Важные новости

По закону или по понятиям? Еще раз о национализации по-севастопольски

01.03.2015  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

Отобрать и поделитьОтказ Законодательного собрания Севастополя проголосовать за Закон «О национализации» вызвал шквал эмоций. Пролетарско-бунтарский задор («Грабь награбленное!») и праведное негодование охватили широкие массы трудящихся, пишет Форпост.

В принципе идея передела собственности витала в воздухе с момента перехода Севастополя под юрисдикцию Российской Федерации. Звучали самые разные предложения: от национализации до принудительного выкупа. Но именно эта самая юрисдикция до поры до времени сдерживала горячие головы от опрометчивых поступков.

В том числе и потому, что в российском законодательстве просто не существует правового механизма «национализации», а времена пламенных революционеров в кожаных тужурках и с маузерами ушли в прошлое.

А тут еще 35-я статья Конституции РФ берет под охрану право частной собственности: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».

Президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года еще раз подчеркнул: «Добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства – это такие же базовые консервативные ценности, как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны».

Крымские политики делают похожие заявления. Так, крымский премьер Сергей Аксенов в интервью «Российской газете» поведал: «В отношении некоторых объектов мы используем процедуру принудительного выкупа. Но в целом не ставим себе задачу сводить с кем-то счеты. Это важно понимать. В Крыму частная собственность неприкосновенна, никаких вопросов ни к одному человеку, который добросовестно что-либо приобрел на территории республики, нет и не будет».

Это мнение разделяет председатель Законодательно собрания Алексей Чалый, который уверен, что национализация предприятий, находящихся в частной собственности - это "ящик Пандоры", который приведет к массовому исходу потенциальных инвесторов из региона. «У нас общество с рыночной экономикой. Это означает неприкосновенность частной собственности. Нарушать этот закон нельзя. Как только вы его нарушили, ни один нормальный инвестор к вам не пойдет… Не будет нормальный собственник работать в регионе, где власть нарушает правила игры и базовые принципы закона».

Летом прошлого года губернатор Севастополя Сергей Меняйло уверенно заявлял, что не поддерживает идею о национализации: «Ставить вопрос о национализации частной собственности, хозяева которой находятся за границей, значит подтолкнуть власть к незаконным действиям. Мы не бандиты".

Однако в последний день зимы Сергей Иванович все-таки решился подписать проект закона «О национализации» и созвать внеочередное пленарное заседание сессии Законодательного собрания.

Закон очень короткий, но амбициозный. Процитирую, сохраняя стилистику авторов:

«В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № б-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов— Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в целях восстановления социальной справедливости, обеспечения бесперебойного функционирования предприятий, имеющих важное стратегическое значение для города Севастополя, защиты трудовых прав работников данных предприятий, а также надлежащего использования и развития объектов' городской инфраструктуры.

Статья 1

Установить, что государственной собственностью города федерального значения Севастополя являются движимое и недвижимое имущество предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города Севастополя, указанные в приложении к настоящему Закону, в том числе имущество, вошедшее и не вошедшее в уставной капитал в составе необоротных (в т.ч. нематериальных) и оборотных активов, находящихся на его балансовом и забалансовом учете, а также объекты движимого и недвижимого имущества, указанные в приложению к настоящему Закону.

Статья 2

Выявление объектов и инвентаризация имущества, указанного в приложении к настоящему Закону, принятие его в имущественную казну города Севастополя и регистрация в качестве объектов государственной собственности осуществляется исполнительным органом государственной власти города Севастополя, определенным Правительством Севастополя.

 

Как ни печально, но именно так и написано «Установить, что государственной собственностью города федерального значения Севастополя являются движимое и недвижимое имущество предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города Севастополя…». Небольшая ошибка в первом слове последующего причастного оборота («указанные» вместо «указанных») полностью меняет смысл закона и национализирует имущество всех севастопольских предприятий. Вроде бы незначительная (исправляемая), но вполне характерная опечатка, свидетельствующая о поспешности и непродуманности законопроекта. «Казнить нельзя помиловать».

Тем не менее, законопроект вносится в ЗС, минуя профильные комитеты, за два часа до пленарного заседания, а губернатор настаивает на его немедленном принятии в двух чтениях.

Прокуратура города внезапно слепнет и немеет, а ее представитель в Законодательном собрании лепечет что-то вроде «Мы еще не успели ознакомиться…». Вы, мол, принимайте, там посмотрим.

Пояснительная записка и экспертиза правового управления Правительства умиляют своей «юридической проработкой»:

«Анализ правоустанавливающих документов в их совокупности позволяет констатировать, что выбытие указанных в законопроекте объектов из публичной собственности совершено с нарушением фундаментальных правовых принципов справедливости, разумности, осмотрительности и добросовестности участников гражданских правоотношений, возмездности и эквивалентности договорных правоотношений».
 

«Последствиями принятия данного закона города Севастополя станет восстановление социальной справедливости, обеспечение бесперебойного функционирования предприятий, имеющих важное стратегическое значение для города Севастополя, защиты трудовых прав работников данных предприятий, а также надлежащего использования и развития объектов городской инфраструктуры.

Проект решения не содержит норм, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, в целом соответствует правилам юридической техники
».
 

Подобные «обоснования» напоминают рассуждения Виктора Ющенко десятилетней давности о преимуществе «духа закона» над «буквой закона». Именно основываясь на этом принципе принималось решение о проведении третьего тура президентских выборов на Украине в 2004 году, а также многие другие решения «оранжевых властей». Чем это закончилось, мы знаем. Немного странно наблюдать столь вольное обращение с законом в России.

По мнению юристов, "дух закона" – это следование закону с допущением в необходимых случаях отклонений от имеющейся "буквы закона", с созданием прецедента (основа англо-саксонского права). В народе такое решение вопросов имеет более звучное наименование – «решить по понятиям». В то время как "буква закона" означает неукоснительное следование писаному закону (основа европейского континентального права).

Хорошо, предположим, губернатор и Законодательное собрание решили «поиграть» в прецедентное право и принять свой, отличный от других российских регионов, уникальный закон. Тем более, что некоторые из объектов действительно нужно возвращать в собственность государства. Хотя бы потому, что их нынешние хозяева не стремятся развивать эти важные для города активы.

Но почему подход к подготовке этого документа столь поверхностен? Откуда такая спешка? Ведь владельцы имущества наверняка станут обращаться в суды.

Взгляните на фразу из Пояснительной записки к законопроекту:

«При принятии решения о возвращении в государственную собственность ключевых активов, предлагаем исходить из ничтожного характера всех сделок и иных юридически-значимых действий, которые были совершены в украинский период с имуществом указанных в перечне предприятий. Следует также отметить, что ничтожная сделка не порождает правовых последствий независимо от признания ее таковой судом».

Кто признал ничтожными сделки по всем объектам, приведенным в перечне? Согласится ли суд с подобными доводами? Тем более, что Перечень предусматривает изъятие, в том числе, движимого и недвижимого имущества национализируемых предприятий. А это оборудование, автотранспорт и т.п.

Аргументы в пользу национализации некоторых объектов читаются и вовсе как детективный роман. Без документов, решений судов, результатов расследования.

«17. ООО "МАГИТ-Д", г.Севастополь, Севастопольская зона ЮБК № 11, урочище Ласпи. Активы, которые сегодня продаются за Долларов «приобретены» гражданином Украины г. Демитиенко, проживающим в Днепропетровске по цене в 10 раз ниже рыночной по незаконному конкурсу проведенному не в Севстополе, а в г. Запорожье»

«19. ООО «Terra». Здание 787 кв. м, Исторический бульвар дом 3, («юристы» и оценщики Куницына получили в вознаграждение за услуги по организации схем вывода имущества)»

«24. ПАО «Севастопольский завод напитков». Завод основан в 1916 году, по состоянию на момент акционирования имел форму Государственного предприятия «Севастопольский пивзавод», В 1996 году основным акционером завода стала украинская фирма АО «Оболонь». Производство пива уничтожено как конкурирующее, производятся только газированные напитки

Надо ли понимать, что производства лимонада вместо пива уже является достаточным основанием для национализации? Или авторы имели в виду иное?

Не хотелось бы мне оказаться на месте юриста, который будет представлять интересы города в суде. Каковы репутационные потери Севастополя от подобных шагов городских властей? Что скажут федеральные власти, когда имущество РФ начнут арестовывать за рубежом на основании юридически безграмотных решений субъекта Федерации?

И все же наибольшее удивление я испытал, ознакомившись с Перечнем предприятий, подлежащих национализации по мнению Правительства.

Дело даже не в странной смеси земельных участков, юридических лиц, недвижимости и движимого имущества (хотя подобная вольность при написании законов неизбежно приводит к вольному толкованию, а как следствие, к коррупции), а в количестве этих самых объектов.

В средствах массовой информации идет речь о 35-ти объектах. На деле их значительно больше. Я насчитал 61 объект.

Судите сами:

Перечень объектов недвижимого имущества, земельных участков и инфраструктурных предприятий, движимое и недвижимое имущество которых на территории города Севастополя подлежит национализации.

1. ПАО «Севморзавод», юридический адрес: г. Киев, ул. Электриков, 26. ЕГРПОУ 14312370. Фактический адрес: г. Севастополь, ул. Героев Севастополя, а также
1.2. ООО СРК «Севморсудоремонт»,
1.3. ГП «Внешэкономсервис»,
1.4. ООО СПТ «Корабел»,
1.5. ООО «Севмордорстрой»,
1.6. ООО «Севморверфь»,
1.7. ООО «Севмормаш>>,
1.8. ООО «Новая эра»,
1.9. ООО «Инкермебель»,
1.10 ООО «Севморрэмо»,
1.11. ООО «Югсевморсервис»,
1.12. ГП «Севморэнерго».

2. ПАО «Севастопольгаз», ул. Гидрографическая, 1.

3.ООО "Завод судовой светотехники "Маяк', Фиолентовское шоссе 1/2,
3.1. OAO «Севастопольский маяк», расположенное по адресу: Фиолентовское шоссе, 1, ОГРН 1149204021196 (в том числе, встроенно-пристроенное помещение, пл. 187,9 кв.м по адресу Лизы Чайкиной, 78, четырехэтажное здание площадью 3639,9 кв. м, объект недвижимого имущества литер «Х», пл. 1177,1 кв. м по адресу Фиолентовское шоссе, 1, объект площадью 1831,7 кв. м по адресу Фиолентовское шоссе, 1/4).
3.2. ООО «Центр технической эксплуатации 1» (в том числе здание пл. 872,1 кв, м, литеры «И» и «И1» (пристройка), здание склада, площадью 2084,7 кв.м, по адресу Фиолентовское шоссе, 1).
3.3. ООО «Окси» (в - том числе здание по адресу Фиолентовское шоссе, 1/1, здание пл. 3525,4 кв. м).
3.4. ООО «Центр технической эксплуатации» (в том числе производственное здание площадью 33483 кв. м по адресу Фиолентовское шоссе, 1/2),
3.5. ООО «Сферос» (в том числе здание площадью 8910,9 кв. м по адресу Фиолентовское шоссе, 1/5, имущество базы отдыха по адресу Фиолентовское шоссе, 104),
3.6. ЧП «Самерс», (в том числе часть имущества базы отдыха по адресу Фиолентовское шоссе, 104).
3.7. ООО «Ратик» (в том числе здание столовой площадью 3116 3 кв. м по адресу Фиолентовское шоссе, 1/7).

4, ГП «Конструкторское бюро радиосвязи», адрес регистрации: г. Севастополь, ул. Вакуленчука, 29 (в том числе земельный участок с хозяйственными строениям, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Катерная, 45).
4.1. Здание площадью 8883 кв.м по адресу ул. Вакуленчука, 29, корп. 34-б.

5. ЧAO «Фарлеп-инвест» (включает в себя компанию — телефонный оператор «Вега»), адрес регистрации: г, Киев, Печерский район, переулок Кутузова, дом 3,:, ЕГРПОУ 19199961. Фактический адрес: г. Севастополь. Ген. Острякова просп., д.248, корп.А.

б. Отдельно стоящее строение, расположенное по адресу: г, Севастополь, автодорога Ялта-Севастополь, дом 4 (лит «А», с навесом (лит <<а2»)).

7. ОАО «АК «Крымавтотранс», автостанции «Севастополь», расположенные по адресам:
7.1. г. Севастополь, ул. Вокзальная, 11;
7.2. г, Севастополь, пл. Захарова;
7.3. г, Севастополь, пос. Кача, (ул. Первомайская, 3);
7.4. г. Севастополь, станция «Инкерман» (ул. Симферопольское шоссе, 19).

8. Все гидротехнические сооружения и причалы на территории города Севастополя.

9. ОАО «Севастопольский рыбоконсервный завод», Набережная Рыбпорта 33, и
9.1. ООО «ТБИ», юридический адрес ул. Правды, 10, к. 402 а.

10. ООО «Инкерманский завод марочных вин», г. Севастополь, ул. Малиновского, 20.

11. ООО Агрофирма «Золотая балка», ул. Новикова, 56.

12. ОАО «Качинский+» г. Севастополь, с. Андреевка, ул. Центральная, 22.

13. ООО «Трудовой коллектив Балаклавского судоремонтного завода «Металлист», адрес: г. Севастополь, Балаклава ул. Калича, 2.

14. ООО «Золотой Символ», г. Севастополь, наб. Назукина, 1а.

15. КСП Агрофирма «Красный Октябрь», г.Севастополь, ул. Тюковая, 68.

16. ООО "МАГИТ-Д", г.Севастополь, Севастопольская зона ЮБК № 11, урочище Ласпи.

17, ООО «КСП «Память Ленина», адрес нахождения: г. Севастополь, с.Терновка, ул.Ленина, д.3.

18. ООО «Тегга» . (в том числе здание 787 кв. м. Исторический бульвар дом 3)

19. Севастопольский хладокомбинат, г.Севастополь, ул. Портовая, 4;

20. Севастопольский мясокомбинат (ЗАО "Севастопольский мясоперерабатывающий завод"), г.Севастополь, ул. Токарева, 1.

