Важные новости
Крымские прожекты России
25.02.2016 / Категория: Экономика / Тема: Аналитика
В царской России тягу к прожектам (нереализуемым проектам) чаще всего испытывали помещики-сибариты, которые от нечего делать придумывали себе «воздушные замки» и, зачастую, заставляли крепостных их возводить. В советской России прожектерство не уважали – социалистическая экономика требовала четкого планирования и выполнения поставленных задач. В нынешней России прожекты стали неотъемлемой частью государственной политики, поскольку позволяют на абсолютно законных основаниях «пилить» бюджетные средства, прикрываясь масштабными зарисовками будущих объектов.
Крым в этом случае представляет собой непаханое поле для такой бурной деятельности или, точнее, «поле чудес», с помощью которого хитроумные алисы и базилио собирают в свой карман золотые из российского бюджета, а доверчивые крымские буратины слушают рассказы о «райском будущем» полуострова. Новые технологии позволяют сделать эти сказки максимально реалистичными, не приближая при этом к реализации на практике.
Основные российские прожекты в Крыму направлены на то, чтобы «привязать» полуостров к России и показать, что он может прожить без Украины. Это Керченский мост, энергомост и газопровод с Кубани, а также транспортные развязки – трасса «Таврида» и новый аэровокзальный комплекс в Симферополе.
Прожект №1. Керченский мост
Мост через Керченский пролив без сомнения является главным российским проектом для оккупированного Крыма, символом, который окончательно и бесповоротно свяжет полуостров с материковой Россией. Это «дорога жизни», по которой в регион будут идти российские товары и приезжать российские туристы. Поэтому в России решили не скупиться на это «чудо инженерной мысли», первоначально запланировав 212,5 млрд рублей (а с учетом инфляции – 228,3 млрд рублей). Однако после прохождения экспертизы в феврале 2016 года стоимость немного снизили – на 680 млн рублей, что в условиях растущей инфляции выглядит, по меньшей мере, странно.
Согласно проекту, по мосту длиной 19 км будут проложены две железнодорожные колеи и четырехполосная автострада, что позволит с первого года эксплуатации провозить до 13 млн тонн грузов в год по железной дороге и пропускать до 12,8 тыс. автомобилей в сутки. В дальнейшем пропускную способность моста планируют увеличить почти до 30 тысяч авто к 2030 году.
Со стороны Керчи стройка выглядит менее величественно – кроме ряда забитых свай да разбора Щелкинской АЭС на стройматериалы, похвастаться особо нечем
Несмотря на то, что проект прошел экспертизу только в феврале 2016 года, строительные работы начались еще осенью 2015-го, когда в районе острова Тузла приступили к возведению технологического моста, что, в принципе, было не так сложно, поскольку в свое время россияне уже насыпали здесь дамбу. Со стороны Керчи стройка выглядит менее величественно – кроме ряда забитых свай да разбора Щелкинской АЭС на стройматериалы, похвастаться особо нечем. А чтобы злые «бендеровцы», которых все еще полно в Крыму, не сглазили «стройку века», местные «власти» поспешили обнести территорию строительства высоким забором.
Ввод моста в эксплуатацию намечен на 2019 год, хотя помешать этому счастливому мгновению могут три ключевых момента – геология, политика и финансы.
Геологическая составляющая – это неустойчивые грунты, которые могут привести к подвижкам и разрушить конструкцию еще на этапе строительства.
Проект дорогостоящий, поэтому на его реализацию в условиях острейшего экономического кризиса может просто не хватить средств
Политическая причина связана с тем, что мост собираются возводить в регион, который находится под международными санкциями, поэтому ни одна из уважающих себя мировых компаний в строительстве принимать участия не будет, а у россиян нет опыта в реализации таких проектов.
И, наконец, финансовая сторона вопроса – проект дорогостоящий, поэтому на его реализацию в условиях острейшего экономического кризиса может просто не хватить средств. К тому же, не будем забывать, что генеральным подрядчиком для строительства выбрали компанию «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга – большого друга российского президента Владимира Путина, что наилучшим образом указывает на высокие шансы использования коррупционных схем и низкую степень реалистичности данного проекта.
Прожект №2. Энергомост в Крым
Второй сказкой, которую всячески пытаются назвать былью, стал энергомост, по которому электричество с Кубани должно идти в Крым. Если Керченский мост ждут с самого начала аннексии, то об энергомосте активно заговорили только после того, как полуостров погрузился во мрак из-за аварии на ЛЭП, идущей с материковой Украины, что привело к прекращению поставок электричества на полуостров. При этом вопрос строительства и, главное, эксплуатации энергомоста остается одной из самых больших загадок крымской действительности.
Об энергонезависимости Крыма начали говорить еще в 2014 году под угрозой прекращения подачи электричества с материковой Украины. Тогда же появился проект строительства энергомоста, который только 23 июля 2015 года получил положительное заключение Роскомприроды. Стоимость строительно-монтажных работ по прокладке кабеля и наладке «моста» составила почти 14 млрд рублей. При этом, согласно проектной документации, по подводному кабелю в Крым должно подаваться порядка 350 МВт электроэнергии. Само же строительство было запланировано на 2016-2018 годы. Но в связи с блэкаутом две нитки моста проложили за несколько недель, доложив, что по ним на полуостров поступает до 400 МВт электричества. Запуск второй очереди энергомоста запланирован на весну 2016 года, что, по словам оккупационных властей, позволит довести переток электричества с материка в Крым до 800 МВт. С учетом собственной генерации Крыма (около 500 МВт) полуостров будет обеспечен электроэнергией даже лучше, чем при Украине (тогда суммарное количество электричества варьировалось в пределах 1100-1200 МВт). Правда, крымские «власти» поспешили развеять иллюзии крымчан, заявив, что даже ввод энергомоста в строй в полном объеме не сможет решить проблему энергодефицита.
Вот тут и возникает главный вопрос: а есть ли на самом деле энергомост, который смогли проложить за пару недель вместо двух лет, и почему электричества, даже после его полноценного запуска полуострову все равно не хватит?
ЛЭП 220 кВ ведет в никуда. Керчь, 7 января 2016 года
Дотошные журналисты уже не раз пытались разведать что к чему на месте строительства, но бдительные люди на подъездах к стройке запрещают фото- и видеосъемку, угрожая ОМОНом. Но даже нескольких удавшихся кадров вполне достаточно для того, чтобы понять: энергомост – это очередная «потемкинская деревня», скрывающая за спинами бдительных охранников линию электропередач малой мощности и отсутствие специальных установок для работы электрических систем. На близлежащей территории никакого движения не заметно, кроме мирно пасущихся коров.
Прожект №3. Газопровод в Крым
Единственный ресурс, которым более-менее обеспечен Крым, – это природный газ. Однако его добыча едва покрывала нужды оккупированного полуострова, а в холодные зимы голубое топливо даже поставляли с материковой Украины. Кроме того, увеличение газодобычи требует разработки новых месторождений, что весьма проблематично, да и с разведанных приходится постепенно уходить, поскольку они находятся в территориальных водах Украины.
Учитывая, что вопрос энергообеспечения полуострова энергомост не решит, оккупационные власти запланировали увеличение мощности крымских ТЭЦ, а это потребует дополнительных объемов природного газа. Для этого на полуостров планируют по дну Керченского пролива проложить газопровод с Кубани протяженностью 400 км. Ориентировочная стоимость проекта – 20 млрд рублей, из которых 3 млрд были выделены уже в 2015 году, несмотря на отсутствие экспертизы. Ввод трубопровода, как и других объектов, запланирован на 2017-2018 годы, а подрядчиком стал все тот же «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга.
Прожект №4. Трасса «Таврида»
Еще один амбициозный проект россиян в Крыму – федеральная трасса «Таврида», которая должна связать «ворота Крыма» Керчь с «городом русской славы» Севастополем. Общая протяженность четырехполосной автодороги 1-й категории, которая допускает скорость до 140 км/ч, составит 260 км. Стоимость объекта – 45 млрд рублей.
Проектные работы планировали завершить к осени 2016 года, а некоторые строительные мероприятия провести даже в начале года, чтобы сдать объект к 2018 году – моменту окончания строительства Керченского моста. В рамках подготовки к строительству крымского автобана в 2015 году начали ремонт автодороги Керчь – Симферополь, который должны были закончить к лету 2016 года. Но на днях крымские «власти» признались, что на окончание ремонта из-за роста цен им не хватает как минимум полтора миллиарда рублей.
Если таким способом (а иных в России не знают) будут строить всю трассу, то ее стоимость возрастет минимум на треть. При этом, как поведал глава «Росавтодора» Роман Старовойт, в 2016 году компания не сможет заниматься новым строительством из-за отсутствия средств. Поэтому и этот масштабный проект имеет все шансы остаться лишь на бумаге.
№5. Аэровокзальный комплекс Симферополя
Не менее удивительным в 3D варианте выглядит проект нового аэровокзального комплекса Симферополя под названием «Крымская волна», который сможет увеличить пропускную способность аэропорта до 7 млн пассажиров в год. Помимо реконструкции взлетно-посадочных полос и нового здания аэровокзала, в перспективе запланировано открытие железнодорожного вокзала, откуда будут курсировать скоростные экспрессы в прибрежные города полуострова – Севастополь, Евпаторию, Феодосию и Керчь. Строительство комплекса рассчитано на 2016-2018 годы. Правда, здесь опять возникает загвоздка – до сих пор неизвестна точная стоимость проекта, да и экспертизу он не прошел, хотя до старта работ, намеченных на весну 2016 года, осталось совсем немного времени – если они, конечно, начнутся.
Иными словами, обещаний много, а вот насколько реальным станет выполнение всех этих планов общей стоимостью более 300 млрд рублей в условиях экономического кризиса, отсутствия иностранных инвесторов и возможностей для привлечения западных технологий из-за санкций в отношении оккупированного полуострова, покажет уже 2016 год. Пока же российские проекты в отношении Крыма – не более, чем прожекты, которые в силу разных причин так и не будут реализованы.
Елена Сергеева, крымский историк и политолог
Крым.Реалии