Важные новости
Крымский «СМЕРШ»: в «шпионы» запишут каждого?
19.02.2018 / Категория: Политика / Тема: Аналитика
В Крыму снова ищут «украинских шпионов». Сначала российский глава полуострова Сергей Аксенов на «ровном месте» заявил, что готов к «провокациям» со стороны Украины. На следующий день ФСБ схватила якобы «агента» СБУ в Симферополе. Затем в местных СМИ начался «фестиваль» комментариев от депутатов и политиков, которые словно под копирку говорили о том, что Украина якобы пытается дестабилизировать обстановку в преддверии выборов российского президента.
Григорий Иоффе
Дальше всех пошел глава российской общественной палаты (ОП) Крыма Григорий Иоффе. Он заявил, что крымчане должны помогать ФСБ «разоблачать» сограждан, подозреваемых в шпионаже.
«Украинские спецслужбы активизируют свою деятельность в Крыму накануне предстоящих выборов. Поэтому надо быть готовыми не только нашим спецслужбам – все крымчане должны принимать в этом участие и разоблачать этих людей. Нам надо вспомнить, как действовала в годы войны организация, которая называлась «СМЕРШ», – заявил Иоффе.
Но СМЕРШ не был единой организацией. В ходе Второй мировой и некоторое время после нее под этой вывеской действовал ряд контрразведывательных структур армии и НКВД-НКГБ. Несмотря на громкое название – «смерть шпионам» – подразделения СМЕРШ занимались массовыми репрессиями на территориях, освобожденных от нацистов, и фильтрацией военнослужащих, побывавших в немецком плену. Учитывая стратегическую катастрофу 1941 года, когда сотни тысяч советских солдат оказались в «котлах» и в последующем плену, работы у СМЕРШ было много. Включая и борьбу, как выражались коммунисты, с «националистическим подпольем» в Западной Украине, Беларуси и Прибалтике, где местное население обоснованно считало советскую власть оккупационной. Ореол героизма вокруг СМЕРШ возник в «нулевые» годы – тогда российский кинематограф пополнился сериалами и художественными картинами о Второй мировой войне. Культурная ценность фильмов была различной, но все они воспевали храбрость контрразведчиков НКВД, изображали их рыцарями без страха и упрека, но во многом это было вымыслом.
Знает ли об этом Григорий Иоффе? Возможно, что да. До аннексии он занимал пост вице-спикера крымского парламента, и выделялся на фоне коллег-депутатов своей образованностью. Задолго до российского вторжения Григорий Иоффе в ходе внутренних совещаний активно продвигал украинофобские инсинуации как политическую технологию для «окучивания» электората. А во время выборов в Верховную Раду Украины 2012 года республиканская верхушка Партии регионов (ПР) начала тихой сапой расшатывать обстановку, приучая крымчан к виртуальной борьбе с «украинским фашизмом».
Задолго до российского вторжения Григорий Иоффе продвигал украинофобские инсинуации
В крымском штабе ПР агитаторов инструктировали следующим образом: если избиратели окажутся слишком умными и начнут задавать много вопросов по поводу обилия сомнительных личностей в ПР, их следует пугать «фашистами». Дескать, за регионалов нужно голосовать в любом случае, иначе к власти «придут нацисты». В них скопом записывали все украинские национал-демократические партии и движения. Такой подход крымскому руководству показался успешным. В следующем году борьба с «насильственной украинизацией» стала основной для руководства республиканского парламента. Нынешняя история с крымским «СМЕРШ» в исполнении господина Иоффе показала, что за последние шесть лет крымские регионалы совсем не изменились, невзирая на смену флагов и партийной вывески. Теперь они состоят в «Единой России», но методы работы с населением остались прежними: запугивать сограждан выдуманными угрозами.
Господину Иоффе и так хорошо известно, что в Крыму виртуальный «СМЕРШ» действует с 2014 года. После аннексии на полуострове возродилась «славная» советская традиция массовых доносительств. «Стучат» в ФСБ, полицию, Следственный комитет, налоговую и другие многочисленные российские службы. Искать «врагов народа» начали уже к концу первого года аннексии, когда стало очевидно, что никакого российского благоденствия на полуострове не предвидится. Пользователям социальных сетей запомнился директор одной из школ Ленинского района Евгений Никитин, который осенью 2015 года поделился наблюдениями по поводу лицензирования учебных заведений. По его мнению, бардак в сфере образования был из-за того, что среди чиновников много «агентов иностранной разведки». Дескать, они занимаются саботажем и настраивают население против России.
Если следовать логике Иоффе, «вражескими агентами» являются все, кто недоволен политикой властей
Общественная палата, невзирая на свое название, – один из институтов региональной власти. Правительство через нее управляет общественными и национальными организациями, которые, в свою очередь, готовы публично одобрить любую инициативу власти. Теперь оказалось, что руководство ОП Крыма открыто поощряет массовое доносительство. При этом нет четких критериев, кого считать агентов разведки. Признаки украинского «шпиона» могут быть какими угодно: знание украинского языка, наличие украинских документов, постоянные выезды на материковую Украину и тому подобное. Если следовать логике господина Иоффе, «вражескими агентами» являются все, кто недоволен политикой властей. То есть он призывает крымчан доносить на родственников, знакомых и коллег, которые высказывают недовольство по поводу падения уровня жизни, коррупции и некомплектности местечкового начальства.
Предложение господина Иоффе касается не столько президентских выборов, сколько того, что будет после них. Власти Крыма осознают, что с явкой возникнут сложности, так как среди населения растет разочарование российскими порядками. В протоколы избиркомов запишут нужный результат, как это было в 2014 году, но Москва может потребовать закрытые отчеты с реальными показателями. Кремль, оценивая работу крымского начальства, будет смотреть на фактическую явку. Поэтому в поиске украинских шпионов заинтересованы все: от российских правительства и парламента Крыма до федеральных структур на местах. В первую очередь это касается ФСБ и полиции. В случае провала явки, в Кремль из разных инстанций массово пойдут письма и «аналитические доклады». Суть их будет примерно такой: явка на выборы и общественно-политическая стабильность оказались под угрозой из-за «украинской агентуры». И руководство российских спецслужб охотно верит такой информации.
Сергей Стельмах, крымский политобозреватель
Крым.Реалии