Важные новости

Севастопольский художественный музей отмечает 90-летие

09.11.2017  /  Категория: Культура

В этом году Севастопольскому художественному музею им. М.П. Крошицкого исполнилось 90 лет. В торжественном мероприятии по случаю юбилея учреждения приняли участие действующие и бывшие сотрудники музея, представители чиновничества, духовенства, научного и культурного сообщества.

За добросовестный труд и личный вклад в развитие музея его сотрудникам были вручены почётные грамоты Законодательного Собрания и благодарственные письма Губернатора Севастополя.

Здание Севастопольского художественного музея. 3 апреля 1963 г.

Здание Севастопольского художественного музея. 3 апреля 1963 г.

Музей открыт в 1927 году и в настоящее время располагает одной из лучших художественных коллекций в Крыму. Отдел западноевропейского искусства представлен известными мастерами XVI-XIX веков, среди них: Я.Бассано, Л.Джордано, Ф.Снейдерс, Д.Тенирс Младший, К. Лефевр. В экспозиции отечественного искусства XVIII-XX веков представлены произведения В.Тропинина, И.Айвазовского, И.Крамского, В.Верещагина, И.Шишкина, В.Поленова, И.Репина, И.Левитана, К.Коровина.

Здание Севастопольского художественного музея - одно из самых привлекательных в городе. Около Приморского бульвара это красивейшее четырехэтажное строение с пышно декорированным фасадом возводилось по заказу «личного почетного гражданина Севастополя» купца С.Х. Гавалова еще в конце XIX столетия и, не смотря на то, что в годы Великой Отечественной войны сильно пострадало, было бережно восстановлено.

Постоянная экспозиция позволяет проводить увлекательные экскурсии, знакомя с подлинными шедеврами итальянского Возрождения, «золотого века» Голландии и Фландрии, французского классицизма и эпохи Просвещения. В залах русского и украинского искусства XVIII - начала XX веков у живописных полотен выдающихся художников всегда возможна тихая встреча с любимыми картинами, хотя многие годы неизменный интерес вызывают тематические экскурсии: об истории отечественного искусства - «Художники пушкинской поры», «Передвижники», «Искусство серебряного века»… о видах и жанрах - «Лица эпохи», «Времена года», «Живые вещи»…

К сожалению, обширная коллекция произведений искусства XX века из-за музейной тесноты (два верхних этажа все еще занимает музыкальная школа) пока экспонируется лишь на временных выставках, но они всегда разнообразны, интересны и надолго остаются в памяти посетителей. Наряду с выставками из фондов в музее большое внимание уделяется организации и проведению персональных и групповых выставок современных художников. Это происходило в двадцатом веке, продолжается и в двадцать первом.

Ныне в коллекции Севастопольского художественного музея им. М.П.Крошицкого - уникальной по разнообразию, художественным достоинствам и истории комплектования – более 10 000 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, созданных талантом, умом, умелыми руками мастеров XVI - XXI веков.

Впервые о создании именно Художественного музея в Севастополе заговорили в сентябре 1924 года на III Крымской конференции музейных работников. В архиве Херсонесского музея-заповедника, где проходили заседания, сохранились протоколы, зафиксировавшие активное обсуждение этой идеи: «…Севастополь является крупным центром военно-морских сил…», «в таком рабочем центре, как Севастополь, музей необходим…», «через Севастополь проезжают массы экскурсий, и музей здесь нужен…», «музей будет обслуживать не только севастопольский пролетарий, но и пролетариат всей России…». «Признать целесообразным открытие художественного музея в Севастополе как в рабочем центре» - постановили и на совместном совещании президиумов конференции и Севастопольского райкома РКП(б), а в итоговой резолюции записали: «Конференция считает необходимым, чтобы было немедленно приступлено к организации картинной галереи и обращается к центру с просьбой дать для той цели соответствующий музейный материал». В отправленном вскоре в Москву «Плане севастопольского художественного музея», который ныне хранится в Отделе письменных источников Государственного Исторического музея, отмечалось, что создаваемая коллекция должна вызывать интерес у посетителей «двоякого рода»: севастопольских «красноармейцев, военморов, рабочих, учащихся» и «приезжих из Москвы, Ленинграда, других мест Союза – экскурсантов бывавших в музеях». Поэтому необходим «материал выше среднего качества, относящийся к отечественному искусству второй половины XIX – началу XX веков», но «при прочих равных условиях» должны подбираться «картины, связанные по сюжету с Крымом и произведения художников, связанных с Крымом своей личностью».

В январе 1925 года в Крым уже были доставлены 92 картины выдающихся российских живописцев из Государственных музейных фондов Москвы и Ленинграда Главного управления научными и научно-художественными учреждениями (Главнауки) Народного комиссариата просвещения. Именно в хранилищах Главнауки после революции и завершения гражданской войны скапливались произведения искусства из частных коллекций, а позже, в 1920-е годы, специальными комиссиями распределялись по самым разным музеям России и других республик Советского Союза. Так в Севастополе оказались замечательные картины из ранее широко известных столичных собраний предпринимателей, купцов, общественных деятелей К.Т. Солдатенкова, И.А. и М.К. Морозовых, И.С. Исаджанова, А.А. Коровина, А.В. Руманова и других.

К сожалению, выделение подходящего пространства для размещения картинной галереи в Севастополе задерживалось, и было решено открыть выставку в Центральном музее Тавриды. Тогда же в Симферополе был издан каталог, подготовленный заведующим Крымским комитетом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (КрымОХРИСа) А.И. Полкановым, начинавшийся словами: «Картины, представленные на настоящей выставке, предназначены для вновь открываемого в Севастополе музея в качестве его основного ядра, требующего еще своего развития и пополнения…» Благодаря той скромной публикации мы знаем перечень всех картин первой передачи из Главнауки. Увы, в Севастополе они начали экспонироваться лишь в следующем году. Галерею тогда разместили в тесных и сырых комнатах расформированного музея Л.Н. Толстого, и просуществовала она недолго. В сентябре 1926 года участники IV Крымской конференции музейных работников постановили: «Ввиду отказа Севастопольского исполкома в предоставлении галерее помещения, которое позволило бы развернуть ее надлежащим образом, Картинную галерею в Севастополе ликвидировать, распределив картины между Центральным музеем Тавриды и Ялтинским художественным музеем… В случае предоставления помещения она должна быть возвращена в Севастополь.»

В архивах Москвы, Симферополя, Севастополя сохранилось множество документов, свидетельствующих о неоднократных попытках решения этой затянувшейся проблемы. Наконец, летом 1927 года галерее был передан двухэтажный дом бывшего кинотеатра «Лотос». Это здание примыкало с правой стороны к дому Гавалова – тому, где ныне располагается музей. Ремонт планировалось завершить в конце лета, и к этому времени относится окончательное решение о «переводе» в Севастополь – растущий промышленный центр, базу Черноморского флота – Ялтинского музея.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи