Важные новости

Тайны Севастополя: Михайловская церковь - от гарнизонной церкви до музея флота и обратно

13.01.2018  /  Категория: Тайны Севастополя  /  Тема: Религия

Церковь св. Михаила Архистратига находится на улице Ленина (бывшая ул. Екатерининская). Построена в 1848-1849 гг., освящена в 1850 году. Имя архитектора точно не установлено. Предположительно, автором проекта мог быть архитектор В.А. Рулев или, что более вероятно, инженер-полковник Фандервейде, который проектировал Адмиралтейский Николаевский собор (разрушен, на его месте находится Дом офицеров). Михайловская церковь была придельной церковью Адмиралтейского Николаевского собора.

 Храм Архистратига Михаила на улице Екатерининской (наст. ул. Ленина). Старое фото

Храм Архистратига Михаила на улице Екатерининской (наст. ул. Ленина). Старое фото

В годы Крымской войны Михайловская церковь являлась гарнизонной, так как находившийся рядом Адмиралтейский Николаевская собор был еще не достроен. В Михайловской церкви отпевали погибших прославленных адмиралов: В.А. Корнилова, В.И. Истомина и П.С. Нахимова. В период первой обороны Севастополя великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич постоянно посещали Михайловскую церковь, по-видимому, из-за того, что она относилась к военному ведомству и находилась в центре города, и кроме того, находившаяся неподалеку Петропавловская церковь постоянно обстреливалась неприятелем. Благочинный церквей Севастопольского округа протоиерей А. Лебединцев писал, что великие князья, как правило, после обедни в церкви поднимались к зданию библиотеки «для рассмотрения окрестностей и лагеря неприятельского» и посещали могилы флотоводцев. В архивных документах имеются сведения, что службы в церкви проводил священник Петр Еланский, а в январе 1855 года обер-священник определил к церкви старшего священника Владимирского полка протоиерея Петра Мацкевича.

За зданием музея Севастопольской обороны видна Михайловская церковь, за которой Адмиралтейский Николаевский собор

За зданием музея Севастопольской обороны видна Михайловская церковь, за которой Адмиралтейский Николаевский собор

Из Москвы в январе 1855 года был прислан крест, установленный у амвона церкви. На передней стороне была надпись: «Сим побеждай», сзади – «подобие креста, принесенного князем Владимиром из Херсонеса» с изображением распятия Господня и ликов святых.

26 июня 1855 года в Михайловской церкви провел службу преосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, а буквально через месяц посредине церкви упала бомба. Был разрушен иконостас, опрокинулся престол, рассыпались святые дары. Ранены были только два человека, так как в это время не было службы.

В 1870 году церковь была окончательно восстановлена и передана в инженерное ведомство, а затем в морское. В различной литературе указывается, что с 1889 года Михайловская церковь стала полковой – 50-го Белостокского пехотного полка 13-й пехотной дивизии. Вместе с тем метрические книги церкви 50-го Белостокского полка указывают на то, что полковая церковь именовалась св. евангелиста Матфея, и возникает вопрос: могла ли церковь св. Евангелиста Матфея располагаться в церкви Архистратига Михаила? Если анализировать полковые метрические книги, то до 1901 года полковая церковь называлась Матфеевской. Такое же название можно еще встретить в 1907 и 1908 гг. В остальные годы духовное правление протопресвитера военного и морского духовенства выдавало метрические книги «в церковь 50-го Белостокского полка» без указания ее наименования.  И лишь 8 ноября 1912 года в газете «Крымский вестник» в разделе «Хроника» было напечатана следующая информация: «Церковь 50 пехотного Белостокского полка во имя Архистратига Михаила сегодня 8 ноября торжественно празднует свой храмовый праздник». В распоряжении полка церковь находилась до начала 1915 года. 22 января 1915 года был издан приказ № 33 коменданта крепости генерала от артиллерии А.Н. Ананьина войскам Севастопольского гарнизона и крепости «Севастополь»: «Церковь св. Архистратига Михаила, находящуюся в ведении крепостного инженерного управления и временно состоявшую в распоряжении 50 пехотного Белостокского полка, приказываю передать в штаб Севастопольской крепости и впредь именовать ее «Севастопольской крепостной церковью св. Архистратига Михаила.» Ктитором этой церкви назначаю начальника комендантского отделения штаба вверенной мне крепости полковника Оллонгрена».

С 1918 года при Михайловской церкви существовало «сестричество».  На обязанности сестер лежала «забота о поддержании чистоты и благолепии храма». В 1923 году «сестричество» церкви состояло из 17 человек.

