия для соответствующей реакции Украина имеет. Достаточно напомнить, что не так уж и давно на верфях города Николаева строили даже авианосцы и тяжелые крейсеры... Однако нынешняя верхушка Украины не способна (или не хочет) загрузить их государственными заказами.

Проблемы сегодня ‒ это расплата за 20 лет последовательного разрушения украинской оборонной отрасли

Проблемы сегодня ‒ это также расплата за 20 лет последовательного (под пацифистские «песни»!) разрушения украинской оборонной отрасли. Значит, надо действовать, только не путем предложения псевдорешений.

Псевдорешения

Сегодня власть поставляет ВМС маленькие бронекатера типа «Гюрза», подавая это как настоящую заботу об украинском флоте и защите страны с моря. Их и раньше производили в Киеве на предприятии, до декоммунизации называемом «Ленинская кузница». Первая презентация этой продукции произошла, когда в 2003 году тогдашний президент Узбекистана Ислам Каримов заказал две «Гюрзы» для охраны и контроля реки Амударья. Для выполнения таких задач «Гюрза» подходила идеально. Они могли бы и в Украине неплохо пригодиться где-то на Дунае или Днестре. Но на море? «Гюрза» выдерживает морской шторм не более 3-4 баллов. Если больше, то ей лучше быть в порту, потому что будет утопать в море, не имея соответствующих мореходных качеств. Скорость «Гюрзы» (в ее морской модификации «Гюрза-М») 25 узлов. Для сравнения: большой корабль класса эсминец имеет скорость 32 узла, а стандартный торпедный катер НАТО еще 40 лет назад имел скорость 50 узлов.

Спуск на воду бронекатера «Гюрза-М». Фото Министерства обороны Украины

Спуск на воду бронекатера «Гюрза-М». Фото Министерства обороны Украины

«Гюрза» имеет 30-мм автоматическую пушку с ограниченной дистанцией выстрела и два ПТРК «Барьер» с дальностью огня 5 километров. Так какой же корабль российского Черноморского флота, вооруженный ракетами с радиусом действия 70-100 км и более, позволит «Гюрзе» подойти к себе на расстояние, необходимое ее пушечке или ПТРК? Украинские моряки будут обречены на бессмысленные жертвы без всякого ущерба для врага. Командование ВМСУ всего этого не может не знать и не понимать, но вряд ли решится в нынешних условиях сказать самой власти, зарабатывающей на производстве «Гюрзы», правду.

«Гюрзы» могут быть полезными разве что для речных пограничников и для сил специальных операций (ССО), но не для Военно-морского флота. Никакого усиления ВМСУ эти кораблики не гарантируют и противостоять морскому нашествию противника не смогут. Нужна реальная работа по укреплению морской обороноспособности Украины, а не пиар-имитация. Времени остается все меньше, а соблазн для Кремля решить все одним мощным ударом увеличивается. И будет расти, если ослабнет Украина на морском направлении...

Игорь Лосев, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии НаУКМА

Радио Свобода


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи