Важные новости

BigData – новое слово в медицине

12.08.2016  /  Категория: Общество  /  Тема: Аналитика

- Что общего между карандашом и башмаком?
- Они оба оставляют след.

В современном мире каждый из нас ежедневно оставляет свой информационный след в сети Интернет. Мы повествуем о наших предпочтениях и увлечениях, друзьях и местах, в которых бываем, маршрутах движения и многое другое.

Более того, чтобы ориентироваться даже в собственных запросах порой у нас может просто не хватать времени, причем это касается всех сфер жизни.

Но непреодолимое, перманентное желание быть в курсе всех новостей, открытий, событий уже не исчезает ни на минуту. И многие из вас уже интуитивно понимают, что именно Big Data помогает нам ориентироваться в многочисленных потоках информации, верно их систематизируя.

Итак, что же такое BigData?

Понятие BigData это не только огромные объёмы информации, но и технологии её хранения, а также аналитические методы обработки.

С одной стороны, зачем нам обрабатывать терабайты данных, если можно было бы по-старинке сформировать случайную выборку , которая, по моему мнению, в достаточной степени отражает свойства и закономерности явления в целом. Затем на ее основе выдвинуть гипотезу распределения случайной величины и далее прогнозировать ее значения с той или иной вероятностью.

А затем, что на дворе 21 век и информация в библиотеках, больницах, разных НИИ и так далее уже оцифрована теми самыми терабайтами. И ею пренебрегать – себя не уважать.
К тому же, традиционный подход не исключает погрешностей, которые иногда могут превратить математический прогноз в гадание.

Поэтому теперь случайная выборка различных переменных очень быстро стремится к полному набору их значений, которые зачастую нужно очень быстро обрабатывать.
И если мы коснемся одной из самых важных тем нашей жизни – здоровья, то в случае медицинской обработки больших данных это в прямом смысле слова «вопрос жизни и смерти».

Результаты обработки «больших данных» должны быть получены в кратчайшие сроки. Это даст возможность превратить аналитику из инструмента, отвечающего на вопрос «кто виноват?», характерного для традиционных систем аналитики, в инструмент для получения ответов «что делать?». Специалист в этом случае из врача патологоанатома превращается в терапевта. Скорость доступа к данным и скорость их процессинга является важным критерием качества технологий, входящих в Big Data.

Ранее оперативно учесть сотни показателей работы медицинских учреждений было технически невозможно, поэтому на банковский счет госпиталей поступали средства, пропорциональные общему числу койко-дней и количеству выполненных манипуляций. Из-за этого сформировалась порочная система, в которой выгодно было проводить избыточную диагностику, назначать лишние консультации и затягивать лечение.

Обращаясь к текущей реформе здравоохранения США, мы видим возможности более тонкой работы с Big Data. Ее авторы придерживаются концепции «подотчетной помощи», в рамках которой будет оцениваться, прежде всего, эффективность проведенного лечения. Таким образом, благодаря технологиям «больших данных» платить будут не столько за процесс лечения, сколько за способность быстро излечивать и поддерживать здоровье пациентов.
Другим важным направлением стало прогнозирование расходов. Оно базируется на многофакторном анализе таких статистических данных, как число повторных обращений, процент жалоб на конкретных врачей и подразделения, распространенность различных патологий, количество пациентов с хроническими заболеваниями, а также на эпидемиологических показателях.

Сотрудники Национальной службы здравоохранения Великобритании (NHS) используют анализ Big Data по частоте повторных госпитализаций и пропущенных приемов у врача, общему времени нахождения пациента в операционной, обеспеченности медицинскими препаратами и материалами во время операции и их доступности. А также по общему количеству времени, которое хирург затрачивает на выполнение операций в сравнении с административными или подготовительными мероприятиями. Определение несоответствий в этих показателях позволило NHS повысить загруженность операционных на 2%, что обеспечило экономию в размере 20 тыс. фунтов в неделю. В результате пациентам не только быстрее стали проводить операции по жизненным показаниям, но и быстрее выписывают их из стационара, освобождая место для других нуждающихся.

Таким образом, использование анализа «больших данных» позволяет зарубежным поставщикам медицинских услуг сократить длительность пребывания пациентов в стационаре, сдержать рост затрат и снизить число повторных госпитализаций.
Медицинские аналитические задачи, которые можно решать с применением анализа «больших данных», могут быть различных типов в зависимости от уровня зрелости (по возрастанию):
1.    описательная аналитика (отвечающая на вопрос «Что случилось?»);
2.    диагностическая аналитика («Почему это произошло?»);
3.    предиктивная аналитика («Что случится в будущем?»);
4.    предписывающая аналитика («Что необходимо сделать, чтобы этого не произошло?»).

С ростом зрелости задач увеличивается и сложность аналитической системы и алгоритмов, а также количество необходимых источников данных — от простых сведений из историй болезни и данных биометрического мониторинга до геномных и семейных данных и даже до информации из социальных сетей. В здравоохранение приходят современные технологии, которые поддерживают все стандартные методы работы с данными. Это проектирование и наполнение многомерных OLAP-кубов, возможность синхронизации хранилищ OLTP и OLAP в режиме реального времени, быстрая разработка аналитических панелей с использованием библиотеки визуальных компонентов, возможность анализа неструктурированных текстовых данных и проведение прогнозной аналитики.
Анализ, сделанный в докладе компании McKinsey, показывает как «большие данные» могут не только создать дополнительный источник компенсации затрат, но и повысить качество медобслуживания. В основе Big Data может быть объединена информация, хранящаяся в четырех главных пулах данных, которые сегодня не взаимосвязаны. Это:
•    фармацевтические данные, полученные в ходе исследований и испытаний;
•    данные из клиник по историям болезни и диагностике;
•    данные о поведении пациентов, их покупки, отзывы, данные от домашних медицинских приборов и даже от одежды и обуви, таких как кроссовки с сенсорами;
•    данные от медицинских учреждений об оказании услуг, аптек об отпуске препаратов, сведения о ценах на рынке здравоохранения.

На основе анализа всех этих данных предполагается развивать пять направлений использования Big Data:

1.    Операционная деятельность медицинских учреждений. Здесь станут возможными исследования эффективности лечения благодаря обработке всей доступной информации о практике лечения. На основе анализа всех известных историй болезни и диагностики в практику врачей войдет широкое использование систем поддержки принятия решений, позволяющих предоставить клиницисту невиданный ранее доступ к опыту тысяч коллег по всей стране. Методы персональной и превентивной медицины, основанные на удаленном мониторинге пациентов приведут к существенному сокращению затрат и повышению качества жизни. Распространение различных сенсоров активностей человеческого организма, подключаемых к смартфонам, позволяет сократить необходимость проведения лабораторных исследований, предотвратит неожиданные осложнения, а автоматическое напоминание о необходимости проведения самостоятельных лечебно-профилактических манипуляций повысит качество назначенного лечения;

2.    Система ценообразования и оплаты. Анализ счетов и поступлений с помощью автоматических процедур, основанных на машинном обучении и нейронных сетях, позволит сократить число ошибок и хищений при оплате. Формирование ценовых планов, учитывающих реальные возможности населения и потребность в услугах, также увеличивает общие поступления от пациентов. Только системы, работающие с «большими данными», позволяют перейти к оплате, основанной на производительности и совместно регулировать расходы на медикаменты и труд медперсонала;

3.    Исследования и разработки. Наибольший эффект здесь следует ожидать от новых возможностей предиктивного моделирования при разработке лекарственных препаратов. Не меньшее влияние статистические алгоритмы и инструменты больших данных производят на планирование клинических испытаний и привлечение пациентов к таким испытаниям. Обработка результатов таких испытаний еще одно важное приложение «больших данных». Особое место в исследованиях и разработках в здравоохранении сейчас занимают инновации в персонализированной медицине. Основываясь на обработке гигантских объемов генетической информации, которые становятся всё более доступными для человека, врачи смогут назначать абсолютно уникальные лекарственные средства и методы лечения. Наконец, разработки по выделению паттернов заболеваний позволят получить хорошие прогностические оценки развития различных видов болезней, выделить профили рисков и не только провести профилактические мероприятия, но и спрогнозировать необходимость разработок методов лечения, эффективных для будущих видов заболеваний;

4.    Новые бизнес-модели. Основанные на цифровых данных в здравоохранении эти модели могут дополнять существующие или даже конкурировать с некоторыми из них. Это агрегаторы данных, которые поставляют очищенные и скомпонованные блоки данных, удовлетворяющих заданным условиям, третьим лицам. Например, все истории болезней пациентов, применявших тот или иной фармакологический препарат, важны для фармпредприятий и они готовы покупать такие данные. Другим потенциалом новых бизнес-моделей являются он-лайн платформы для пациентов и врачей, медицинских исследователей и фармакологов;

5.    Массовый скрининг и предупреждение эпидемий. Это направление опирается на Big Data, развитие технологий позволяет строить как географические и социальные модели здоровья населения, так и предиктивные модели развития эпидемических вспышек.
Несмотря на то, что степень проникновения Big Data в российском здравоохранении ниже, чем в США и Европе, проблемы отношения к этим технологиям схожие. Хотя медицина (отечественная в частности) является одной из отраслей, в которых технологи управления «большими данными» дают наиболее яркий эффект, многие все еще относятся к ним пока со скепсисом, возможно, ввиду не всегда понятной бизнес-выгоды и нехватки специалистов.

НИИ СОКБ   Научно-испытательный институт систем обеспечения комплексной безопасностиИгорь Калайда,
Генеральный директор НИИ СОКБ  
Научно-испытательный институт систем обеспечения комплексной безопасности

 


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи