Важные новости

Преодолеть себя и Босфор

18.11.2009  /  Категория: Общество

Что заставляет благополучных, в общем-то, граждан совершать поступки, связанные с риском для жизни? Забираться на горные пики и опускаться в морские глубины. Прыгать с небоскрёба с парашютом или преодолевать вплавь Босфор. Чтобы узнать это, я вместе с севастопольским экстремалом Олегом Софяником отправляюсь в Турцию.

На Босфор!
Утро 11 числа выдалось туманным, немного промозглым. Ноябрь…
В 8.30 мы с Олегом Софяником уже у грузопассажирского терминала в Южной бухте. Долго ждём начала таможенного досмотра, пока специалисты проверяют членов команды и корабль. И вот настает очередь пассажиров. Проверку проходим на удивление быстро. Таможенники профессионально внимательны и вежливы. На всё уходит несколько минут. Стандарты Европы дошли, наконец, и до Севастополя.
\"\"Бело-синий теплоход «Герои Севастополя» застыл у причала. Размещаемся в салоне, любезно предоставленном нам капитаном. Удобная мягкая мебель, стильный интерьер. Класс! На ближайшие пять дней это помещение должно стать нашим домом и то, что в нём уютно и комфортно, очень важно.
В начале двенадцатого отчаливаем. Выходим из Севастопольской бухты, проходим мимо величественного Владимирского собора. Парк Победы, Казачья, мыс Херсонес – с расстояния около километра всё на берегу кажется мелким и незначительным. И вот мы в открытом море. Волна 1-2 балла, пасмурно и хмуро.

Олег
\"\"За плечами у Олега Софяника сорок пять лет жизни и более пятидесяти марафонских заплывов. Олег был диссидентом, находящимся под постоянным надзором КГБ, по политическим мотивам отказался от службы в армии, пытался убежать из СССР в Турцию на надувной лодке. За два последних поступка находился на принудительном лечении в психиатрической клинике. У него на всё собственное мнение и точка зрения. И чувствуется своеобразный жизненный стержень.
Плаванием начал заниматься, когда готовился к побегу. А марафонскими заплывами увлёкся с 2002 года. «Это моя духовная задача, духовное преодоление. Я должен покорить эту стихию», - отвечает Олег на мой вопрос о цели.
Он много читает книг, посвящая этому почти всё свободное время. Глубоко религиозный человек и старается жить, не нарушая библейских заповедей. Тренируется в море каждый день в любую погоду, в любое время года.

«Герои Севастополя» и его капитан
«Героям Севастополя» уже 43 года. Построенное в 1965 году для Военно-Морского флота СССР судно военной гидрографии было названо в честь выдающегося исследователя Дальнего Востока Василия Головина. За плечами нынешнего теплохода две экспедиции к берегам Антарктиды и великое множество исследовательских походов покороче. Когда-то судно могло ходить со скоростью 19 узлов (35 км в час). Сейчас – не более 13,5 узлов (25 км в час) – сказывается ветеранский возраст.
С приходом коммерческих отношений судно стало носить имя «Святой Николай», а очередные владельцы, компания «Судостроение», решили сменить его на «Герои Севастополя».
\"\"Обо всём этом мне рассказывает капитан теплохода Андрей Семерлин. Ему даже удалось раздобыть портрет российского исследователя, давшего первое имя судну. Портрет теперь на почётном месте в капитанской каюте. За плечами Андрея Анатольевича 29 лет морского стажа. И ему есть что рассказать.
Знакомлюсь с рубкой. Узнаю много нового от третьего помощника, который сейчас на вахте. Что длина судна почти 90 метров и оно может перевозить более 500 тонн груза и 36 пассажиров.

Босфор
Второй день путешествия. Бескрайнее море. Чем ближе к Босфору, тем больше вокруг судов различного размера и назначения. Все они грузовые, ни одного пассажирского встретить не удалось. Танкеры, сухогрузы, контейнеровозы и прочие.
После обеда, около трёх часов дня входим в пролив. 300 миль пути позади. Маяки с обеих сторон, огромные турецкие флаги на высоченных флагштоках, развалины римской крепости.
\"\"По-прежнему очень пасмурно, низкое небо, тёмные дождевые тучи почти касаются высоких обрывистых берегов. Пассажиры высыпали на палубу теплохода и вовсю фотографируют великолепные виды. Вот только не хватает красок – погода подкачала.
Мост имени Мехмета II Завоевателя, крепость Руммели-Хисары, мост имени Ататюрка, мечеть Ай-София, Голубая мечеть и мы уже в Мраморном море.
Около шести вечера швартуемся. Опоздали почти на 4 часа против расчётного времени – сказался сильный встречный южный ветер на протяжении всего плавания.

Первая прогулка
Я в Турции в первый раз. Олег уже опытный гид, хорошо знает Стамбул, в котором был 4 раза. Он прочитал массу литературы о его истории, достопримечательностях. В общем, подготовлен неплохо.
Теплоход наш стоит в порту Зейтинбурну (европейская часть Стамбула) и, после ужина, мы вышли немного прогуляться.
Вдоль набережной более чем на 20 километров тянется зелёная полоса, много деревьев, ухоженные газоны, через каждый километр – площадки с бесплатными тренажёрами. И нигде ни бумажки, ни окурка, ни бутылки или пакета. Забегая вперед, скажу, что уборщиков мы видели только утром, а чистота на улицах сохраняется в течение дня. Культура…
Через 15-20 минут по набережной, вдоль шоссе, доходим до района Бекиркёй. Это Стамбул в миниатюре. Здесь есть и узкие извилистые улочки, и обилие магазинов, и кафе. Еду продают с лотков, из киосков и на разнос. С голоду не пропадёшь, но цены, по нашим понятиям, достаточно высокие. Магазины работают допоздна, до 23-24 часов, хотя посетителей в них почти нет.
\"\"На всех административных зданиях – портреты Кемаля Ататюрка, отца нации, как его называют турки. Патриотизм у них в крови.
С трудом находим обменный пункт, с этим в отдалённых районах Стамбула проблема. Деньги можно обменять в банках, но они работают с понедельника по пятницу и только до 16 часов. Обменники есть лишь возле крупных отелей.
Везде, на улицах и в кафе, видим, в основном, мужчин. Молодые парни бесцельно ходят по нескольку человек и по одному, спиртные напитки не употребляют, а курят очень многие. Уже достаточно поздно, 10 вечера, но на улицах не протолкнуться.
Полные впечатлений, возвращаемся на корабль. Завтра рано вставать.

Заплыв
В 5.30 утра мы уже на ногах. Звонок Айхану, турецкому приятелю Олега Софяника, с которым уже один раз они переплывали Босфор. Айхан приезжает через полчаса к порту и мы мчимся по пустынному автобану на его джипе.
В 7.20 на набережной района Арнауткёй (в переводе - албанская деревня) кроме \"\"одиноких рыбаков и граждан, совершающих утренние пробежки, никого нет. Через несколько минут с другой стороны пролива подходит катер, который будет нас сопровождать на дистанции.
Олег всё-таки уговорил меня плыть вместе с ним. Ещё вчера я ничего подобного делать не собирался. Подвиг в пятницу, тринадцатого ноября, в мои планы не входил.
Плаваю я неплохо, но преодолевать такие дистанции и в таких условиях, не приходилось. Согласился пройти столько, сколько смогу. А потом можно подняться на борт катера.
Надо скорее начинать, чтобы проскочить, пока по Босфору нет интенсивного движения. Основная опасность – идущие в обе стороны суда и судёнышки.
Переодеваемся на катере и прыгаем в воду. Брррр! Она обжигает (10-11 градусов, как нам сказали). Очень свежо и на улице. Начинаем активно плыть, чтобы скорее войти в тонус.
Обычно в Босфоре сильное (14-16 км в час) течение, направленное из Чёрного в Мраморное море. Но сегодня необычный день и водные массы движутся в другую сторону, хотя скорость их невелика. Так бывает.
Софяник – марафонец с семилетним стажем и он подстраивается под меня. Олег плывёт поочерёдно то вольным стилем, то брассом, то своим любимым баттерфляем. Я же только брассом, чтобы сберечь силы. Читаю молитвы, как он посоветовал. Плыть от этого действительно легче. Концентрируюсь на технике гребков. И вдох-выдох, вдох-выдох.

\"\"
Боковым зрением замечаю движущийся справа сухогруз. Успеем или не успеем пересечь основной фарватер? Или придётся пережидать, держась за борт катера? И снова гребок-вдох-выдох, гребок-вдох-выдох…
Успели, проскочили. Интересно, с какой скоростью плывём? Ещё и течение помогает, правда, сносит и сносит.
Если проскочили, значит уже середина? Силы ещё есть, решаю плыть до конца.
Перед самым берегом попадаем в полосу грязной воды. Запах ещё тот и масляная плёнка. Канализация выходит прямо в море. Район обещают канализовать в следующем году, но нам от этого не легче.\"\"
И вот финиш. Набережная Белербей. Ура! Преодолели Босфор! У меня сил едва хватает, чтобы взобраться на борт катера, а Олег готов ещё раз пересечь пролив хоть сейчас.

Айхан
\"\"Айхану Касапу 36 лет, он девятнадцатый ребёнок в семье, родился в маленькой турецкой деревушке. В 14 лет, ещё учась в школе, начал работать, продавал на рынке цветы. Потом, уже в 90-е годы, продавал свитера. Постоянно развивал свой бизнес. Сейчас у Айхана трёхэтажный ресторан в районе Белербей и сеть кухонь, поставляющих обеды на предприятия. По турецким меркам он серьёзный бизнесмен.
В молодости Касап серьёзно занимался борьбой. И всегда любил плавать в море. Босфор переплывал уже 6 раз, один раз переплыл Дарданеллы.
У него трое детей и он радикальный мусульманин. Пять раз в день совершает намаз и является помощником муллы в расположенной прямо напротив ресторана мечети.
Помогает организовывать заплывы украинским пловцам он уже во второй раз.
А ещё любит ездить на байке и у него множество друзей в самых разных странах.

Мечеть, мулла и Белербей
После заплыва завтракаем в ресторане у Айхана. Всё очень вкусно, но названия блюд, непривычные для славянского слуха, с первого раза не запоминаются.
Кушают в Турции основательно и очень часто. Можно даже назвать это культом еды. За едой разговаривают, обсуждают дела.
Мы тоже беседуем с Айханом. Темы различные – от спорта и бизнеса, до вопросов религии и истории Турции. Приходит время намаза, молитвы мусульман, а в пятницу, в обед, он самый главный. И единственный, на который не допускаются женщины. В этот день они молятся дома. Айхан приглашает нас «поприсутствовать» в мечеть. Из любопытства соглашаемся.
Мечеть до которой из ресторана всего 6-7 метров, построена в 1778 году. У неё два высоких минарета. «Если у мечети два и более минарета, - объясняет нам наш турецкий друг, - значит её построил как минимум падишах». Вспоминается севастопольская мечеть с одним минаретом и всё становится ясно. Не было, видать, падишахов.
Снимаем обувь перед входом и по деревянной лестнице поднимаемся на второй этаж. На первом этаже нам, видимо, находиться нельзя. Впрочем, и для женщин в мечети отдельный вход и отдельное помещение. Восток…\"\"
Сидим позади всех на скамеечке, наблюдаем за молящимися. Кто-то истово молится, отбивает поклоны. Другие сидят, лениво прислонившись к стене, некоторые даже зевают. Публика самая разношёрстная. Уличные торговцы в телогрейках и бизнесмены в модных итальянских костюмах, радикальные исламисты в фесках и молодые турки с самыми немыслимыми причёсками.
После окончания молитвы Айхан знакомит нас с муллой. Мулла Рамазан закончил кинематографический институт, работал в этой отрасли, но потом решил посвятить себя Аллаху. В этой мечети служит уже 9 лет, живёт в предоставленной государством квартире. А ещё поет в религиозном ансамбле, с которым выпустил уже четвёртый диск песен.\"\"
С разрешения муллы по узкой винтовой лестнице поднимаемся на минарет. На 35-метровой высоте захватывает дух, хотя есть минареты в 2 раза выше. Башня слегка вибрирует от ветра. Перила на балконе невысокие и вниз смотрим с опаской.
Спустившись с мечети и попрощавшись с муллой, отправляемся в небольшую прогулку по окрестностям. Район Белербей расположен возле моста Ататюрка на восточном, азиатском берегу Босфора. В нём преобладает азиатская культура и уклад жизни.\"\" Вдоль набережной рыбные рестораны, гостиницы, виллы богатых жителей Стамбула. Узкие кривые улочки, подъёмы и спуски. Военное училище и музей-дворец Белербей, домишки бедных турок и поместье одного из самых богатых людей города Али Сабанджи.
Осмотрев достопримечательности, возвращаемся в ресторан. И опять восточные острые блюда, обязательный плов, традиционные сладости, чай и беседа, беседа, беседа…
Ближе к заходу солнца Айхан отвозит нас в порт. За день мы порядком устали и хочется отдохнуть.

Город контрастов
На следующее утро, около 9.00, садимся в маршрутку, поданную ко входу в порт для перевозки пассажиров в центр Стамбула. Маршрутки, наверно, одинаковы во всём мире. Вовсю орёт музыка, которая нравится только водителю, а он невозмутимо крутит баранку и объявляет остановки на ломаном русском. Погода в эту субботу выдалась солнечная, ветра почти нет.
Едем с Олегом посмотреть знаменитый район Таксим. Здесь находятся самые красивые дома, построенные несколько веков назад генуэзцами. На его узких извилистых улочках соседствуют мечети и христианские храмы, модерновые дома и настоящие трущобы.
Долго гуляем, осматривая всё и вся. Красоты и мерзости соседствуют здесь на каждом шагу.
Торговцы с допотопными тележками везут свой товар по мощёным улицам мимо бутиков с товарами известных фирм. Босой и оборванный нищий сидит, прислонившись к стене ресторана. Молодые турки-геи прогуливаются под руку, прижавшись друг к другу. Турчанки в чёрной парандже пробегают стайкой, потупив глаза. Одетая по последней европейской моде жительница Стамбула идёт с сигаретой в руке. Контрасты, контрасты…
\"\"Заходим в католический храм. Посвящённый Святому Антуану, он построен несколько веков назад и поражает своим величием. Богатые разноцветные витражи, фантастической красоты роспись купола, колонны из неизвестного нам тёмного камня, скамейки из тёмного от времени резного дерева, орган на балконе над главным входом.
Найти вход в костёл непросто. За решетчатыми воротами без опознавательных знаков небольшой дворик. По обе стороны жилые дома. Контуры храма едва угадываются. Подобная картина со всеми христианскими храмами в Стамбуле – они застроены, окружены магазинами, в них нет входа с главных улиц.
Аналогично кружим, ищем вход в православный греческий собор, крест на куполе которого увидели с главной площади Таксима. Заходим в храм. Поражают фрески с изображениями всех библейских пророков. На территории собора – приют для африканцев-нелегалов.
Любуемся знаменитой Галацкой башней (башня Иисуса), когда-то бывшей самой высокой точкой Константинополя. Теперь в ней ресторан и смотровая площадка.
Скоро полдень, а мы договорились встретиться с Айханом в 12 у фонтана возле мечети Ай-София. Пересекаем бухту Золотой Рог по не менее знаменитому Галацкому мосту. На нем стоят с удочками сотни рыбаков. Удочку можно взять напрокат.
Встречаемся с Айханом. Он критически смотрит на мой пиджак. Айхан приехал на мотоциклах вместе с товарищем. Они собираются катать нас по Стамбулу, а я одет легко. Впрочем, в багажнике одной из «Хонд» находится для меня мотоциклетная куртка.
Пока Айхан совершает полуденный намаз, осматриваем Голубую мечеть (Ахмедие – султана Ахмеда).
И вот мы уже мчимся по улицам и автобанам города. Тяжёлый, мощный байк за считанные секунды разгоняется до 150 километров. Перемещаемся мы быстро и смотрим-смотрим достопримечательности Стамбула. Последняя точка нашего путешествия – открывшаяся сравнительно недавно панорама «Взятие Константинополя». Слушаем через специальные наушники рассказ электронного гида, который рассказывает о том экспонате, возле которого находимся. Удобно и познавательно.
Уже скоро стемнеет и Айхан со своим другом Люфти отвозят нас в район Египетского базара. Тепло прощаемся с ними, покупаем подарки для родных и близких и на автобусе едем в порт. Вечером отплываем назад, в Севастополь.\"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

Ночь и краски
Отходим ровно в полночь. Большинство пассажиров вышли на палубы посмотреть на ночной Стамбул. Посмотреть действительно есть на что. Мечети, дворцы, крепости, башни и минареты подсвечены разноцветными огнями. Необыкновенно красивое зрелище! Особенно впечатляет крепость Руммели-Хисары и мост Ататюрка. Настоящая восточная сказка. Налюбовавшись и нафотографировав ночных пейзажей, идем спать.\"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

 \"\"

Работа над собой
Всё воскресенье в иллюминаторе только море. Переменная облачность и попутный тёплый южный ветер. Перевариваем впечатления от поездки.
Только сейчас начинаю осознавать: я переплыл Босфор. Пролив, знакомый по школьным учебникам географии. Разделяющий Европу и Азию. Разрезающий надвое один из самых больших мегаполисов мира. Соединяющий Чёрное и Мраморное моря.
Было ли это опасно? Безусловно, было. Зачем я это сделал? Чтобы доказать себе – я это могу. Мы преодолели себя и Босфор. И это останется с нами навсегда.

Роман Черненко,
Севастополь-Стамбул-Севастополь, 11-16 ноября 2009 года

Фото автора.

Источник: https://meridian.in.ua/news/2144.html


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи