Важные новости
Дело об убийстве офицеров городовым
01.06.2016 / Категория: Тайны Севастополя
16 декабря 1908 года в военно-окружном суде Севастополя слушалось скандальное дело об убийстве городовым Фурманом офицеров Диомидова и Алейникова. Эта кровавая драма, разыгравшаяся в центре города, на глазах громадной толпы, вызвала, как известно, специальное расследование, произведённое генерал-адъютантом Пантелеевым, Высочайше командированным в Одессу.
По особому ходатайству местных властей, настоящее дело слушается при открытых дверях, чтобы дать возможность обществу познакомиться со всеми подробностями печального события. Свидетель, офицер Дашкин рассказывает, что в тот день завязалась потасовка между студентом и каким-то евреем, которую и хотели предотвратить погибшие военные. Публика обратилась к городовому Скалковичу. Однако Дашкин заявляет, что городов был груб, не отдал чести, держался вызывающе.
- Я дал ему в физиономию несколько раз, но он продолжал грубить.
Свидетель сознаётся, что пришёл в ярость и, потеряв самообладание, продолжал бить по лицу городового. Когда тот вынул револьвер, Дашкин крикнул: «Стреляй, мерзавец!»
- Никто из офицеров шашек не обнажал.
Скалкович пытался скрыться, подавая свистки. Преследуя городового, чтобы узнать его номер, свидетель в толпе услышал выстрелы. Люди кричали: «Стреляй в офицеров». У Дашкина оказались прострелянными шинель и мундир. Городовой заявляет суду, что офицеры плохо себя вели.
- Когда я подошёл и вежливо попросил разойтись, при этом, отдав честь, они стали бить меня, шашки вынули. Фурман вырвал меня от офицера и сам стал стрелять.
Скалкович рассказывает, что был приказ начальства – стрелять без предупреждения, если толпа не подчиняется.
- Нас учили тому, что если мы не стреляем, тогда придётся отвечать.
Судья спрашивает:
- А по отношению к офицерам не делали исключений?
- Мы обязаны стрелять без разбора в каждого нападающего.
- И в пьяных?
- Нужно сообразоваться самому.
Ряд свидетелей удостоверяют, что офицеры действительно не доставали шашек, но когда Фурман вынул револьвер, то военные закричали: «Мы тебя зарубим!» Более активную роль в этом играл Дашкин, а погибший Диомидов наоборот сдерживал товарищей.
Защита путём перекрёстного допроса пытается доказать наличность необходимости самообороны. Отдал ли Скалкович честь офицерам, этого с точностью установить не удалось. Подсудимый Фурман заявляет: «Услышав тревожные свистки, я был убеждён, что ловят «налётчиков», и приготовился стрелять». Свидетельница – «союзница» Казакова отметила, в свою очередь, что Фурман недружелюбно относился к «Союзу русского народа». Кто-то слышал, будто обвиняемый после убийства говорил, мол будет награждён ещё, другой же наоборот утверждает, что был свидетелем, когда Фурман говорил: «Теперь мне остаётся застрелиться».
Наталья Мартынова
По материалам Севастопольского государственного архива
Справка:
Городовой - низший чин полицейской стражи в столичных, губернских и уездных городах (городской полиции) в Российской империи с 1862 по 1917 год.
Слово было создано как прямая калька c др.-греч. «πολιτεία» (общество, город, должностное лицо в оном) - минуя европейское «полицейский» или английское «полисмен».
Все чины столичной полиции и полиции Москвы, в том числе и городовые, носили форму чёрного цвета, а полиции других городов — зелёного. Погончики (контр-погоны) городовых шились из чёрного сукна с оранжевым кантом, а поверх них находились плечевые шнуры из оранжевого шнура с посеребренными гомбочками, число которых зависело от оклада:
городовым высшего оклада — три гомбочки;
городовым среднего оклада — две гомбочки;
городовым низшего оклада — одна гомбочка.
Городовые носили зимой:
шинель, из тёмно-серого сукна солдатского образца, с застежкой на крючках, на воротник нашивалось по одной петлице из тёмно-зелёного сукна, окаймлённой оранжевым кантом, на петлицах светлая металлическая пуговица с двуглавым орлом, плечевые знаки как на кафтане;
чёрную мерлушковую круглую шапку с чёрным суконным донцем, красными кантами крест-накрест и по окружности, на шапке крепилась металлическая никелированная круглая бляха. На бляхе был пробит номер данного городового. Над ленточкой — герб губернии (города);
мундир.
Летом:
чёрную шапку с черным лаковым (лакированным) козырьком «офицерского образца» (фуражку) с тремя красными кантами (два по околышу, один на тулье), без подбородочного ремешка. Летом на тулью надевался светлый коломянковый чехол. На тулье фуражки также крепилась металлическая никелированная круглая бляха с острыми концами. На бляхе пробит номер данного городового. Над ленточкой — герб губернии (города);
мундир.
Для защиты от дождя и непогоды разрешалось носить капюшоны из непромокаемой материи чёрного цвета.
Похожие новости
- 17.06.2015 • Убила мужчину и труп забросала дровами
- 20.03.2015 • Bloomberg: убийство Немцова привело Путина в ярость
- 27.08.2012 • На День независимости начальник севастопольской милиции стал генералом
- 24.03.2009 • Информация о задержании офицера Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины при получении взятки не соответствует действительност