После окончательно установления советской власти в Севастополе в ноябре 1920 года и созданием в 1921 году структуры органов власти, церковный стол исполкома начал заключать договоры с религиозными организациями на пользование зданиями. Такой договор община Михайловской церкви заключила 15 ноября 1922 года. Прихожан насчитывалось 200 человек. Еще до заключения договора, в соответствии с Декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 года «Об изъятии церковных ценностей», 31 марта 1922 года комиссией по изъятию ценностей были изъяты 25 штук «серебряно-вызолоченных риз с икон разного размера», золотой и серебряный шейные крестики, 9 лампад и др. серебряные вещи. По мнению комиссии, одна из лампад представляла собой историческую ценность, так как относилась к периоду Крымской войны и подлежала передаче в музей. Кроме того, в Михайловской церкви хранились воинские знамена. В связи с этим начальник Севастопольского окружного отдела ГПУ Крыма в 1923 году обратился в Севастопольский исполком с просьбой об изъятии таковых, как не имеющих отношения к религии, но имеющих историческое значение.

Храм Архистратига Михаила на улице Екатерининской (наст. ул. Ленина), расположенный вблизи Николаевского собора

Храм Архистратига Михаила на улице Екатерининской (наст. ул. Ленина), расположенный вблизи Николаевского собора

В учетной карточке храма, составленной в 1920-е годы, указывалось, что здание прочное, построено из местного камня, имеет размеры: длина 10 ½ сажень, ширина – 4 ½ сажени.

В связи с тем, что Михайловская церковь до 1917 года относилась к военному ведомству, она подлежала ликвидации в первую очередь, поэтому в 1923 году президиум Севастопольского окружного исполкома не учел, что церковь имела «во все время своего существования приход», вынес постановление о закрытии Михайловской церкви. А на заседании президиума Севастопольского райисполкома в октябре 1924 года отметили, что «церковь считается военной и имеет историческое значение эпохи войны [18]54 г.». Поэтому решено было упомянутую церковь после закрытия передать в ведение ОХРИСа. Конференция музейных работников, состоявшаяся в сентябре 1924 года, признала, что церковь следует включить в «число памятников обороны», а уполномоченный КрымОХРИСа по Севастопольскому району подготовил докладную записку и отметил, что «Михайловская церковь, заложенная в эпоху войны 1854 г., отражает условие и обстановку, при которых закладывались церкви во время войны: спешность, примитивность постройки обнаруживает способ правящих кругов путем религии сагитировать массы в пользу войны». Не вступая в дискуссию с уполномоченным, следует отметить, что в 1925 году Севастопольский исполком получил письмо от Главнауки НКПроса РСФСР в котором указывалось, что здание Михайловской церкви «особой историко-художественной ценности не представляет и принятию на учет как памятник старины и искусства не подлежит».

В середине 1920-х гг. органы власти, несмотря на свои решения о закрытии церкви, воздержались от возбуждения ходатайства перед КрымЦИКом о ликвидации Михайловской церкви, по их мнению, до тех пор «пока верующие сами не возбудят вопрос перед админотделом об отказе от дальнейшей аренды».

Следует упомянуть о том, что настоятелем церкви с 1919 года был протоиерей Михаил Ананьевич Папетто, 1877 г.р. Кроме настоятеля, в 1923 году в штате общины состоял дьякон Василий Платонович Одудовский, а в 1925 году вместо дьякона община содержала псаломщика Мухлади Иосифа Ивановича.

В 1925 году специальная комиссия в составе представителей Севастопольского райисполкома и общины обследовала здание, проверила инвентарь и установила, что «вещи храма все целы», все содержалось «в надлежащем виде и аккуратности». 3 февраля 1927 года скончался настоятель храма о. Михаил Папетто. 15 апреля 1927 года приходской совет уведомил органы власти, что Севастопольское епархиальное управление назначило настоятелем храма архиепископа Модеста и заместителем настоятеля протоиерея Ивана Семенова. Но 4 апреля 1928 года в акте ревизионной комиссии временным настоятелем церкви указан священник Иоанн Козыренко, а протодьяконом Иоанн Копранов. Из протокола заседания приходского совета от 9 мая 1928 года стало известно, что настоятелем церкви был о. Николай, архиепископ Севастопольский и Ялтинский, а его временным заместителем по указу Севастопольского епархиального управления был назначен священник Павел Смирнов. 17 сентября 1928 года на внеочередном заседании совета церкви было заслушано заявление о. Павла Смирнова об оставлении им должности исполняющего обязанности настоятеля и переводе на свободную вакансию псаломщика. Согласно постановлениям епархиального управления и совета церкви, он был освобожден от должности с выдачей компенсации за неиспользованный им отпуск в сумме 32 руб. 50 коп., и в виду его тяжелого материального положения оказали ему денежную помощь в размере 60 руб. На этом же заседании постановили пригласить на должность настоятеля храма протоиерея о. Иоанна Кондратова из Майкопа и решили послать ему «телеграфное предложение».

Иконостас Михайловской церкви

Иконостас Михайловской церкви

4 апреля 1928 года ревизионная комиссия общины проверила церковный доход и расход за 1927 год. Самые большие поступления были от продажи свеч – 2152 руб. 25 коп., а расход на них составил 427 руб. На погребение умершего настоятеля храма о. Михаила Папетто было пожертвовано 92 руб. 46 коп., а расход составил 107 руб. Следует отметить, что в статью доходов были даже вписаны пожертвованные деньги «пострадавшим от землетрясения – 1 руб. 30 коп.» В представленном приходским советом отчете было отмечено, что в этот период в Михайловской церкви были платными должности: настоятеля – 50 руб., псаломщика – 20 руб. и регента – 30 руб.

Бессменным членом приходского совета, а затем и церковным старостой в течение 11 лет была прихожанка, принадлежащая к дворянскому сословию, Елена Викторовна Дьяченко. 9 мая 1928 года на заседании приходского совета по ее заявлению она была освобождена от этой должности «вследствие ее болезненного состояния», ей выражена благодарность за труды и «по поводу болезни глубокое сожаление». Временное исполнение обязанностей церковного старосты было возложено на члена приходского совета В.П. Щукина. 18 июля 1928 года на объединенном заседании членов актива двадцатки и членов президиума приходского совета В.П. Щукин проинформировал присутствующих, что «церковь в данное время переживает острую материальную нужду» и они вынуждены были обратиться в стол религиозных культов с просьбой разрешить сбор средств для «обеспечения хорового дела и материального положения духовенства». Согласовав этот вопрос с отделом ГПУ, органы власти дали согласие провести сбор средств по подписным листам в пределах своего прихода. На этом же заседании был также утвержден церковным старостой «мирянин П.Г. Медведев». Регентом хора Михайловской церкви был К.А. Кравцов.

12 апреля 1929 года представителями органов власти было проведено очередное обследование Михайловской церкви. Общине было предписано сделать запасный выход, опустить до низу водосточную труду и обеспечить сток воды от цоколя здания, установить наружную пожарную лестницу, немедленно приобрести пожарную контрольную книгу, а в месячный срок приобрести два химических огнетушителя. Смета на ремонт церкви составила 452 руб. 31 коп.

Таким образом, община Михайловской церкви была подведена к невозможности материально содержать церковь и платить налоги и вынуждена была отказаться от ее аренды. Часть верующих попросила разрешения перейти с причтом Михайловской церкви в Петропавловскую и перенести туда имущество, на что было получено согласие властей.

1929 год обозначился в жизни общины оформлением документов о ликвидации Михайловской церкви и ее дальнейшем использовании. 20 марта 1929 года президиум Севастопольского горсовета вынес решение о ликвидации церкви и передаче здания отделу коммунального хозяйства. Военно-исторический музей, мотивируя тем, что «Михайловская церковь покрыта мраморными досками (установлены к 50-летию первой обороны Севастополя – авт.) с перечислением воинский частей, принимавших участие в обороне и возобновленная специально в память войны 1854-1855 гг. является памятником обороны наряду со всеми другими подобными ему» просил здание под «устройство отдела современной военной техники». По мнению заведующего музейным объединением Михайлова и научного сотрудника П.П. Бабенчикова, «необходимость открытия указанного отдела диктуется современным положением по военизации населения <…> и современное состояние военного дела больше всего интересует трудящихся».

 

26 октября 1929 года на закрытом заседании бюро райкома ВКП(б) был заслушан вопрос о закрытии семи культовых храмов, в числе которых значилась и «Михайловская в городе». И, казалось бы, 5 января 1930 года Президиум КрымЦИКа вынес окончательное постановление о ликвидации «Михайловской православной церкви вследствие отказа верующих от пользования ею в дальнейшем», однако 5 февраля 1932 года издается аналогичное постановление, но с пояснением – «в виду не прохождения перерегистрации» до 1 января 1931 года. Таким образом, одна небольшая, но значимая Михайловская церковь на протяжении 1920-х гг. ликвидировалась пятью нормативными документами. Дальнейшую судьбу здания, оказалось, проследить сложно. По информации, направленной административным отделом Севастопольского райисполкома в НКВД Крыма, церковь была передана Реввоенсовету под устройство кинотеатра. Но, по-видимому, это не было претворено в жизнь, так как имеется еще один документ, направленный в Севастопольский отдел ГПУ о том, что Михайловская церковь была переоборудована под «базовую читальню Реввоенсовета им. тов. Марти». По сведениям энциклопедического справочника «Севастополь», с 1931 года в здании находился Дом санитарного просвещения.

В годы Великой Отечественной войны здание Михайловской церкви довольно хорошо сохранилось. В «Ведомости по состоянию разрушений города Севастополя», составленной в 1945 году, указывалось, что его «годность» составляла 80%. После окончания войны в церкви находился малый зал Дома офицеров ЧФ, а с 1968 года – один из залов Музея Черноморского флота РФ.

храм Архистратига Михаила - музей Черноморского флота

21 ноября 2002 года, первый раз после закрытия церкви, была проведена Божественная литургия. Службу провел Благочинный Севастопольского округа УПЦ протоиерей Владимир (Карпец).

В 2011 году экспозиция музея была перемещена в другое помещение, а в 2013 году была начата реставрация церкви.

В том же году прошла первая служба в восстанавливаемом здании.

В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Александр Бондаренко.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи