Важные новости
У России в сирийском конфликте свои интересы
15.09.2015 / Категория: Политика / Тема: Аналитика
Запросы на пролет и зернистые фото истребителей, которые демонстрируют российских десантников в Сирии, являются свидетельством того, что Москва наращивает свое присутствие на охваченном войной Ближнем Востоке. В то время, когда Запад пытается понять степень участия России в сирийской войне, насущные вопросы остаются без внимания. Чего хочет Россия в Сирии? Ответ – настолько много, насколько это возможно.
Президент России Владимир Путин послал войска, чтобы захватить украинский Крым и поддержал сепаратистов на Донбассе. Сейчас он начинает действовать в Сирии и готовится получить столько пользы, сколько возможно в этом хаосе.
Как и в случае с Украиной, сейчас Россия проводит тест и остановится только тогда, когда столкнется с чем-то непреодолимым, или, по крайней мере, сделает паузу, перегруппировку, а затем снова пересмотрит свои возможности. Цели Путина могут варьироваться от наиболее амбициозных до минимальных.
Крупная сделка
В течении многих лет Россия призывала к изменению глобальной системы безопасности, в которой господствующее место занимали США. Москва хотела создания новых правил игры. Возможно, пока Путин рассматривает сирийский кризис как лучший шанс для достижения этой цели.
Россия предлагает свою поддержку в борьбе с боевиками группировки «Исламское государство», чтобы сесть за стол переговоров относительно новой стратегии безопасности, которая бы уменьшила влияние НАТО, оставила бы Украину внеблоковым государством и предоставила бы России в ней ведущее место. Эти надежды побуждают Путина призывать к созданию «международной коалиции против экстремизма и терроризма», а также чрезмерных дипломатических усилий, которыми это сопровождается.
Акция протеста против поддержки Россией режима Башара аль-Асада. Франция, Страсбург, 20 августа 2015 года
Потепление
Но США и Европа, разгневанные агрессией России в отношении Украины, не хотят давать Москве возможности создавать новую систему безопасности по ее сценарию, а обвиняют ее в разрушении нынешней. Отказ России прекратить поддержку режима сирийского президента Башара аль-Асада делает такую перспективу еще более призрачной.
Не такая амбициозная, а немного урезанная версия договоренностей может быть такой: поддержка России в борьбе с «Исламским государством» будет увеличивать потепление в отношениях между Москвой и Западом. Затем Путин может получить от этого выгоду, начиная от ослабления санкций Запада, введенных против России из-за ее роли в конфликте в Украине, до возобновления Москвы в G8 – группе ведущих промышленно развитых стран.
Большой блеф
Но опять же, любые надежды России на компромисс могут быть ошибочными – США заявляют, что связи между политикой России в отношении Украины и Сирии нет. Подозрения, что визит государственного секретаря США Джона Керри в Сочи и его встреча с Владимиром Путиным в мае будет означать квипрокво (услуга за услугу), развеялись, когда 5 сентября Керри позвонил главе МИД России Сергею Лаврову и выразил обеспокоенность усилением атак пророссийских боевиков на Донбассе. Керри также предупредил Лаврова об опасности возможного наращивания военного присутствия России в Сирии. По словам Джона Керри, усиление российского присутствия в этой стране приведет к росту количества погибших среди гражданских, увеличит количество беженцев и создаст конфронтацию с представителями международной коалиции, которая борется против боевиков «Исламского государства».
Не исключено, что Россия ожидала такого ответа, и, возможно, даже добивалась этого. Призывая к созданию коалиции против экстремизма, но настаивая, что власти Башара аль-Асада должны играть значительную роль в борьбе с исламистами, Россия может провоцировать ситуацию, чтобы обвинить США в непоследовательности в борьбе против террора, как Москва уже неоднократно делала.
Акция протеста против поддержки Россией режима Башара аль-Асада. Франция, Страсбург, 20 августа 2015 года
Сохранить Асада
Представитель главы российского МИД Мария Захарова сообщила, что Сергей Лавров сказал Джону Керри, что Москва всегда поддерживала власть Сирии «в борьбе против террора». Но такие заявления Москва делала с самого начала конфликта в Сирии, задолго до того, как территорию этой страны начали захватывать боевики «Исламского государства», когда аль-Асад использовал силу для разгона антиправительственных протестов.
Запад заявляет, что настоящей целью поставки оружия и советников есть желание Москвы поддержать режим Башара аль-Асада, который дает России тот самый плацдарм на Ближнем Востоке.
Причина для наращивания российских войск может быть простой: поддержка аль-Асада становится сильнее, поскольку его войска теряют позиции, оставляя под контролем территорию возле Дамаска и средиземноморское побережье. Войска аль-Асада контролируют также портовый город Тартус, где находится единственная военно-морская база России в Средиземном море, а также родину Асада в провинции Латакия, куда, по информации американских чиновников, Россия направила портативные станции управления воздушным движением и сборные дома для сотен людей.
Лучшее из худшего
Для сохранения власти Башара аль-Асада в Сирии Россия использует военную поддержку и дипломатические усилия, настаивая в течение длительного времени, что политическое решение не может включать устранение Асада от власти. Но это не значит, что Владимир Путин не думал над тем, как обеспечить интересы России в этом регионе, если же аль-Асад таки потеряет власть.
Наименее амбициозная цель России – сохранение плацдарма в Сирии в случае как победы Асада, так и отстранения его от власти в рамках мирного урегулирования конфликта.
Над материалом работали Татьяна Ярмощук и Steve Gutterman, Радіо Свобода
Похожие новости
- 10.09.2015 • Российские военные, по данным ливанских источников, участвуют в боях в Сирии
- 08.09.2015 • Путин предлагает Западу сделку по Украине
- 07.09.2015 • Подготовлен запрос в Минобороны Российской Федерации по российским военным в Сирии
- 03.09.2015 • Мировая пресса: Возможно, Россия намерена вывести войска из Украины