Важные новости
Две «Нитки» для одного крейсера
16.07.2015 / Категория: Политика / Тема: Аналитика
В недавнем сообщении в медиа со ссылкой на пресс-службу Северного флота России о начале полетов корабельного истребительного авиаполка морской авиации этого флота (гарнизон Североморск-3 Мурманской области) на полигоне-тренажере посадочных систем «Нитка» (ранее аббревиатуру на русском расшифровывали как «научно-исследовательский тренажер корабельный авиационный») в п. Новофедоровка вблизи Сак вычленил для себя несколько «интересных моментов».
Следует сразу признать украинскую де-юре принадлежность тренажера в Новофедоровке – у людей вменяемых это не вызовет никаких сомнений. Хотя бы потому, что именно специалисты Черноморского судостроительного завода (г. Николаев, Украина) в конце 70-х – начале 80-х годов прошло века, как известно, его оснащали и монтировали, а военнослужащие Вооруженных сил Украины на протяжении последних 23 лет с момента развала Союза должным образом обслуживали и сохраняли. И самое главное – полигон официально России никогда не передавался. А только, напомню, сдавался, начиная с 1997 года, в аренду на основании специального межправительственного соглашения исключительно для подготовки пилотов-палубников единственного в составе российского ВМФ тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Кстати, построенного, как и его наземная копия в Новофедоровке (подобные тренажеры есть только в США и Испании), теми же украинскими кораблестроителями в 1991 году.
Автору этих строк пришлось неоднократно бывать на «Нитке», в частности, во время первых летных смен россиян летом 1997 года. И даже посчастливилось взять эксклюзивное интервью у тогдашнего морского летчика России №1, к слову, потомка грузинских князей, генерал-майора Тимура Апакидзе. Помню, как он говорил: «Без подготовки на «Нитке» наши летчики элементарно не смогут сесть на палубу «Кузнецова». А какое это психологическое напряжение! В ночь перед полетами на тренажере даже бывалые летчики в звании капитана не могут заснуть».
Сам мой собеседник, оказывается, первым среди строевых летчиков садился на палубу «Кузнецова» в открытом море. А еще непосредственно осваивал ту же «Нитку», 5 лет командовал, по сути, приписанным к ней 100-м истребительным корабельным авиаполком, на базе которого «становились на крыло» пилоты всех четырех флотов ВМФ. В общем, провел в небе более трех с половиной тысяч часов. Но это все равно не уберегло прославленного аса, кстати, Героя России: он получил смертельную травму в результате падения руководимого им истребителя Су-33 на показательных полетах в Псковской области 17 июля 2001 года.
Впрочем, вернемся все же к нынешнему неожиданному появлению российских морских летчиков в Новофедоровке. Да-да, неожиданному, потому что ровно два года назад российская пресса, чуть не захлебываясь, писала о начале аналогичной работы, но уже чисто российской, новой «Нитки» в Ейске (Краснодарский край). Свой комплекс россияне начали там возводить из-за того, что Украина якобы необоснованно повысила ставку арендной платы за эксплуатацию крымской «Нитки» с 700 тыс. до 2 млн. долларов США.
«К осени этого года мы завершим в Ейске строительство взлетно-посадочной полосы для всех типов самолетов и приступим к возведению посадочного блока, то есть самого имитатора палубы авианосца. Тренажер начнет функционировать в 2013 году», – сказал тогда в комментарии для РИА Новости командующий морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин. – Сразу после введения его в эксплуатацию в Ейск прибудет часть летчиков Северного флота, в частности, молодые летчики, для прохождения начального этапа подготовки для освоения практики приземления на палубу корабля. Сам тренажер будет функционировать круглый год».
А еще раньше тогдашний главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Высоцкий заявил, что комплекс заработает к концу 2012 года, в частности, к этому времени будет завершена реконструкция двух взлетно-посадочных полос длиной 2,5 км каждая, а также создан учебный центр. И там будут проходить подготовку летчики базовой патрульной, противолодочной и палубной авиации. Для этого комплекс будет оборудован трамплином и аэрофинишерами (специальными устройствами со стальными тросами, за которые при посадке цепляется самолет, чтобы сократить его пробег на палубе), как это, собственно, сделано в Новофедоровке.
В марте 2013 года директор российского «Спецстроя» Григорий Нагинский сообщил, что полигон «Нитка» в Ейске будет введен в эксплуатацию осенью 2013 года. «Глобально там строительные работы практически закончены. Думаю, что в августе-сентябре этого года там уже будут самолеты летать», – сказал тогда Нагинский.
Буквально через два месяца уже нынешний главком ВМФ России адмирал Валерий Чирков пообещал, что комплекс будет введен в эксплуатацию на рубеже 2013-2014 годов. «Работы по строительству «Нитки» в Ейске идут согласно плану, хорошо и качественно. Сейчас идет подготовка к наладочным и настроечным работам. Я очень надеюсь, что тренажер будет введен в действие на рубеже 2013-2014 годов», – «уточнил» адмирал.
Также сообщалось, что новый полигон будет использоваться не только российскими, но и индийскими пилотами с авианосца «Викрамадитья» (бывшего российского корабля «Адмирал Горшков»). Россия поставила Индии по результатам тендера 16 самолетов МиГ-29К/КУБ по основному контракту и 4 – по второму (опционному).
Однако только в начале 2014 года пресс-служба Южного военного округа сообщила о первых реальных испытательных вылетах МиГ-29КУБ, «во время которых осуществляли имитацию посадки на палубу авианосца». Главной целью полетов являлась «проверка светотехнического оборудования палубы тренажера. В частности, должна была быть дана оценка комплексам «Сатурн», «Луна-37», МТК-20». Но опять же, летали не строевые летчики, а исключительно летчики-испытатели РСК (Российской самолетостроительной компании) «МиГ».
Итак, с «освоением практики приземления на палубу корабля» у морских авиаторов Северного флота не сложилось, поэтому они выбрали проверенную десятилетиями, надежную новофедоровскую «Нитку». По некоторым источникам, объяснение, как всегда, простое: после тех первых испытательных полетов на отреставрированных за 2 млрд. рублей ВПП (взлетно-посадочных полосах) обнаружили серьезные огрехи, в частности, на них пошли трещины. Поэтому командование элементарно не стало рисковать жизнью своих молодых летчиков-палубников. Тем более, как известно, за последний месяц-два в России падает уже пятый или шестой военный ЛА (летательный аппарат), а еще рушится «капитально отремонтированная» четырехэтажная солдатская казарма.
Теперь, собственно, о самом «Кузнецове», в распоряжении пилотов-истребителей которого фактически сразу две «Нитки»: полноценная «чужая» в Крыму и такая же, но неполная своя на Кубани (это вторая «изюминка»). Ранее в СМИ неоднократно озвучивались заявления представителей Минобороны России, мол, ВАКР нуждается в капитальном ремонте и, возможно, пройдет его в 2012-2017 годах. Однако из-за нехватки финансирования ремонт откладывается на неопределенный срок. И вот появляется свежая информация, что 14 мая 2015 года крейсер после своего седьмого дальнего похода, наконец-то, стал в док 82-го судоремонтного завода в поселке Росляково (окраина Североморска Мурманской области) на капремонт. Сколько продлится этот ремонт – неизвестно. Однако начальник пресс-службы Черноморского флота Вадим Серга, на которого ссылаются СМИ, уверенно заявляет (цитирую): «После окончания тренировок на комплексе «Нитка» (в Новофедоровке – авт.) летчики вернутся к месту постоянной дислокации и приступят к подготовке полетов на палубе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
Что тут скажешь. Действительно, исходя из нормальной логики, должно быть что-то одно: либо ремонт крейсера, который как будто начался, – фейк, или только будущие «полеты на палубу». Впрочем, российский агитпроп умом не понять. Надо иметь другие мозги, «заточенные» под отличное от остальных людей восприятие мира и объективной реальности.
Степан Шляхов, военный эксперт