21. Севастопольский молокозавод, г, Севастополь, Токарева, 3.

22. Севастопольский комбинат хлебопродуктов, г. Севастополь, ул. Делегатская, 1.

23. ПАО «Севастопольский завод напитков», г. Севастополь, ул. Делегатская, 2.

24. ГП «СПТБ «Пламя» — отдельно стоящий заводской корпус с прилегающей территорией, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул Терещенко, 11/Василия Кучера, 4.

25. Отдельно стоящее здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Руднева, 41,

26. ГП «СРР3 «Контакт» (в том числе отдельно стоящее здание с прилегающей территорией, ул. Адмирала Владимирского, 34).

27. ООО «Севастопольский приборостроительный завод "Парус", г. Севастополь, ул. Переяславская д.3

28. Земельный участок 6 га ООО «Агата-А».

29. База отдыха «Изумруд-2» СГП «Атлантика»
29.1. ООО «Магнит-Д2.

30. Апартаменты «Айдар» ОКПО 32332311.

31. Земельный участок Одесской юридической академии.

32. ООО НПФ «Реле» корпус апартаментов.

33. База отдыха ДСУ-46.

34. ООО «Севастопольский»

35, ООО «Югрефтрансфлот»,
35.1. «Югрыбхолод», ул. Рыбаков,5.

Все это «богатство» было представлено на суд депутатского корпуса за час до принятия решения. За это время депутаты должны были, как минимум:

- Оценить правовую обоснованность избранного способа возвращения имущества в государственную собственность;

- Изучить основания «ничтожности сделок» по всем предложенным объектам;

- Ознакомиться с документами собственников изымаемых объектов (насколько мне известно, эти документы представлены не были);

- Спрогнозировать экономическую целесообразность национализации каждого объекта;

- Оценить последствия принятия закона для трудовых коллективов работающих предприятий из списка, для бюджета города;

- Изыскать бюджетные средства для обеспечения дальнейшей деятельности предприятий (выплата заработной платы, приобретение основных средств, и т.п.);

- Оценить социальные последствия прекращения деятельности предприятий, обеспечивающих город продуктами питания;

- Спрогнозировать экономический эффект от передачи таких предприятий как рыбоконсервный завод или Инкерманский завод марочных вин в государственное управление.

В сложившейся ситуации выбор у депутатов был небольшой.

Поддержать законопроект, не задумываясь о последствиях и полностью доверяя Правительству, которое, кстати, всегда могло свалить вину на Заксобрание - "Мы только предложили, они проголосовали".

Либо провалить проект. Что и было сделано.

Поздно вечером 28 февраля Правительство Севастополя уже своим Постановлением принимает решение о национализации предприятий. Правда, список оказался значительно сокращенным. В нем из 61 объекта осталось 13. Из них 12 предприятий относятся к Севморзаводу. Отдельно добавлено ГП «Конструкторское бюро радиосвязи» (в народе «Одеколон»).

Принять на себя ответственность за многочисленные земельные участки, базы отдыха, сельскохозяйственные и производственные предприятия, находившихся в Перечне, представленном Заксобранию, Правительство так и не решилось. По-прежнему непонятной остается судьба таких проблемных предприятий как Балаклавское рудоуправление и Авлита.

Подведу итоги. Кто же, в конечном счете, победил?

С правовой точки зрения, безусловно, победило Законодательное собрание, проявив несвойственные для своего «юного» возраста последовательность, политическую зрелость и юридическую грамотность. Это внушает надежду, что в Севастополе появилась действительно независимая законодательная власть.

В электоральном плане, надо полагать, преимущество на стороне губернатора, который добавил очков к своему имиджу в глазах неискушенного обывателя, уверенного, что подобные решительные меры приведут к немедленному «развитию экономики города и восстановлению социальной справедливости».

Теперь Правительству предстоит кропотливая работа по убеждению потенциального инвестора вложить средства в развитие Севморзавода, учитывая юридическую небезупречность механизма перехода права собственности. Или же изыскать средства в городском бюджете для развития предприятия. Предположу, что таким инвестором станет министерство обороны РФ.

Победили жители города, испытавшие чувство глубокого удовлетворения от демонстративной акции по национализации имущества шоколадного короля Порошенко.

Хочется верить, что появился сдержанный оптимизм у потенциальных инвесторов, убедившихся в том, что севастопольские власти стремятся работать в рамках российского законодательства, а не руководствуются исключительно «духом закона».

Проиграли те, кто уже видел себя в кресле руководителей национализированных предприятий и баз отдыха. Но это как раз не самая большая потеря для города.

Валерий Белостоцкий


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи