Важные новости
Тайны Севастополя: Лютеранская кирха
08.01.2018 / Категория: Тайны Севастополя / Тема: Религия
Лютеранская кирха. Старое фото
Первые сведения о существовании лютеранской церкви в Севастополе имеются в Новороссийском календаре на 1855 год, изданном в Одессе в 1856 году. Но местонахождение ее пока не установлено. Известно, что проповедником в ней был дивизионный пастор Франц Гильденгаген, занимавший эту должность с середины 1840-х гг. После Крымской войны лютеран в Севастополе было немного. Имеются сведения, что на 1 января 1866 года в городе их проживало 66 человек (35 муж., 31 жен.), но по мере возрождения Севастополя в 1886 году их количество увеличилось до 278 человек. В городе был евангелическо-лютеранский церковный совет, который иногда публиковал в газетах объявления о службе подобное этому: «… пастор Келлер 14 числа этого месяца (сентября – авт.) в Севастопольском реальном училище совершать будет богослужение».
В 1890 году лютеранское общество приобрело участок земли под строительство своего храма на ул. Чесменской, 57. Участок был куплен у начальника Главного морского штаба вице-адмирала Оскара Карловича фон Кремера – участника обороны Севастополя и русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и к этому времени уже проживавшего в С-Петербурге. О.К. фон Кремер продал участок севастопольскому обществу за 4 тыс. руб., пожертвовав при этом на строительство лютеранской кирхи 1 тыс. руб. В 1893 году городской архитектор А.М. Вейзен представил проект лютеранского молитвенного дома. На следующий год началось его строительство и до начала ХХ в. здание кирхи было построено.
В конце ХΙХ в. евангелическо-лютеранский пастор находился в селении Нейзац (совр. с. Красногорское Белогорского района) и «по мере возможности заведовал духовным призрением лютеран». В его ведение входили Ялтинский, Симферопольский, Евпаторийский и часть Перекопского уезда, расположенного в Крыму. Всего около 9 000 лютеран, не считая городов Симферополя, Севастополя, Ялты, Бахчисарая, Карасубазара и Евпатории. И тогда лютеране Перекопского и Симферопольского уездов Таврической губернии, в которых было значительное количество немецких поселений, подняли вопрос об учреждении особого евангелическо-лютеранского прихода. Но ничего не добившись в 1887 и в 1889 гг., вновь подняли этот вопрос в 1896 году и обратились в С-Петербургскую евангелическо-лютеранскую консисторию за получением разрешения на учреждение самостоятельного прихода с особым проповедником. Но и на этот раз особый приход для прихожан отдельных уездов не был создан, так как лютеранские церкви Таврической губернии входили в состав С-Петербургской евангелическо-лютеранской консистории. В начале ХХ в. в Крыму было 186 евангелическо-лютеранских общин. Метрические книги в лютеранских церквях в начале ХIХ в. велись на латинском языке, впоследствии - на немецком и затем, на русском. В отличие от православных церквей, в метрических записях указывалось время рождения и девичья фамилия матери.
В Адресе-календаре Севастопольского градоначальства на 1908 год имеются сведения, что пастор Ф. Гершельман имел постоянное местожительства в селении Нейзац и в Севастополь приезжал четыре раза в год. А кистером (церковная должность у протестантов) севастопольской лютеранской церкви был Александр Карлович Раудкен. Он проживал в квартире при кирхе и работал заведующим инвентарем Севастопольской городской управы. Временным председателем церковного совета был Андрей Иванович Кюблер, гласный Севастопольской городской думы, директор тюремного комитета, член правления Общества Взаимного Кредита. В Севастопольском лютеранском обществе была должность кассира, которую занимал Омар Васильевич Перониус, коллежский советник, доктор севастопольского флотского полуэкипажа. По данным Адрес-календаря в Севастопольском градоначальстве в 1908 году насчитывалось 2935 лютеран и реформаторов.
Читайте: Тайны Севастополя: армяно-григорианская церковь
Армяно-григорианская церковь находилась на ул. Чесменская, 22 (совр. ул. Советская). Её открытие состоялось 16 ноября 1908 года, о чём сообщила своим читателям газета «Крымский вестник»
В годы гражданской войны лютеранская кирха была не только религиозным храмом, но и культурным центром. Подтверждением этому служат информация, опубликованная в газете «Крымский вестник» 2(15) мая 1920 года: «Органный концерт. Завтра в 6 час. вечера в лютеранской кирхе (Чесменская, 57) состоится концерт председателя филармонического общества г. Гиммельшерна. Л.Н. Барановская исполнит, между прочим, «Молитву» из оперы «Тоска» Пуччини. Ф.Б. Павловский вследствие неожиданного отъезда примет участие в след[ующем] орган[ном] концерте. Билеты в маг[азине]. Бермана (Нахимовский пр.23) и у кистера кирхи».
Прихожанами кирхи были представители разных национальностей – немцы, латыши, эстонцы. Как следует из заметки в «Крымском вестнике» от 16 сентября 1920 года служба велась на нескольких языках: «Богослужение в местной евангелическо-лютеранской церкви совершает пастор г. Гершельман в воскресенье, 20 сего сентября в 12 часов дня н[овое] вр[емя], на немецком языке и в 4 часа на эстонском».
После установления советской власти в Севастополе религиозной общиной лютеранской кирхи 16 ноября 1922 года заключен договор с местными органами власти на пользование зданием. По учетным данным церковного стола Севастопольского райисполкома прихожанам передавалось «каменное здание, глав не имеет. Имеется колокольня. Здание двухэтажное, имеющее 26 оконных просветов и 16 всевозможных дверей. Во дворе принадлежащем церкви имеется одноэтажный каменный дом, имеющий одну квартиру. Водопровод и канализация». Судя по описи имущества при кирхе действовала небольшая библиотека, в которой наряду с религиозной литературой были и энциклопедические справочники. Кистером кирхИ был Карл Мартынович Эрглис. Родился 28 января 1856 года, латыш, уроженец Курляндской губернии. Окончил Курляндскую учительскую семинарию и работал народным учителем в разных губерниях: Курляндской, Ковенской, Ставропольской, Екатеринославской. В 1912 году вместе с семьей (жена и 5 детей) приехал в Севастополь и был избран кистером.
Пастор Ф.Ф. Гершельман в 1920-е гг. по-прежнему находился в с. Нейзац и три раза в год приезжал в Севастополь проводить службы. 13 марта 1925 года он докладывал на собрании общины о съезде лютеран, проходившем в Крыму 11-12 сентября 1924 года, а 1 сентября 1925 года присутствовал на общем собрании общины и открыл собрание молитвой. О своем приезде в Севастополь он всегда извещал стол религиозных культов. В архивных документах сохранилось заявление пастора Ф.Ф. Гершельмана от 20 июля 1929 года: «Вчера я приехал из Симферополя вместе с моим помощником, сыном, пастором Гершельманом Фердинанд Фердинандовичем младшим для совершения по желанию лютеран немецкой и эстонской национальности в евангелическо-лютеранской церкви в Севастополе богослужения и религиозных обрядов. В субботу 20 июля с. г. вечером состоится богослужение на немецком языке. В воскресенье 21 июля в 10 час. утра состоится богослужение на немецком языке и в 2 часа пополудни на эстонском языке, а вечером на немецком языке».
Рекомендуем: Церковь Всех Святых в Севастополе
Это одно из самых древних строений города. Находится на старом городском кладбище, на улице Пожарова. Сооружено в
О контроле органов власти за деятельностью религиозных организаций свидетельствует тот факт, что даже разрешение на проведение рождественской елки давал административный подотдел и стол религиозных культов Севастопольского райисполкома: «На Ваше заявление админ. п/отд. сообщает, что к устройству елки в храме лютеранской кирхи на рождественский праздник не встречается препятствий, поскольку таковая является неотъемлемой частью богослужения. 22 декабря 1926 года». Списки священнослужителей, приходского совета и прихожан по указанию Севастопольского отдела ГПУ подавались в городскую милицию. В 1923 году в приходском совете было 6 человек, а количество прихожан кирхи составляло 118 человек. В приходской совет вошли два врача – это Дессин Курт Оттович, немец, дворянин, уроженец г. Москвы, окончивший медицинский факультет Московского университете, служивший на Черноморском флоте в морском госпитале и Шварцбах Вильгельм Карлович, эстонец, личный гражданин, окончивший специальную зубоврачебную школу. Среди прихожан 2 человека были «германско-подданными», 4 дворянина, потомственных и личных граждан 4 человека, 11 человек являлись гражданами Риги и др. городов, остальные прихожане являлись представителями мещанского и крестьянского сословия. В результате антирелигиозной работы количество прихожан в 1927 году сократилось до 50 человек. В 1928 году отдел народного образования обратился в Президиум горсовета о передаче находившейся рядом школе им. Чернышевского сада, принадлежавшего кирхе. Резолюция на письме была следующей: «т. Погодичев. Как можно отнять от кирхи площадку и предоставить детям?» Но кирха отстаивала свою территорию. В ответ направили заявление, что дети ломают деревья и кусты и могут нанести ущерб церковному имуществу и указывали, что «при школе есть большой двор, а напротив специальная огромная площадка, где школьники могут играть, не принося никакого вреда соседним зданиям». В 1929 году, по-видимому, в кирхе уже не было священнослужителя, так как сохранилось письмо кистера евангелическо-лютеранской церкви г. Симферополя А.Ф. Бланка в стол религиозных культов Севрайисполкома: «Приеду в Севастополь по просьбе верующих лютеран для совершения за отсутствием пастора богослужения».
В 1930 году лютеранская кирха прошла перерегистрацию в столе религиозных культов Севастопольского райисполкома, но органы власти уже торопились представить материалы в КрымЦИК о ее ликвидации. Но орготдел КрымЦИКа подошел к вопросу ликвидации серьезно, вернул документы обратно и объяснил, что «Присланный вами материал заключает собой единственный отказ от дальнейшего пользования зданием культа религиозным обществом, совершено не отражено настроение религиозной массы, а также абсолютно отсутствует требование трудящихся масс о ликвидации кирхи и приспособлении помещения под культурные нужды». Повторно материал был направлен в центральную комиссию по делам культов при КрымЦИКе 5 декабря 1931 года. К ходатайству о ликвидации были приложены следующие документы:
«4 заявления об отказе верующих данной кирхи от дальнейшей аренды зданий.
Протокол постановления 20-ки лютеранской кирхи.
Выписка из протокола № 12 заседания Президиума Горсовета с постановлением ликвидации кирхи.
Заявление польско-украинского клуба о передаче им данного здания под клуб.
10 выписок из протоколов разных предприятий с просьбой передачи помещения кирхи польско-украинскому клубу.
Смета переустройства под клуб помещения кирхи.
Докладная записка зав. клубом о имеющихся средствах и распоряжении клуба для переоборудования здания».
После рассмотрения документов, Президиум КрымЦИКа 15 декабря 1931 года вынес следующее постановление: «Лютеранскую кирху в гор. Севастополе ликвидировать вследствие отказа от дальнейшего пользования со стороны религиозного объединения, а также требования трудящихся немцев и поляков гор. Севастополя. Предложить Севгорсовету помещение кирхи передать под клуб нацмен запада». Окончательная процедура ликвидация закончилась 4 января 1932 года вручением ключей кирхи польско-украинскому клубу, о чем было сообщено зампредом горсовета и инспектором религиозных культов отделу коммунального хозяйства.
В «Ведомости по состоянию разрушений города Севастополя», составленной в 1945 году, указано, что степень годности здания составляет 0%. Отсутствие здания по адресу ул. Советская, 57 подтверждается прочерком в номерном плане города Севастополя, составленном в 1955 году и указан новый адрес – ул. Советская, 41. В 1949 году был разработан проект реконструкции «здания бывшей немецкой кирхи под клуб на 250 мест». По-видимому, подразумевалось место, на котором была расположена кирха, а возможно сохранившийся фундамент. По факту, на этом месте построен жилой дом, имеющий современный адрес – ул. Советская, 41.
На этом месте была расположена Лютеранская кирха
На этом месте была расположена Лютеранская кирха
Похожие новости
- 11.09.2017 • В Севастополе отметят осенний «новый год»
- 24.06.2017 • В Севастополе похоронили украинскую активистку Таисию Зубкову
- 28.03.2016 • Количество ДТП в Севастополе значительно возросло
- 09.10.2009 • Севастополь и его жители. Век XVIII-XIX