Важные новости

Черноморский флот – гарант безопасности для Украины

12.01.2010  /  Категория: Политика  /  Тема: Интервью

\"\"Об этом рассказал газете «Сегодня» Александр Бабаков, вице-спикер российской Госдумы, курирующий отношения с СНГ. Также Бабаков прокомментировал политические симпатии Медведева и Путина.

— Александр Михайлович, насколько актуальна тема Черноморского флота для России? Не может случиться так, что в 2017-м РФ выведет его даже в том случае, если Украина предложит продлить аренду?

— С политической точки зрения присутствие российского флота в Севастополе является гарантией стабильности в этом регионе. Если взглянуть на этот вопрос с юридической стороны, то существует действующий договор, согласно которому флот будет находиться в Севастополе до 2017 года, и обе стороны должны просто выполнять обязательства, прописанные в этом документе. И, возможно, работать над пролонгацией или изменениями условий договора после его истечения. Третий вопрос – экономический. Строительство новой базы для российского флота потребует существенных капиталовложений. Понятно, что мы решим и этот вопрос, однако в отношении Черноморского флота и России, и Украине следует руководствоваться принципами целесообразности. На мой взгляд, сегодняшнее положение вещей отвечает интересам обеих стран.

— То есть при наличии доброй воли со стороны Украины вы считали бы логичным продление аренды базы в Севастополе?

— Конечно. Если мы отбросим различные политические спекуляции, то поймем, что Черноморский флот не является угрозой для Украины или любого другого государства.

— А вы считаете ЧФ серьезной боевой единицей?

— Учитывая состав флота, безусловно.

— Тему ЧФ в Крыму связывают с массовым принятием крымчанами российского гражданства. И в связи с этим особенно бурно обсуждалось принятие Госдумой закона о применении вооруженной силы для защиты российских граждан за рубежом. Есть ли связь между этим законом и ситуацией в Крыму? В чем была цель этого закона для российской власти?

\"\"

— Данный закон вообще не связан с украинской темой. Украинское законодательство не допускает двойного гражданства для своих граждан, поэтому здесь речь идет о чистой спекуляции недобросовестных политиков. Не может гражданин Украины быть и гражданином России одновременно, поэтому речь может идти только о том, что российские граждане получают вид на жительство в вашей стране. Но, в любом случае, это не является дестабилизирующим фактором в отношениях России и Украины.

Что же касается самого закона, то он связан с изменением самой ситуации в мире и прежде всего с реакцией на события, которые имели место в августе 2008 года в Южной Осетии. Повторюсь: принятие этого закона не подразумевает агрессии в отношении других государств. Но то, что президент России заявил о готовности защищать интересы наших граждан независимо от того, где они находятся, - это нормальная практика для любого уважающего себя государства.

— Но Украина разнородна. И если представить себе угрозу гражданам России в Севастополе не со стороны государства, а со стороны какой-либо националистической группы, - в этом случае российская армия может быть применена?

— Если речь идет об агрессии со стороны другого государства, Россия, как и любое другое суверенное государство, всегда оставляет за собой право защиты собственных интересов. К примеру, в Южной Осетии случилась агрессия, в том числе, и против России – потому что нападению подвергся наш миротворческий контингент, который выполнял свои функции согласно мандату ООН. Адекватность реакции России была очевидной, есть лишь вопрос оценки масштабов – возможно, стоило и более серьезно ответить. То, что мы принудили руководство Грузии к миру, это серьезный шаг, но никто не задумывается о том, что мы имели полное право и возможность наказать руководство Грузии за безрассудные действия в отношении мирных граждан Южной Осетии. И то, что мы ограничились принуждением к миру, продемонстрировало: Россия учитывает общественное мнение и ситуацию в регионе. Однако совсем другое дело, когда мы говорим о возможной реакции на гипотетическую провокацию отдельных групп граждан. Если некая организация станет угрожать гражданам России на территории Украины, то пресекать подобные действия должны компетентные органы самой Украины. Поэтому в данном случае речь может идти лишь о политической реакции России на то, насколько эффективно украинская власть борется с провокациями. Но ситуация на Украине меняется в позитивную сторону, и я надеюсь, что нам не придется больше никогда говорить о подобных вещах.

— Украинские националисты говорят только об угрозе Украине со стороны России. Не считаете ли вы, что главная опасность Украине исходит из Румынии, которая требует заложить в договор с Украиной осуждение пакта Молотова-Риббентропа (отдавшего Украине Буковину)?

Я считаю, что любое современное государство должно заботиться о своей безопасности. При этом я уверен, что угроза Украине со стороны России крайне преувеличена некоторыми не слишком добросовестными политиками. Я, по крайней мере, не могу себе представить нападение России на вашу страну. Что касается территориальных вопросов к Украине со стороны сопредельных государств, то они, конечно, существуют. Не будем забывать о присоединении Западной Украины, Закарпатья и Буковины к Украинской ССР. Государства, потерявшие эти территории, конечно, об этом помнят. Иное дело, что территориальные споры сейчас решаются за столом переговоров, а не на поле брани.

— Одной из существенных проблем сторонников России на Украине являются заявления ряда российских политиков, ставящих под сомнение государственную независимость Украины, которые дают почву украинским «национал-патриотам» для антироссийской агитации. Возможно ли принятие Госдумой закона, предусматривающего наказание за подобные заявления, ухудшающие имидж России в сопредельных государствах?

В России, как впрочем, и в большинстве стран мира, существует уголовное наказание за призывы к свержению конституционного строя в своей стране. Думаю, что аналогичные или похожие меры можно предусмотреть и для заявлений, ставящих под сомнение основы конституционного строя в государствах-союзниках России и в странах, с которыми у нас есть договор о дружбе, как в случае с Украиной. Мне кажется эта идея вполне конструктивной, я дам поручение проработать перспективы подготовки соответствующего законопроекта.

— Давайте поговорим о таможенном союзе, который скоро вступит в действие. Как это почувствуют граждане России и Белоруссии и как это скажется на Украине?

— Что касается граждан России и Белоруссии, то они уже давно живут в условиях подписанного союзного договора. Поэтому многие вопросы если не решены, то уже близки к решению. Теперь вступает в силу таможенный союз уже трех государств, включая Казахстан. Три страны, очевидно, выиграют по отношению к тем, кто не вошел в таможенный союз. Но дело в том, что таможенный союз открыт для тех, кто в него пока не вошел. В этом союзе нет никакой политики, только экономика: выгодно - входи, не выгодно - не входи.

— Президент России Дмитрий Медведев не раз лестно отзывался о лидере Партии регионов Викторе Януковиче, в то же время премьер-министр Владимир Путин регулярно делает шаги, демонстрирующие его поддержку Юлии Тимошенко. Кого все-таки поддерживает Москва? Как объяснить это противоречие? Существуют ли разногласия между Медведевым и Путиным по этому вопросу?

— Я полагаю, что ни президент, ни премьер-министр России не поддерживают какого-либо кандидата на украинских президентских выборах. Мы в России надеемся на то, что новый президент будет понимать, что суверенитет Украины не исключает, а как раз предполагает нормальные добрососедские и взаимовыгодные отношения с Россией. Развитие отношений с Россией идет на пользу и российскому, и украинскому народам, и не должно быть предметом политических спекуляций, что, к сожалению, мы наблюдали последние годы. Россия, не вмешиваясь во внутренние дела Украины, ожидает серьезного улучшения отношений, в том числе и в экономической сфере.

— Правильная политика в отношении России, о которой вы говорите, базируется на тех пунктах, которые были перечислены в послании Медведева Виктору Ющенко?

— Я бы не стал ограничиваться только этими пунктами. В обращении президента России прозвучала обеспокоенность по ряду вопросов. Однако существует много тем, по которым между нашими странами нет никаких противоречий. Если между нами сохранятся нормальные, прагматичные отношения, Россия и Украина только выиграют от этого. Нам полезно порой выступать единым фронтом в экономических отношениях с другими государствами. Мы можем выгодно сотрудничать в сельском хозяйстве, промышленности, да и в иных сферах, в частности, туризме. Поэтому я уверен, что сегодняшние отношения будут только улучшаться, независимо от того, кто победит.

— Что должна сделать Украина, чтобы получить более выгодный контракт по газу?

— Для начала выполнять те обязательства, которые у Украины есть сегодня. Газовая тема является предметом дискуссии с участием очень многих институтов, в том числе и международных. До сих пор актуален вопрос о создании международного консорциума для инвестиций в газотранспортную систему Украины. Нужно меньше спорить по вопросам собственности ГТС, потому что эти трубы все равно будут находиться на территории Украины, а больше говорить о выгодах подобного консорциума, прежде всего для самой Украины. Если выяснится, что пресловутая угроза минимальна, а экономический эффект максимален, то надо без политических истерик, спокойно заручиться поддержкой простых граждан Украины для решения этого вопроса.

—  То есть если будет создан этот консорциум, то цена газа будет ниже?

— Этот вопрос надо адресовать Газпрому - я не являюсь специалистом, формирующим цену на газ. Однако я думаю, что интеграционные процессы, участие Украины в таможенном союзе, в иных институтах, предложенных структурами СНГ, в том числе и движение к созданию международного консорциума, могут повлиять на газовое ценообразование.

— Можно ли сочетать движение на сближение Украины и России, с гарантиями для украинского бизнеса, что он сохранит свои позиции?

—  Я бы лучше обсуждал вопрос о том, представляет ли подобное сближение угрозу для украинской экономики. Необходимо найти такие механизмы, которые позволили бы эффективно сотрудничать при условии соблюдения двух условий – защиты интересов обеих стран и экономической целесообразности. Если эти принципы будут соблюдены, то экономикам наших стран от взаимного сотрудничества ничего не угрожает.

— Вступление Украины в ОДКБ - это обязательное условие интеграции наших стран? Что для России наиболее привлекательно: Украина-союзник или нейтральная Украина?

— Если на Украине много лет обсуждают возможность вступления в НАТО, то почему бы не попробовать украинскому обществу порассуждать и о плюсах кооперации с ОДКБ?! Тем более, что в ближайшем будущем ОДКБ и НАТО будут укреплять взаимное сотрудничество. Впрочем, мне кажется, что на данном этапе для Украины более выгодным был бы нейтральный статус. Думаю, и Россия, и ЕС могли бы гарантировать его.

— Президент РФ Медведев сказал о перспективе открытия центров русской культуры на Украине. Планируются ли другие шаги по поддержке русской культуры здесь? К примеру, учитывая, что Союз писателей Украины поддерживает исключительно украиноязычных авторов, не планируется ли финансовая поддержка в издании украинских писателей и поэтов, пишущих на русском, или создание специальной литературной премии для таких авторов?

— Все подобные меры, естественно, планируются. Причем они будут осуществляться и на государственной основе, и на общественных началах. Поддержка русской культуры и русского языка - один из наших стратегических приоритетов. И это касается не только Украины, а всех стран мира, в которых проживают наши бывшие или настоящие соотечественники. Мы называем это \"Русский Мир\", подразумевая общепланетарное русскокультурное единство. При этом отмечу, что издание украинских авторов, в том числе и на украинском языке, в России тоже будет поощряться.

— Одним из спорных пунктов нынешней власти Украины и России является история. Готова ли РФ возобновить идею создания совместного с Украиной учебника истории, который, возможно, был бы не слишком удобным для обеих сторон, но зато честным?

— Эта непростой и длительный процесс, и мы в нем, конечно, хотим участвовать. Не думаю, что это будет учебник, но подобный совместный научный труд, бесспорно, необходим. Эта нужно хотя бы для того, чтобы наши страны от взаимных публичных обвинений в преступлениях прошлого перешли к конструктивной научной дискуссии. Этим должны заниматься ученые, а не политики. Может быть, тогда мы начнем друг друга лучше понимать.

— Медведев предложил новую концепцию евробезопасности. Чем она отличается от видения стран НАТО? Какова в ней роль Украины?

— Новая концепция основывается на старых принципах - коллективная безопасность, учет мнения каждого, ответственность всех стран Европы за безопасность на континенте. Но эти принципы с трансформацией блоковой системы в Европе перестали работать. Да, НАТО и ОДКБ гарантируют безопасность своих членов, но это ещё далеко не вся Европа. Система дала очень серьезный сбой в августе 2008 года, она фактически допустила агрессию и геноцид против осетинского народа. Поэтому нам сейчас очень важно и нужно задуматься о ненападении, о минимизации агрессии или геноцида на всем европейском пространстве. А таких механизмом сегодня просто нет. Именно ради их создания президент Медведев и предложил подписать новый договор. Что касается Украины, то без такой крупной европейской державы ни один документ не будет иметь фактического значения, поэтому участие Украины в обсуждении концепции евробезопасности, я считаю, обязательным.

— Возможно ли возвращение Россией статуса сверхдержавы? Что для этого нужно? Стремится ли Россия к этому статусу? Какой мир - биполярный или многополярный - больше приемлем для России?

— Конечно, мы выступаем за многополярный мир. И по факту он таковым уже постепенно становится - повышается роль Евросоюза, Китая, Индии, Бразилии. Посмотрите на интеграционные образования в Латинской Америке. Мир не стоит на месте, и Россия тоже меняется. Мы не стремимся к какому-то статусу сверхдержавы, но мы осознаем, что Россия - один из мировых экономических, политических и цивилизационных центров. Нам не нужны колонии, но мы будем добиваться, чтобы с нашим мнением считались. Как это отразится на Украине? Уверен, что положительно. Украина - наш партнер, и повышение роли России позволит и Украине играть боле весомую роль и на европейском, и на мировом пространстве.

Справка:
Александр Бабаков родился 08.02.1963 года в Кишиневе.
Вице-спикер Госдумы РФ и второй человек в партии «Справедливая Россия» в политике с 2003 года, когда он прошел в Госдуму по спискам блока «Родина». До этого он был крупным бизнесменом, причем немалая часть его бизнеса находилась в Украине — с его именем связывали ряд украинских облэнерго, киевскую гостиницу «Премьер Палас» и ялтинскую «Ореанду». Придя в политику, Бабаков, как он заявляет, ушел из бизнеса. Но интерес к Украине не потерял. Более того, стал одним из тех людей, которые определяют политику Москвы по отношению к Украине — в качестве руководителя межпарламентской комиссии Госдумы и Рады, а также вице-спикера, курирующего вопросы СНГ и Восточной Европы.

Источник: https://meridian.in.ua/news/2424.html


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи