Важные новости

Две «Нитки» для одного крейсера

16.07.2015  /  Категория: Политика  /  Тема: Аналитика

В недавнем сообщении в медиа со ссылкой на пресс-службу Северного флота России о начале полетов корабельного истребительного авиаполка морской авиации этого флота (гарнизон Североморск-3 Мурманской области) на полигоне-тренажере посадочных систем «Нитка» (ранее аббревиатуру на русском расшифровывали как «научно-исследовательский тренажер корабельный авиационный») в п. Новофедоровка вблизи Сак вычленил для себя несколько «интересных моментов».

Следует сразу признать украинскую де-юре принадлежность тренажера в Новофедоровке – у людей вменяемых это не вызовет никаких сомнений. Хотя бы потому, что именно специалисты Черноморского судостроительного завода (г. Николаев, Украина) в конце 70-х – начале 80-х годов прошло века, как известно, его оснащали и монтировали, а военнослужащие Вооруженных сил Украины на протяжении последних 23 лет с момента развала Союза должным образом обслуживали и сохраняли. И самое главное – полигон официально России никогда не передавался. А только, напомню, сдавался, начиная с 1997 года, в аренду на основании специального межправительственного соглашения исключительно для подготовки пилотов-палубников единственного в составе российского ВМФ тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Кстати, построенного, как и его наземная копия в Новофедоровке (подобные тренажеры есть только в США и Испании), теми же украинскими кораблестроителями в 1991 году.

тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Автору этих строк пришлось неоднократно бывать на «Нитке», в частности, во время первых летных смен россиян летом 1997 года. И даже посчастливилось взять эксклюзивное интервью у тогдашнего морского летчика России №1, к слову, потомка грузинских князей, генерал-майора Тимура Апакидзе. Помню, как он говорил: «Без подготовки на «Нитке» наши летчики элементарно не смогут сесть на палубу «Кузнецова». А какое это психологическое напряжение! В ночь перед полетами на тренажере даже бывалые летчики в звании капитана не могут заснуть».

Сам мой собеседник, оказывается, первым среди строевых летчиков садился на палубу «Кузнецова» в открытом море. А еще непосредственно осваивал ту же «Нитку», 5 лет командовал, по сути, приписанным к ней 100-м истребительным корабельным авиаполком, на базе которого «становились на крыло» пилоты всех четырех флотов ВМФ. В общем, провел в небе более трех с половиной тысяч часов. Но это все равно не уберегло прославленного аса, кстати, Героя России: он получил смертельную травму в результате падения руководимого им истребителя Су-33 на показательных полетах в Псковской области 17 июля 2001 года.

Впрочем, вернемся все же к нынешнему неожиданному появлению российских морских летчиков в Новофедоровке. Да-да, неожиданному, потому что ровно два года назад российская пресса, чуть не захлебываясь, писала о начале аналогичной работы, но уже чисто российской, новой «Нитки» в Ейске (Краснодарский край). Свой комплекс россияне начали там возводить из-за того, что Украина якобы необоснованно повысила ставку арендной платы за эксплуатацию крымской «Нитки» с 700 тыс. до 2 млн. долларов США.

«К осени этого года мы завершим в Ейске строительство взлетно-посадочной полосы для всех типов самолетов и приступим к возведению посадочного блока, то есть самого имитатора палубы авианосца. Тренажер начнет функционировать в 2013 году», – сказал тогда в комментарии для РИА Новости командующий морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин. – Сразу после введения его в эксплуатацию в Ейск прибудет часть летчиков Северного флота, в частности, молодые летчики, для прохождения начального этапа подготовки для освоения практики приземления на палубу корабля. Сам тренажер будет функционировать круглый год».

А еще раньше тогдашний главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Высоцкий заявил, что комплекс заработает к концу 2012 года, в частности, к этому времени будет завершена реконструкция двух взлетно-посадочных полос длиной 2,5 км каждая, а также создан учебный центр. И там будут проходить подготовку летчики базовой патрульной, противолодочной и палубной авиации. Для этого комплекс будет оборудован трамплином и аэрофинишерами (специальными устройствами со стальными тросами, за которые при посадке цепляется самолет, чтобы сократить его пробег на палубе), как это, собственно, сделано в Новофедоровке.

В марте 2013 года директор российского «Спецстроя» Григорий Нагинский сообщил, что полигон «Нитка» в Ейске будет введен в эксплуатацию осенью 2013 года. «Глобально там строительные работы практически закончены. Думаю, что в августе-сентябре этого года там уже будут самолеты летать», – сказал тогда Нагинский.

Буквально через два месяца уже нынешний главком ВМФ России адмирал Валерий Чирков пообещал, что комплекс будет введен в эксплуатацию на рубеже 2013-2014 годов. «Работы по строительству «Нитки» в Ейске идут согласно плану, хорошо и качественно. Сейчас идет подготовка к наладочным и настроечным работам. Я очень надеюсь, что тренажер будет введен в действие на рубеже 2013-2014 годов», – «уточнил» адмирал.

Также сообщалось, что новый полигон будет использоваться не только российскими, но и индийскими пилотами с авианосца «Викрамадитья» (бывшего российского корабля «Адмирал Горшков»). Россия поставила Индии по результатам тендера 16 самолетов МиГ-29К/КУБ по основному контракту и 4 – по второму (опционному).

Однако только в начале 2014 года пресс-служба Южного военного округа сообщила о первых реальных испытательных вылетах МиГ-29КУБ, «во время которых осуществляли имитацию посадки на палубу авианосца». Главной целью полетов являлась «проверка светотехнического оборудования палубы тренажера. В частности, должна была быть дана оценка комплексам «Сатурн», «Луна-37», МТК-20». Но опять же, летали не строевые летчики, а исключительно летчики-испытатели РСК (Российской самолетостроительной компании) «МиГ».

Итак, с «освоением практики приземления на палубу корабля» у морских авиаторов Северного флота не сложилось, поэтому они выбрали проверенную десятилетиями, надежную новофедоровскую «Нитку». По некоторым источникам, объяснение, как всегда, простое: после тех первых испытательных полетов на отреставрированных за 2 млрд. рублей ВПП (взлетно-посадочных полосах) обнаружили серьезные огрехи, в частности, на них пошли трещины. Поэтому командование элементарно не стало рисковать жизнью своих молодых летчиков-палубников. Тем более, как известно, за последний месяц-два в России падает уже пятый или шестой военный ЛА (летательный аппарат), а еще рушится «капитально отремонтированная» четырехэтажная солдатская казарма.

Теперь, собственно, о самом «Кузнецове», в распоряжении пилотов-истребителей которого фактически сразу две «Нитки»: полноценная «чужая» в Крыму и такая же, но неполная своя на Кубани (это вторая «изюминка»). Ранее в СМИ неоднократно озвучивались заявления представителей Минобороны России, мол, ВАКР нуждается в капитальном ремонте и, возможно, пройдет его в 2012-2017 годах. Однако из-за нехватки финансирования ремонт откладывается на неопределенный срок. И вот появляется свежая информация, что 14 мая 2015 года крейсер после своего седьмого дальнего похода, наконец-то, стал в док 82-го судоремонтного завода в поселке Росляково (окраина Североморска Мурманской области) на капремонт. Сколько продлится этот ремонт – неизвестно. Однако начальник пресс-службы Черноморского флота Вадим Серга, на которого ссылаются СМИ, уверенно заявляет (цитирую): «После окончания тренировок на комплексе «Нитка» (в Новофедоровке – авт.) летчики вернутся к месту постоянной дислокации и приступят к подготовке полетов на палубе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Что тут скажешь. Действительно, исходя из нормальной логики, должно быть что-то одно: либо ремонт крейсера, который как будто начался, – фейк, или только будущие «полеты на палубу». Впрочем, российский агитпроп умом не понять. Надо иметь другие мозги, «заточенные» под отличное от остальных людей восприятие мира и объективной реальности.

Степан Шляхов, военный эксперт


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи