Важные новости

В Севастополе летом закроется художественный музей, выставки будут проходить в «Украине»

06.02.2018  /  Категория: Культура  /  0 комментариев


Старое здание музея ждет глобальная реконструкция.

Севастопольский художественный музей имени М.П. Крошицкого пока что закрываться на реконструкцию не собирается. Точнее, музейщики покинут старое здание, расположенное на проспекте Нахимова, но летом, а не зимой, как было анонсировано раннее. А до этого времени в стенах музея пройдет еще немало интересных выставок.

По словам директора музея Николая Краснолицкого, переезд из здания, которое подлежит капитальному ремонту планируется 1 июля. Однако в начале июня новая выставка, посвященная 235-ой годовщине со дня основания Севастополя, откроется уже не в художественном музее, а в фойе гостиницы «Украина».

Напомним, один из главных музеев Севастополя – Художественный музей имени Крошицкого готовятся закрыть на глобальную реконструкцию, которую планируют начать в 2018 году. Как сообщалось, на это уже выделены деньги. Средства пойдут на реконструкцию фасада здания и внутренних помещений.

Здание Севастопольского художественного музея. 3 апреля 1963 г.

Здание Севастопольского художественного музея. 3 апреля 1963 г.

Музей открыт в 1927 году и в настоящее время располагает одной из лучших художественных коллекций в Крыму. Отдел западноевропейского искусства представлен известными мастерами XVI-XIX веков, среди них: Я.Бассано, Л.Джордано, Ф.Снейдерс, Д.Тенирс Младший, К. Лефевр. В экспозиции отечественного искусства XVIII-XX веков представлены произведения В.Тропинина, И.Айвазовского, И.Крамского, В.Верещагина, И.Шишкина, В.Поленова, И.Репина, И.Левитана, К.Коровина.

Здание Севастопольского художественного музея - одно из самых привлекательных в городе. Около Приморского бульвара это красивейшее четырехэтажное строение с пышно декорированным фасадом возводилось по заказу «личного почетного гражданина Севастополя» купца С.Х. Гавалова еще в конце XIX столетия и, не смотря на то, что в годы Великой Отечественной войны сильно пострадало, было бережно восстановлено.

Постоянная экспозиция позволяет проводить увлекательные экскурсии, знакомя с подлинными шедеврами итальянского Возрождения, «золотого века» Голландии и Фландрии, французского классицизма и эпохи Просвещения. В залах русского и украинского искусства XVIII - начала XX веков у живописных полотен выдающихся художников всегда возможна тихая встреча с любимыми картинами, хотя многие годы неизменный интерес вызывают тематические экскурсии: об истории отечественного искусства - «Художники пушкинской поры», «Передвижники», «Искусство серебряного века»… о видах и жанрах - «Лица эпохи», «Времена года», «Живые вещи»…

К сожалению, обширная коллекция произведений искусства XX века из-за музейной тесноты (два верхних этажа все еще занимает музыкальная школа) пока экспонируется лишь на временных выставках, но они всегда разнообразны, интересны и надолго остаются в памяти посетителей. Наряду с выставками из фондов в музее большое внимание уделяется организации и проведению персональных и групповых выставок современных художников. Это происходило в двадцатом веке, продолжается и в двадцать первом.

Ныне в коллекции Севастопольского художественного музея им. М.П.Крошицкого - уникальной по разнообразию, художественным достоинствам и истории комплектования – более 10 000 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, созданных талантом, умом, умелыми руками мастеров XVI - XXI веков.

Впервые о создании именно Художественного музея в Севастополе заговорили в сентябре 1924 года на III Крымской конференции музейных работников. В архиве Херсонесского музея-заповедника, где проходили заседания, сохранились протоколы, зафиксировавшие активное обсуждение этой идеи: «…Севастополь является крупным центром военно-морских сил…», «в таком рабочем центре, как Севастополь, музей необходим…», «через Севастополь проезжают массы экскурсий, и музей здесь нужен…», «музей будет обслуживать не только севастопольский пролетарий, но и пролетариат всей России…». «Признать целесообразным открытие художественного музея в Севастополе как в рабочем центре» - постановили и на совместном совещании президиумов конференции и Севастопольского райкома РКП(б), а в итоговой резолюции записали: «Конференция считает необходимым, чтобы было немедленно приступлено к организации картинной галереи и обращается к центру с просьбой дать для той цели соответствующий музейный материал». В отправленном вскоре в Москву «Плане севастопольского художественного музея», который ныне хранится в Отделе письменных источников Государственного Исторического музея, отмечалось, что создаваемая коллекция должна вызывать интерес у посетителей «двоякого рода»: севастопольских «красноармейцев, военморов, рабочих, учащихся» и «приезжих из Москвы, Ленинграда, других мест Союза – экскурсантов бывавших в музеях». Поэтому необходим «материал выше среднего качества, относящийся к отечественному искусству второй половины XIX – началу XX веков», но «при прочих равных условиях» должны подбираться «картины, связанные по сюжету с Крымом и произведения художников, связанных с Крымом своей личностью».

В январе 1925 года в Крым уже были доставлены 92 картины выдающихся российских живописцев из Государственных музейных фондов Москвы и Ленинграда Главного управления научными и научно-художественными учреждениями (Главнауки) Народного комиссариата просвещения. Именно в хранилищах Главнауки после революции и завершения гражданской войны скапливались произведения искусства из частных коллекций, а позже, в 1920-е годы, специальными комиссиями распределялись по самым разным музеям России и других республик Советского Союза. Так в Севастополе оказались замечательные картины из ранее широко известных столичных собраний предпринимателей, купцов, общественных деятелей К.Т. Солдатенкова, И.А. и М.К. Морозовых, И.С. Исаджанова, А.А. Коровина, А.В. Руманова и других.

К сожалению, выделение подходящего пространства для размещения картинной галереи в Севастополе задерживалось, и было решено открыть выставку в Центральном музее Тавриды. Тогда же в Симферополе был издан каталог, подготовленный заведующим Крымским комитетом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (КрымОХРИСа) А.И. Полкановым, начинавшийся словами: «Картины, представленные на настоящей выставке, предназначены для вновь открываемого в Севастополе музея в качестве его основного ядра, требующего еще своего развития и пополнения…» Благодаря той скромной публикации мы знаем перечень всех картин первой передачи из Главнауки. Увы, в Севастополе они начали экспонироваться лишь в следующем году. Галерею тогда разместили в тесных и сырых комнатах расформированного музея Л.Н. Толстого, и просуществовала она недолго. В сентябре 1926 года участники IV Крымской конференции музейных работников постановили: «Ввиду отказа Севастопольского исполкома в предоставлении галерее помещения, которое позволило бы развернуть ее надлежащим образом, Картинную галерею в Севастополе ликвидировать, распределив картины между Центральным музеем Тавриды и Ялтинским художественным музеем… В случае предоставления помещения она должна быть возвращена в Севастополь.»

В архивах Москвы, Симферополя, Севастополя сохранилось множество документов, свидетельствующих о неоднократных попытках решения этой затянувшейся проблемы. Наконец, летом 1927 года галерее был передан двухэтажный дом бывшего кинотеатра «Лотос». Это здание примыкало с правой стороны к дому Гавалова – тому, где ныне располагается музей. Ремонт планировалось завершить в конце лета, и к этому времени относится окончательное решение о «переводе» в Севастополь – растущий промышленный центр, базу Черноморского флота – Ялтинского музея.


Темы

Cтатьи