Важные новости

Предубеждения и гордость. Россию можно принудить вести честную игру, уговорить – нельзя

25.07.2015  /  Категория: Политика  /  Тема: Аналитика

Сергей Ковалев, российский правозащитник, участник правозащитного движения в СССР

Я позволю себе несколько замечаний о нынешнем политическом курсе Запада, в котором слились воедино его сила и слабость, если хотите, его гордость и предубеждения.

История моей страны, СССР, изобилует жестокими, противоправными, массовыми репрессиями; участием в развитии международного политического терроризма, в создании новых тоталитарных режимов; фактами агрессии; другими грубыми нарушениями фундаментальных принципов права. Нынешняя Россия вернулась к этой традиции.

Запад занял устойчивую позицию сопротивления российской экспансии. Это внушает надежду, притом относительно самых острых глобальных проблем.

Есть, однако, и опасения. Вот о них я и стану говорить.

Основания для этих опасений – широко распространенные на Западе мифологические штампы. Они очень эффективно поддерживаются мистификаторами из специальных подразделений ФСБ.

Один из главных мифов: СССР освободил мир от фашизма. Это неправда. После середины XIX века Россия, СССР, Российская Федерация никогда никого не освобождали. Только порабощали, включая собственное население.

Царь-освободитель, Александр II, отменивший в 1861 году крепостное рабство, убит террористами, нагло назвавшимися «Народной волей».

Да, гитлеровская армия была утоплена в советской крови и завалена советскими трупами. Да, Европа и США сделали меньше, нежели могли и должны были бы. Но это совсем другой вопрос. Решающее участие в военной победе отнюдь не тождественно освободительной миссии. Государственные мотивы СССР были нескрываемо противоположны освобождению. Жителям Восточной Европы и Германии, пережившим двух тиранов, надлежало бы это хорошо понимать.

Бытует и другая опасная точка зрения, будто российское варварство есть исключительно внутреннее дело России. Это не так. В нынешнем тесном, взаимозависимом мире все серьезные проблемы стали глобальными, они затрагивают всех. Российские (и не только российские) тоталитарные тенденции чреваты катастрофическими последствиями для всего мира. Что делать с этим вызовом, по-моему, не знает никто. Но очень многие хорошо понимают: не принять его стыдно и опасно.

Ладно, мы не знаем, что делать, чтобы универсальные ценности стали инструментом, а не лозунгом. Но мы обязаны хотя бы знать, чего нельзя делать. Нельзя потакать агрессору, нельзя расплачиваться за собственную безопасность, тем более за природный газ, чужими жизнями и судьбами. Безнравственное равнодушие политической прагматики – позорное наследие Мюнхенского пакта и Ялтинских соглашений. Давно пора изжить это наследие.

Увы, дефицит политической воли гасит благие намерения Запада. Российская экспансия на Кавказе выявила яркие примеры западной «забывчивости». Каждый этап этой экспансии встречал неподдельное возмущение Запада. Это и жестокие этнические чистки начала 1990-х в Абхазии, спровоцированные российскими «миротворцами». И молниеносная война 2008 года, завершившаяся созданием российских сателлитов на территории Грузии. Но возмущение это не влекло ощутимой активности в защиту права и гуманитарных ценностей, и затухало очень быстро.

В том же ряду многолетняя невнятная, безрезультатная возня Совета Европы вокруг российских бесчинств в Чечне.

Теперь пришла очередь Украины.

Похоже, что и аннексия Крыма почти уже забыта международной общественностью. Европейские политики отсрочили выполнение некоторых важных пунктов соглашения с Украиной, а Европарламент в свое время не оспорил этого решения. Говорят, оно не принесет экономического вреда Украине и не даст России экономических преимуществ. Но Россия их и не ищет, она просто не пускает Украину в Европу. Россия будет интерпретировать и использовать отсрочку на полтора года как уступку своему давлению. А промышленность разоренной Украины за это время не станет конкурентоспособной.

В свое время Запад вообразил, будто холодная война завершилась разрушением Берлинской стены. Это не так. Россия только взяла передышку. Попробуйте представить себе послевоенную Германию, сохранившую в неприкосновенности гестапо. Или подполковника «Штази» в должности канцлера Германии. Вот это и будет Россия, с которой вы ищете партнерства и взаимопонимания. Пока ее можно только принудить вести честную игру, а уговорить – нельзя (замечу, «принуждение к миру» – принятое ООН понятие).

Многие готовы на уступки, утверждая, что крыса, загнанная в угол, опасна. Это так. Но помните: крыса – хоть в углу, хоть оставленная в покое – все равно остается мощным естественным резервуаром чумы. Этой чуме уже скоро столетие. Эта чума годами истребляла людей и истребила миллионы. Выбор невелик – борьба с чумой, либо, словами Пушкина, «пир во время чумы».

Пять лет назад Европейский парламент удостоил моих товарищей и меня звания лауреатов Сахаровской премии, и я хотел бы, чтобы эта заметка стала своего рода открытым письмом Западу. Я близко знал Андрея Дмитриевича. Уверен, что и сегодня он призывал бы цивилизованный мир решительнее и последовательнее противостоять произволу. Я не возьмусь обсуждать здесь конкретные шаги поддержки жертв российской экспансии. В качестве исторического примера длительных и успешных усилий в защиту демократии сошлюсь лишь на ленд-лиз и план Маршалла.

Сегодня противостояние «империи зла» требует предельного напряжения сил, послезавтра оно может оказаться безнадежным.

Сергей Ковалев, российский правозащитник, участник правозащитного движения в СССР

Справка:

Сергей Адамович Ковалёв (род. 2 марта 1930, Середина-Буда, Сумская область, Украина) - советский диссидент, участник правозащитного движения в СССР и постсоветской России, российский политический и общественный деятель.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в 1994-1995 годах. Один из авторов Российской Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и 2-й главы Конституции России — «Права и свободы человека и гражданина» (1993). Председатель Российского историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал», президент организации «Институт прав человека».

Жил и работал в Москве. Опубликовал более 60 научных работ; в 1964 году защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата биологических наук по теме «Электрические свойства миокардиальных волокон сердца лягушки».

В 1966 году организовал в Институте биофизики сбор подписей под обращением в Президиум Верховного Совета СССР в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля, которые были осуждены за «антисоветскую пропаганду». В 1969 году уволен с должности заведующего отделом межфакультетской лаборатории математических методов в биологии МГУ. С 1968 года стал активным участником движения в защиту прав человека в СССР. В мае 1969 года вошел в состав «Инициативной группы защиты прав человека в СССР» — первой независимой правозащитной общественной ассоциации в стране. С 1971 года один из ведущих участников издания «Хроники текущих событий» — машинописного информационного бюллетеня советских правозащитников.

28 декабря 1974 года Ковалёв был арестован по обвинению в «антисоветской агитации и пропаганде». В декабре 1975 года суд в Вильнюсе приговорил его к 7 годам лишения свободы и 3 годам ссылки[1] (на суд приезжал А. Д. Сахаров). Срок отбывал в колонии строгого режима «Пермь-36» и в Чистопольской тюрьме; в ссылку был отправлен в Магаданскую область. По отбытии срока ссылки поселился в городе Калинине (Тверь). В Москву вернулся в 1987 году. До 1990 года работал в Институте проблем передачи информации АН СССР. Сейчас живёт в Москве.

В декабре 1989 года по рекомендации Андрея Сахарова Ковалёв выдвинул свою кандидатуру и на выборах в марте 1990 года был избран народным депутатом РСФСР от одного из московских округов в первом туре голосования. В 1990—1993 годы — член Верховного Совета РСФСР, член Президиума Верховного Совета, председатель парламентского Комитета по правам человека. Ковалёв был одним из авторов Декларации прав человека и гражданина, принятой в январе 1991 года. Комитет по правам человека под его председательством провёл через Верховный Совет законы «О реабилитации жертв политических репрессий» (1991), «О чрезвычайном положении» (1991).

В 1993—2003 годы — депутат Государственной Думы (в 1993 и 1995 годах избирался соответственно в Варшавском и Чертановском одномандатных округах Москвы, в 1999 году — по федеральному списку избирательного блока «Союз правых сил»).

В 1993—1996 годы — председатель Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации.

В 1994—1995 годы — первый Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Был одним из учредителей движения «Выбор России» и партии «Демократический выбор России» (ДВР). До 2001 года — член политсовета ДВР. После самоликвидации ДВР отказался вступать в партию СПС, оставаясь при этом членом её фракции в Государственной Думе.

В 1996—2003 годы — член Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

На президентских выборах 2000 года Ковалёв поддерживал Явлинского, заявив, что Владимир Путин — это вектор, который «направлен на конструирование авторитарного полицейского государства, где у власти в явном или, что того хуже, в не вполне явном виде будут присутствовать спецслужбы».

28 сентября 2006 года Ковалёв вступил в партию «Яблоко». 29 сентября 2006 года избран сопредседателем «правозащитной фракции» партии «Яблоко».

В июне 1995 года Сергей Ковалёв участвовал в освобождении заложников в Будённовске. По словам Егора Гайдара, прибыв в Будённовск с группой депутатов Государственной Думы, Ковалёв добился прекращения штурма больницы, который мог привести к значительным жертвам среди заложников, а затем, получив полномочия от Премьер-министра России Виктора Черномырдина, вёл с террористами переговоры об освобождении заложников и предоставлении свободы Басаеву и его боевикам. В результате переговоров все заложники, остававшиеся на тот момент в живых, были освобождены, Басаев и его отряд отпущены на свободу.

11 декабря 2006 года Сергей Ковалёв был награждён орденом Почётного легиона. Вручая высшую награду французского государства, посол Франции «отметил роль Ковалева в освобождении 1,5 тысяч заложников во время нападения отряда террористов в Будённовске в 1995 году, где известный правозащитник предложил себя вместо заложников».

Награды и премии

1992 — Медаль Памяти 13 января (Литва)

1996 — Премия Международной Лиги прав человека.

1995 — Чешская премия «Человек в беде».

1995 — Нюрнбергская премия по правам человека.

1996 — Премия по правам человека Норвежского Хельсинкского Комитета.

1995 и 1996 номинировался на соискание Нобелевской премии мира.

1996 — орден «Рыцарь чести» Чеченской Республики Ичкерия (вручен в Москве в январе 1997).

1993 — Почётный доктор медицины Каунасской Академии медико-биологических наук.

1996 — почетная докторская степень в области прав человека Эссекского университета.

1999 — Большой командорский крест ордена Великого князя Литовского Гядиминаса

2000 — Премия Кеннеди.

2004 — Премия Улофа Пальме

2006 — Офицер ордена Почётного легиона (Франция).

2009 — Премия «За свободу мысли» имени Андрея Сахарова

2009 — награждён Большим Крестом ордена Заслуг перед Республикой Польша указом президента Польши Леха Качиньского «за выдающиеся достижения в области защиты прав человека и продвижения гражданских свобод» (вручены 2010)

2011 — «Премия Свободы» (Литва)


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи