Важные новости
Караимская кенаса в Севастополе - история и современность
03.01.2018 / Категория: Тайны Севастополя / Тема: Религия
Вопрос о строительстве новой караимской синагоги (кенасы) в Севастополе был поднят еще в 1879 году. Исполняющий должность Главного командира Черноморского флота и портов доложил в Санкт-Петербург о предполагаемой постройке синагоги на Центральном городском холме на месте принадлежащем караимскому обществу. Правительством были затребованы как проект синагоги, так и план всего г. Севастополя с обозначением места предполагаемого строительства.
Севастопольская караимская кенаса 1908 г.
Когда же выяснилось, что возведение синагоги намечено на одной улице с храмом св. Владимира, в 65 саженях от него, да еще на городском холме, Святейший Правительствующий Синод признал это «противным закону». Он сослался на ст. 258 п. 2 строительного устава, согласно которому расстояние между двумя конфессиональными зданиями должно составлять не менее 100 саженей. В свое оправдание севастопольское караимское общество приводило ст. 1097 устава иностранных исповеданий: «Караимы, находясь под покровительством общих законов империи, пользуются всеми правами предоставленными русскими подданными», однако разрешение на строительство получено не было.
Здание Караимской кенасы после Великой Отечественной войны
Караимский молитвенный дом находился в частном доме, поэтому проблему со строительством нового культового храма так или иначе требовалось решить. Тогда общество приобрело у провизора Турчинского пустынное место на Большой Морской улице стоимостью 6 тысяч 600 рублей и сразу начало оформление документов. У севастопольского нотариуса была оформлена купчая и выпись и представлена старшему нотариусу Симферопольского окружного суда на утверждение. Но окружной суд документы не утвердил, требуя разрешения высших органов власти на право приобретения места караимскому обществу.
После затянувшегося решения вопроса, проект здания в 1896 году был утвержден и в мае того же года была произведена закладка здания. Из-за материальных трудностей (строительство обошлось в солидную по тем временам сумму 70 тыс. руб.) строительство было закончено лишь в 1908 году. Во всех источниках указывается, что днем освещения кенасы является 14 мая 1908 года, но в данном случае следует пояснить, что в этот день праздновалось «коронование их императорских величеств» и освещение кенасы было перенесено на следующий день на 15 мая.
Новая кенаса была рассчитана на 400 человек. По свидетельству очевидцев здание было «весьма изящной архитектуры в стиле ренессанс». В здании было электричество, из заграницы были привезены и установлены люстры.
Председателем распорядительного комитета по торжественному освящению кенасы был избран караимский предприниматель, председатель севастопольского караимского благотворительного общества Ф.И. Харченко. На освящение караимской кенасы 15 мая 1908 года из Евпатории прибыл Таврический и Одесский караимский гахам Самуил Моисеевич Панпулов (участник обороны Севастополя 1854-1855 гг.). Это был видный караимский общественный деятель, просветитель, стремившийся к сохранению караимами этнического и конфессионального самосознания. На торжество освящения прибыли: Главный командир Черноморского флота и портов Р.Н. Вирен, градоначальник В.А. Мореншильдт, городской голова Н.Ф. Ергопуло, гласные Севастопольской городской думы, другие должностные лица, а также «депутация от всех караимских обществ всех городов Крыма».
Самые ранние сведения о караимских священнослужителях датируются началом 1840-х гг. Газзаном в севастопольской синагоге (кенасе) служил Гавриил Фиркович, зять известного караимского деятеля А.С. Фирковича. В 1845 году газзаном состоял Ш.Б. Сараф, в начале 1860-х гг. – Исаак Муки. В 1881 году состоялось официальное назначение старшим газзаном Исаака Марковича Султанского, хотя фактически он эти обязанности начал исполнять с 1869 года. После него на этой должности с 1884 по 1908 год находился Авраам Моисеевич Азарьевич. За безупречную службу он удостоился наград: серебряной (1897) и золотой (1904) медалей на Станиславской ленте для ношения на шее. Временно с 1908 до 1911 года должность газзана исполнял Абрам Яковлевич Кокей. Около двадцати лет на должности севастопольского караимского духовного пастора прослужил Товий Семенович Леви-Бабович, приступившей к должности газзана в 1911 году и прослужившей в ней до ее закрытия.
После смены государственного строя, религиозная община заключила договор с Севастопольским райисполкомом и ее структурным подразделением церковным столом (с 1925 года – стол религиозных культов) на право пользования зданием и имуществом. Посещаемость кенасы прихожанами на протяжении 1920-х гг. практически не изменилась.
Караимская кенаса. Фонтан для омовений
В 1927 года руководитель стола религиозных культов Севастопольского райисполкома в своей докладной записке отмечал, что караимская вера, по сравнению с другими культами, находится в более устойчивом положении и объяснял тем, что караимский священнослужитель был красноречивым и активным агитатором, всегда находился среди караимов, вследствие чего пользовался большим авторитетом и уважением среди верующих. В конце 1920-х гг. Т.С. Леви-Бабович тщетно доказывал властям необходимость существования в городе кенасы. К доводам газана не прислушались. Лишенный избирательных прав и изгнанный со своей родины священнослужитель уехал в Каир и там, в общине караимов, был избран на должность гахама. Этот пост он занимал вплоть до своей кончины в 1956 году.
Здание бывшей кенасы Севастополя. Вид с южной стороны
В процессе активной антирелигиозной работы со стороны органов власти в конце 1920-х гг. верующие все же были вынуждены отказаться от аренды здания кенасы. Постановлением КрымЦИКа от 5 февраля 1931 года караимская религиозная община прекратила свою деятельность, а здание кенасы было переоборудовано под клуб для караимов и крымчаков.
Здание бывшей кенасы Севастополя. Вид с северной стороны
В период войны здание севастопольской кенасы было разрушено в результате попадания в нее авиабомбы и снарядов. В «Ведомости по состоянию разрушений города Севастополя», составленной в 1945 году указывается, что годность здания составила 30%. 20 августа 1952 года решением Севастопольского горисполкома спортивному обществу «Спартак» была передана «полуразрушенная коробка здания бывш. кенасы по улице Б.Морской №27 для восстановления ее под спортивный зал». 4 ноября 1952 года был составлен акт технического состояния здания бывшей кенасы, в котором указывалось, что «здание кенасы одноэтажное, высотой около 9 м в период Великой Отечественной войны было разрушено авиабомбой и снарядами. Из конструктивных элементов сохранились только фундаменты и цоколь, а также частично стены. Стена южного фасады почти полностью разрушена, сохранились только цоколь и угловые стены. Кладка стен восточного и северного фасадов наиболее сохранились, но архитектурные детали также значительно повреждены. При восстановлении здания, возможно, использовать фундаменты, цоколь и частично стены в зависимости от новой планировки». При составлении архитектурно-планировочного и планового задания, утвержденного председателем Президиума Российского Республиканского Совета Общества «Спартак» 29 ноября 1952 года был составлен уточненный акт и указывалось, что годность фундамента и стен цокольного этажа составила 90%, внутренние стены – не сохранились, наружные стены – 40%, облицовка наружных стен здания – 30%, междуэтажные и чердачные перекрытия – не сохранились, перегородки, крыша, полы, лестницы – не сохранились. Здание было восстановлено с перепланировкой под спортивные помещения.
В настоящее время в здании кенасы находится школа бокса.
Жетон в честь освящения Севастопольской караимской кенасы. 1908 г.
Оттиск печати Севастопольской караимской синагоги (прежнее название кенасы)
Фотографии из коллекции Севастопольского караимского общества "Фидан"
Похожие новости
- 11.08.2014 • «Синагоги на колёсах» едут в Севастополь
- 11.07.2014 • Главный раввин России посетил Севастополь и попросил «помочь с синагогой»
- 05.11.2013 • В Севастополе забросали свиными головами строящуюся синагогу
- 07.10.2011 • На площади Восставших построят синагогу