Важные новости
СевГУ: репрессии и гниль под красивыми фасадами
29.12.2016 / Категория: Общество / Тема: Полный абзац!
Мы не планировали писать о севастопольском университете так часто. Но бурный отклик на прошлую публикацию показал: тема для города действительно наболевшая. И пока администрация СевГУ сочиняла ответ «некомпетентным журналистам», корреспонденты «Примечаний» узнали вопиющие факты, которых хватит с лихвой еще на пять материалов.
Сегодня речь пойдет о студгородке Института ядерной энергии и промышленности СевГУ, расположенном в поселке Голландия. Когда-то там располагалось Высшее военно-морское инженерное училище, готовившее офицеров-атомщиков для подводных лодок Северного и Тихоокеанского флотов. Потом Украина превратила училище в институт, где готовили специалистов для ее АЭС: в Голландии есть специальный учебный ядерный реактор. После воссоединения Крыма с Россией «галошу» (так по привычке севастопольцы именуют между собой это место) включили в состав Севастопольского госуниверситета. Сейчас Институт ядерной энергии и промышленности (ИЯЭиП) входит в структуру СевГУ.
Студенты давно жаловались ректору университета на невыносимые условия жизни в общежитиях «галоши», но слышали в ответ лишь отговорки. Ректор СевГУ встретился с ними лишь после того, как просьбу студентов обратить внимание на проблему поддержал директор ИЯЭиП Владимир Кирияченко – встретился, чтобы убедить не жаловаться. А Кирияченко через две недели уволили. Ученого с мировым именем «эффективные менеджеры» без сожаления вышвырнули за порог вуза, которому он отдал 40 лет — в назидание остальным. И остальные действительно боятся: атмосфера доносов и репрессий в вузе сгущается.
Из-за старых окон температура в аудиториях не поднимается выше ...
На прошлой неделе «Примечания» писали о проблемах студенческого городка СевГУ на ул. Университетской. В аудиториях холодно, буфеты на этажах не работают, главный корпус давно не видел ремонта. Похожая обстановка и в общежитиях: старые окна не задерживают тепло, кухни и санузлы в плачевном состоянии.
Общежития студгородка на Университетской хотели реконструировать уже в начале следующего года. Но вот беда: переселить студентов некуда, несмотря на то, что в этом году активно ремонтировался студгородок в поселке Голландия - именно туда планировали переехать на время жители «тройки» и «четверки».
Что же это за ремонт, если после него студентов некуда переселить?
«На сегодняшний день выполнены работы по замене окон на металлопластиковые в общежитиях №№ 5, 6 и 7 на ул. Курчатова (п. Голландия), также в этих общежитиях отремонтирована кровля и утеплен фасад (процент замены окон по общежитиям – 33%)», — рапортует пресс-служба университета.
Действительно, три из пяти общежитий сверкают новенькими фасадами. Общежитию №5 сделали «мокрый» фасад, на двух других (№6 и №7) смонтировали вентилируемый — по самой дорогой технологии.
Окна тоже вставлены, но не в трех общежитиях, а в двух: в шестом их сменили еще при Украине — на деньги одной из украинских атомных станций. В российские времена «пластик» вставили лишь в цокольном этаже.
В общежитии №5 внутри провели реконструкцию: отремонтировали комнаты, санузлы, коридоры. Студентов заселили к октябрю 2016 года, а недоделки остались до сих пор. Например, пожарные лестницы так и не закончили: подмазали, подкрасили и бросили.
В остальных общежитиях ремонта внутри пока не было. В коридорах, санузлах и на кухнях страшно находиться: тараканы, плесень, свисающая кусками штукатурка, грязь.
Жаль, нельзя передать словами запах: удушливый аромат жареной картошки вперемешку с фекалиями, приправленными сыростью.
Все общежития внутри — практически одинаковы: коридорного типа с санузлами в двух противоположных концах здания (северном и южном). Но почти в каждой общаге работает только часть санузлов, и в каждом санузле половина кабинок закрыты.
На 200 человек — 360 литров горячей воды
В общежитии № 8 живут студентки: всего около 200 человек. Им даже новенького фасада и окон пока не досталось.
Туалеты на третьем и четвертом этажах в северной части не работают. Душевые есть на втором, третьем и четвертом, но состояние их такое, что о своевременной гигиене девочкам остается только мечтать.
Судите сами: на третьем этаже работает только три душа из шести.
Остальные кабинки неисправны. До недавнего времени здесь не работал и бойлер: старый, купленный студентами за свой счет еще при Украине, сгорел.
И только на днях девочкам принесли и установили другой — на 200 литров. Но не новый, а б/у, несколько лет отработавший в столовой.
На втором этаже живет 40 человек, а душевая кабинка здесь всего одна. И бойлер — на 80 литров. Напомним, производители считают такой объем оптимальным для семьи из трех человек. Как умудряются в таких условиях существовать 40 молодых девчонок, трудно даже представить.
С кухнями в общежитии тоже проблема: грязь, которую уже невозможно вымыть, старая мебель, размокшие от постоянных протечек доски пола.
Электроплита на этаже всего одна, да и та старая, советского производства. Готовить приходится по очереди.
Спасаются студенты бытовой техникой: чайниками, мультиварками. Но за их использование гоняют: старая проводка нагрузки не выдерживает. То и дело срабатывают автоматы и выключается свет.
Рано или поздно проводка может не выдержать, начнется пожар, а противопожарной сигнализации в общежитиях как не было, так и нет.
«Дерьмо льется прямо на головы»
В общежитии № 7 живут парни, среди них есть совсем мальчишки, студенты Морского колледжа. Живут в комнатах по 5-6 человек.
Кровати стоят как в больницах: свободного места почти нет, только проходы между койками. На пятерых учащихся — два письменных стола. Заниматься приходится тоже по очереди.
Туалеты в «семерке» — отдельная тема.
Здесь в санузлах канализация смонтирована так, что труба проходит прямо над кабинками нижнего этажа.
Бывали случаи, когда содержимое труб выливалось прямо на находящегося в туалете студента. Но ремонтировать эти трубы нечем.
У штатного сантехника нет никаких материалов, приходится заматывать трубы скотчем и изолентой.
В седьмом общежитии санузлы с первого по четвертый этаж в северной части корпуса не работают: не хватает напора воды. На южной стороне санузлы функционируют, но кабинки в них работают лишь частично.
В душевые зайти страшно — на стенах плесень, грибок, потеки ржавчины.
Еще при Украине студенты за свой счет заменили подводящие трубы в душе. А вот сами «лейки» заменили недавно — в октябре. Всего за два месяца они успели основательно проржаветь. Видимо, университет не жалеет средств для своих студентов, покупает все самое «лучшее» и «качественное».
«Все — за свой счет»
Умывальники тоже новые. Но краны на них — самые дешевые. Они продержались лишь несколько недель и потекли. Краны не разборные, то есть поменять прокладку, как раньше, в них невозможно. Замене подлежит лишь кран-букса в сборе. А их у сантехника общежития нет.
По словам студентов, какое-то время сантехник приобретал кран-буксы за свой счет. Но при зарплате в 7 тысяч рублей много не купишь, а университет отказался возмещать расходы.
Студенты тоже покупали краны сами, однако сейчас терпение их лопнуло: жители общаги хотят проверить, что предпримет администрация университета, когда из строя выйдут все санузлы.
«У нас так смонтирован водопровод, что если течет один кран, перекрывать приходится весь ряд умывальников, - говорят они. - Такими темпами, еще пару месяцев, и мы останемся совсем без умывальников».
Но на служебные записки и рапорты из Голландии на Университетской не реагируют. Материалы для ремонта не закупают, мастеров не присылают. И такая ситуация не только с сантехникой: в шестом общежитии треснуло два стеклопакета, но заменить их не могут уже несколько месяцев: нет ни материалов, ни специалиста, который мог бы их установить.
В общежитии №6 также не работают туалеты в северной части здания со второго по четвертый этаж.
Причина: плохо сделана гидроизоляция перекрытий, вода просачивается с четвертого до первого этажа. В душевых давно пора заменить трубы, а полы в недавно отремонтированной кухне уже вздулись от влаги.
«Губы накрасили, а зубы не вставили, — комментируют ситуацию в общежитии. — Фасад у нас красивый, новый, а внутри мрак. И когда что-то сделают, неизвестно. У нас даже на моющих средствах экономят. Руководство общежития подавало рапорт, что у нас закончилось то, что выдавали в октябре или ноябре, а им ответили: «Тяните до нового года». То есть, даже элементарные санитарные нормы нет возможности соблюдать».
Руководству университета выгодно, чтобы вся гниль скрывалась под красивыми фасадами. Новенькие корпуса не стыдно и Путину из окна пролетающего самолета показать, и перед министром образования похвастаться.
Кстати, экс-министр Дмитрий Ливанов в студгородке Голландии уже побывал. И ему тоже продемонстрировали «потемкинские деревни» главного севастопольского вуза.
«У нас на первом этаже пятого общежития есть гостиница, — рассказывают студенты. — Там комнаты, рассчитанные на одного-двух человек. Туда и отвели Ливанова, сказав, что в аналогичных условиях живут все студенты. А в другие корпуса он даже не заходил».
«У нас нет на них документов...»
Казалось бы, в недавно отремонтированном пятом общежитии проблем быть не должно. Ведь ремонт здесь был сделан совсем недавно — летом этого года. Но только сантехника там поставлена самая дешевая. Краны тоже текут и выходят из строя.
А недавно в общежитии сгорели бойлеры — вышла из строя электроника — всего после нескольких месяцев эксплуатации. Студенты обратились к проректору по управлению имущественным комплексом Александру Шкуратову. Но он, по словам студентов, ответил, что в университет не располагает документами на установленное оборудование, а значит, задать поставщику вопрос о гарантийном ремонте не представляется возможным.
«Как такое может быть? — возмущаются студенты. Ведь это закупки, поставки... Откуда они взяли эти бойлеры навороченные с сенсорным управлением? Они, наверное, бэушные, раз на них документов нет».
На дворе зима, горячая вода нужна каждый день, а ответа на запрос о ремонте бойлеров нет уже несколько недель. Пришлось жителям «пятерки» снова скидываться и ремонтировать водонагреватели за свой счет.
Получается, что свободные места в общежитиях Голландии уже есть — туда можно переселить несколько сотен студентов. Но действующие корпуса в таком состоянии, что возросшую нагрузку они просто не выдержат.
Еще одно, девятое общежитие, стоит в полуразрушенном виде.
«Пластиковая тара за десять рублей»
С питанием в Голландии тоже проблемы. Как и на Университетской, в главном здании ИЯЭиП и в шестом общежитии отремонтировали помещения под буфеты кафедры «Академия еды». Но в настоящее время работает только один буфет — в главном здании.
Ассортимент в нем более чем скудный: хлебобулочные изделия, напитки, йогурты, мороженое. Полноценного горячего питания нет, кое-какие блюда привозят с фабрики на Гоголя, но набор их ограничен, рассчитан лишь на несколько десятков студентов. Руководство объясняет отсутствие разнообразия просто: возить готовые блюда из центра в Голландию дорого.
При этом пластиковую тару, в которой привозят продукты, продают отдельно. «Вот снизу стоит гречка, картошка в пластиковой упаковке. Даже эту посуду продают теперь: картошка, например, 60 рублей и пластиковая посуда 10 рублей», — объясняют студенты.
Буфет в шестом общежитии открылся в августе, когда студентов в студгородке еще не было. Поработал некоторое время с нулевой выручкой и закрылся.
«Вы в армии служили? Вот и делайте все сами, нечего ректора позорить»
Все свои жалобы и вопросы студенты изложили в служебной записке на имя ректора, скрепив их подписями проживающих студентов — более 300 фамилий. В начале ноября 2016 года записка была принята к рассмотрению в ректорате.
Однако реакция последовала более чем странная: вместо попыток отремонтировать общежитие (например, хотя бы просто заменить краны) ректор университета Валерий Кошкин вместе со своими заместителями решил встретиться со студентами из поселка Голландия.
Встреча прошла 22 ноября в актовом зале ИЯЭиП. Студенты задавали вопросы, а администрация вуза отвечала на них. При этом Валерий Кошкин показал себя человеком весьма остроумным, с хорошим чувством юмора. Правда, многие присутствующие в зале сделали вывод, что глава университета над ними просто издевается.
«Студентка рассказала, как год назад она подвернула ногу и помочь было некому. И ещё об обмороке говорила: вызвали «скорую», а она ехала и не приехала... На что Кошкин сказал: «А вы не падайте в обмороки и ноги не подворачивайте».
Спрашивали про текущую канализацию в седьмом общежитии. На это он тоже ответил: «Вы в армии служили? Как там все делается? Вот и делайте сами!»
Особо активным ректор вообще затыкал рот и просто говорил: «Вы сюда специально пришли своего ректора позорить? Садитесь, пожалуйста!», - возмущенно описывают встречу студенты.
Расправа над несогласными
На собрании студентов присутствовал и директор ИЯЭиП Владимир Кирияченко. Ранее он имел неосторожность подписать ту самую служебную записку, которая легла на стол ректору в начале ноября. А через две недели после собрания Кирияченко вызвали и попросили покинуть университет.
Формальная причина увольнения — преклонный возраст преподавателя. Фактически же ему приписали организацию собрания студентов, на котором все желающие смогли задать ректору неудобные вопросы.
Кирияченко 75 лет. Конечно, возраст. Но преподаватель продолжает вести активную работу: читает лекции, занимается научной деятельностью, пишет монографии и учебники, ездит в командировки. Его ждут сразу в нескольких университетах России и Китая.
СевГУ такие специалисты, видимо, не нужны: Владимиру Александровичу даже не предложили остаться профессором. Ректор, подписывая заявление об уходе, не проронил ни слова.
«Он хорошо читал: интересные, профессиональные лекции, — говорят о нем студенты. — Но в последний год у него занятий не было. Видимо, административная работа просто не давала ему возможности».
Ранее самому Кирияченко, занимавшему должность директора института, приходилось увольнять и преподавателей, и технический персонал. Все дело в нормах, установленных российским законодательством: университет имеет право содержать одного преподавателя на 11 студентов. А технический персонал вузу, по мнению российских чиновников, и вовсе не нужен: на трех преподавателей должна приходиться лишь одна вспомогательная штатная единица.
За последние пару лет количество студентов в вузе уменьшилось: учащиеся с Украины разъехались по домам, а новые, российские, студенты об этом институте еще не знают. Началась волна сокращений. Некоторые преподаватели, чтобы не потерять возможность заниматься делом всей жизни, вынуждены были согласиться на 0,25 ставки учебной нагрузки.
И вот волна «репрессий» докатилась и до самого директора ИЯЭиП. По информации «Примечаний», Владимир Кирияченко не унывает и собирается перебраться в Китай. Но что делать тем, кто не может по разным причинам уехать из Севастополя, тем, кто всю жизнь вложил в вуз, но был уволен за одно неосторожное слово «против»?
После статьи «Примечаний» о положении дел в СевГУ администрация ...
После публикации предыдущего материала, администрация университета обвинила «Примечания» в необъективности и критиканстве. На нашу заметку даже приготовили опровержение от имени новоизбранного главы профсоюза Сергея Запорожца, который, по словам преподавателей СевГУ, полностью подконтролен ректору Кошкину.
Только вот «опровержениями» правды не скроешь: усилиями команды нового ректора сразу несколько вузов с неплохими рейтингами превращаются в коммерчески выгодный «середнячок».
К сожалению, вынуждены констатировать, что «эффективные менеджеры» СевГУ лишь поддерживают общероссийский тренд. Ведь в последние годы у нас стремятся превратить в «бизнес» все: и образование, и медицину, и культуру.
«Ваш Бах никому не интересен!» — цитируют бывшие подчиненные главу Крымской филармонии Олесю Костенко. У ректора СевГУ к студентам отношение, видимо, похожее. Видел бы он в них людей — разве задавался бы он вопросом, на какие средства из выделенных по ФЦП миллиардов поменять в общежитии трубы и краны, организовать медпункт и амбулаторию, открыть в университете буфет?
Да и с материальной базой на кафедрах было бы куда лучше. Ведь смогли же в Черноморском высшем военно-морском училище имени Нахимова в те же кратчайшие сроки создать современные учебные лаборатории с новейшим оборудованием. Бюджеты двух вузов сопоставимы.