Важные новости
Исторический миф о Херсонесском колоколе
29.08.2009 / Категория: Общество
В обыденном сознании понятие возникновения исторических мифов связывают либо с глубокой древностью, либо, как минимум, с событиями вековой давности. На самом деле очень часто рождение исторических мифов не зависит от временного периода, порой они рождаются на глазах наших современников.
Одним из таких свидетелей - в чьем присутствии более 40 лет назад произошло рождение очередного мифа севастопольской истории - стал один мой очень давний и хороший знакомый, основатель системы социологических исследований в нашем городе. Недавно он рассказал мне о том, как в один из летних дней 1967 года стал непосредственным свидетелем рождения мифа-легенды о херсонесском колоколе. Эта легенда в качестве «подлинной истории» хорошо известна почти всем севастопольцам, но для удобства последующего рассказа я ее еще раз перескажу, по возможности кратко.Итак. На территории Херсонесского музея, на обрывистом и скалистом морском берегу на двух опорах висит старинный бронзовый колокол. Его нелегкая и запутанная судьба тесно связана с такой же непростой и зачастую трагической историей нашего города. Колокол был отлит в 1778 году в Таганроге из бронзы трофейных турецких пушек после очередной русско-турецкой войны. В Крымскую войну занявшие территорию Херсонесского монастыря французские войска увезли колокол в качестве трофея во Францию. Там его поместили на колокольне собора Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской богоматери). В 1913 году французы, будучи военно-политическими союзниками Российской империи, по случаю празднования тогда 300-летия династии Романовых вернули колокол в Россию, где его установили в Херсонесе возле Владимирского собора. После того, как в 1925 году собор был закрыт, а затем переоборудован в комплекс выставочных залов Херсонесского музея, колокол установили на берегу моря, в качестве звукового маяка, предупреждающего проходящие корабли об опасной близости берега во время тумана.
Во всей этой легенде истине соответствует только информация об истории колокола с 1925 года. А все предшествующее – полный миф. А вот что о рождении этого мифа стало известно мне от присутствовавшего при этом очевидца. Один из августовских дней 1967 года был для сотрудников и рабочих Херсонесского историко-археологического музея как обычно жарким и утомительным. Изнывая от жары, группа научных сотрудников и рабочих под руководством заведующего отделом раскопок Александра Николаевича Щеглова корпела над сборкой из найденных при раскопках осколков очередного гигантского кувшина-пифоса недалеко от полуразрушенного в то время Владимирского собора. Дело не шло. Обломки упорно не желали подходить друг к другу, а если и подходили, то почему-то не склеивались. Настроение из-за жары и безуспешной работы у сборщиков и, особенно, у их руководителя было соответствующим и не пробуждало чувства всепоглощающей любви ко всему человечеству и его отдельным представителям в частности.
И в этот момент торжества мизантропии на отдельно взятом участке археологических работ к Александру Щеглову подошла секретарь директора музея и сообщила, что директор только что направила к нему прибывшего из Москвы корреспондента газеты «Неделя», которому надо рассказать что-нибудь интересное. С трудом скрывая накатившее на него раздражение, Щеглов в ответ кивнул секретарше и затем, процедив «ну пусть идет», обратился к подчиненным: «простодушных надо дразнить». После чего подошедший вскоре корреспондент «Недели» услышал и добросовестно записал сымпровизированную на ходу легенду о колоколе, отлитом в Таганроге в 1778 году из бронзы трофейных турецких пушек, о его «пленении» французами и последующем «пребывании» в Нотр-Дам де Пари и о «триумфальном возвращении» на Родину.
В скором времени эта романтическая «история» появилась на страницах данного московского еженедельника. И что очень интересно, наша городская историческая «наука» в лице тогдашнего отдела дореволюционной истории Музея героической обороны и освобождения Севастополя и администрации Херсонеса, которая должна была досконально знать историю своего музея, прочитав этот романтический бред, даже не попыталась его элементарно проверить. Более того, взяв перед «центром» под козырек, они стали этот миф регулярно воспроизводить и подтверждать своими научными авторитетами.
А что же на самом деле? Ну, а в действительности, колокол был отлит примерно в 1890 году, незадолго перед завершением строительства собора. Свое место на берегу моря он занял в 1925 году, когда монастырские здания и собор превратились в служебные и выставочные помещения созданного в том же году музея, а колокол был превращен в звуковой маяк. После Великой Отечественной войны, когда гражданские суда начали массово оснащать радиолокаторами, маячные обязанности с Херсонесского колокола были сняты, и он превратился в еще один памятник истории нашего города.
Константин КОЛОНТАЕВ, историк05.11.2007 (из архива "Севастопольского меридиана")
На правах рекламы:
Для поклонников жанра – исторический фильм – предлагается картина «Последние дни Помпеи». Подробная информация изложена на сайте bizinspector.ru. Здесь изложены данные по финансированию и что автор картины хотел донести до зрителей.Похожие новости
- 27.04.2009 • Праздник на земле героев
- 23.03.2009 • Дети Ющенко
- 16.03.2009 • Была ли «бочка смерти»?
- 18.02.2009 • «Индустриальный союз Донбаса» реконструирует Музей войны в Севастополе в обмен на право построить гостиницу