Важные новости

Курортный сезон – 2015. Крымская логистика

10.04.2015  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

турист, touristОдним из показателей успешности и уровня внутреннего благополучия Крыма всегда было количество курортников, ежегодно отдыхающих на полуострове.

По официальным данным, с 2010 по 2013 годы число туристов колебалось от 5,7 до 6,1 миллиона человек. Так, в последний мирный 2013 год в Крыму успело отдохнуть порядка 5,9  миллиона курортников – показатель, который тогдашний министр курортов и туризма АРК Александр Лиев назвал достаточно успешным, но подпорченным холодной сентябрьской погодой. Мол, если бы было тепло, могли бы и рекорд побить.

А вот в минувшем 2014 году на полуострове по разным оценкам отдохнуло всего от 2 до 4 миллионов туристов. Новые российские власти Крыма настаивают именно на 4 миллионах: сначала эта информация прозвучала из уст профильного министра Елены Юрченко, а затем была взята на вооружение руководителем Ростуризма Олегом Сафоновым.

Но Александр Басов, президент торгово-промышленной палаты Крыма, усомнился в официальной оценке, заявив, что, по всей видимости, власти рассчитывали объём туристической нагрузки республики, исходя из показателей общего пассажиропотока, а на самом деле в 2014 году в Крым приехало не более 2 миллионов отдыхающих.

И с ним трудно не согласиться, особенно если обратиться к статистике Керченской паромной переправы и единственного полноценного гражданского аэропорта республики.

Сравнить желаемое с действительным стоит хотя бы потому, что сейчас крымские власти активно тиражируют ещё более утопичный прогноз на 2015 год, ожидая приезда уже 5 миллионов человек, которых будет просто физически трудно доставить в республику и обратно.

А были ли курортники?

Конечно, в этом году ни о каких 5 миллионах курортников не может быть и речи (учитывая, что в прошлом году Крыму не удалось привлечь и заявленных 4). Прежде всего – в силу перманентных транспортных проблем и отсутствия экономических предпосылок для роста туристического потока.

Сейчас россияне могут попасть на полуостров только двумя путями: либо самолётом, либо через паромную переправу (которую проходят все поезда и легковые автомобили). Понятно, что желающих добираться на курорт через территорию Украины, предъявляя загранпаспорт на каждом из 4 жёстких пограничных контролей, практически нет.

Теперь считаем.

В прошлом году через аэропорт «Симферополь» в обоих направлениях прошло 2,8 миллиона пассажиров. Неизвестно, какую часть из них составили туристы, но, учитывая данные на начало октября (когда был зафиксирован общий пассажиропоток порядка 2 миллионов человек), попасть в Крым через аэропорт за год могло не более 1 миллиона туристов.

С паромом аналогичная ситуация. За прошлый год из порта «Кавказ» в Крым и в обратном направлении проехались 2,9 миллиона человек. Делим это число на два – получаем полтора миллиона пассажиров оборотных рейсов (по схеме «туда и обратно»). Учитывая, что через паром проходит всё жизнеобеспечение Крыма, в лучшем случае речь идёт о 700-900 тысячах туристов.

То есть в сумме по аэропорту и парому получаем не больше 2 миллионов курортников, которые сначала приехали на полуостров, а затем вернулись обратно. Но никак не 4 миллиона, как было заявлено.

Вряд ли что-то кардинально изменится и в этом году.

К примеру, недавно аэропорт «Симферополь» опубликовал планы на 2015 год, предполагающие увеличение пассажиропотока на 200 тысяч единиц (с 11600 до 12500 рейсов). А это значит, что в этом году попасть в республику при помощи самолётов сможет всего на 100 тысяч человек больше, чем в 2014 году (максимум.)

Да, российские власти активно обещают удвоить мощность работы парома, правда, за счёт увеличения численности плавательных средств и реконструкции переправы. Но очевидно, что действенность такой меры сильно преувеличена, ведь основная проблема этого вида транспорта заключается в его непредсказуемости.

Допустим, паромов станет больше. Но что проку, если их работа всё равно будет останавливаться из-за сильных ветров, дождей и волнений на море? Так или иначе, в результате снова возникнет такой же транспортный коллапс, как тот, что мы наблюдали в прошлом августе, в разгар высокого сезона, – с многокилометровыми очередями и полной остановкой грузового транспорта. Просто теперь в случае системного форс-мажора легковые автомобили будут простаивать не сутки, а по нескольку дней.

это очевидно уже сейчас. Курортный сезон ещё не начался, а проблемы уже возникают. Так, в начале апреля из-за штормового предупреждения за пару дней в очереди на пароме собралось около 2 тысяч машин (1600 фур и порядка 400 легковых автомобилей). И это при том, что судов действительно стало больше.

Так что без моста из Крыма в Россию сухопутный путь сообщения, зависимый от паромной переправы, совершенно неэффективен.

А моста, вопреки обещаниям, в ближайшие 5 лет, скорее всего, не предвидится, ведь, как заявил Сергей Аксёнов, по действующим юридическим нормативам проект его строительства требует согласования с Киевом. Понятно, что украинская сторона будет ветировать этот проект во что бы то ни стало.

В 2015 году в Крым физически не сможет добраться больше 2,5 миллионов курортников

Следовательно, в 2015 году в Крым физически не сможет добраться больше 2,5 миллионов курортников: 1 миллион – через аэропорт, всех остальные (при соответствующей погоде) – через паромную переправу. И это только при самых оптимистичных раскладах.

Последствия падения

Из-за неопределенного геополитического положения полуострова, а также множества логистических, экономических и прочих проблем в 2014 году реальный туристический поток в Крым снизился в три раза.

Конечно, может возникнуть вопрос: корректно ли сравнивать первый год существования республики в российских реалиях с «досанкционными» украинскими временами? Но для множества крымчан, которые наполняли свой семейный бюджет за счёт подработок и сдачи жилья в аренду в курортный период, он не стоит, ведь структура их «бытовой» экономики, да и вся инфраструктура полуострова заточена именно под 6, а не под 2 миллиона отдыхающих.

По словам бывшего министра туризма АРК Александра Лиева, в том же 2013 году количество курортников, которые прошли через частных арендодателей и остались в «налоговой тени», ориентировочно составило 4 миллиона. Теперь число «дикарей» упало, что существенно отразилось на доходах крымских частников.

Справедливо полагать, что и в 2015 году пройти сезон без значительного урона смогут только дотируемые профсоюзами здравницы, а также крупные гостиницы с достаточно высоким (по российским меркам) уровнем сервиса. Но это абсолютное меньшинство «курортных предпринимателей» Крыма.

Основной и пока неизбежный удар обрушится повторно на частный сектор. Большинство крымчан-частников, привыкших жить за счёт туристического потока, ждут нерадостные времена.

И проблема не только в логистике. Кроме физических барьеров, препятствующих развитию туризма, есть ещё общий уровень цен, качество инфраструктуры, а также культурная насыщенность отдыха, которая также сильно пострадала от санкций.

Но об этом во второй части материала.

Андрей Самброс, крымский обозреватель


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи