Важные новости
По закону или по понятиям? Еще раз о национализации по-севастопольски
01.03.2015 / Категория: Экономика / Тема: Аналитика
Отказ Законодательного собрания Севастополя проголосовать за Закон «О национализации» вызвал шквал эмоций. Пролетарско-бунтарский задор («Грабь награбленное!») и праведное негодование охватили широкие массы трудящихся, пишет Форпост.
В принципе идея передела собственности витала в воздухе с момента перехода Севастополя под юрисдикцию Российской Федерации. Звучали самые разные предложения: от национализации до принудительного выкупа. Но именно эта самая юрисдикция до поры до времени сдерживала горячие головы от опрометчивых поступков.
В том числе и потому, что в российском законодательстве просто не существует правового механизма «национализации», а времена пламенных революционеров в кожаных тужурках и с маузерами ушли в прошлое.
А тут еще
Президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года еще раз подчеркнул: «Добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства – это такие же базовые консервативные ценности, как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны».
Крымские политики делают похожие заявления. Так, крымский премьер Сергей Аксенов в интервью «Российской газете» поведал: «В отношении некоторых объектов мы используем процедуру принудительного выкупа. Но в целом не ставим себе задачу сводить с кем-то счеты. Это важно понимать. В Крыму частная собственность неприкосновенна, никаких вопросов ни к одному человеку, который добросовестно что-либо приобрел на территории республики, нет и не будет».
Это мнение разделяет председатель Законодательно собрания Алексей Чалый, который уверен, что национализация предприятий, находящихся в частной собственности - это "ящик Пандоры", который приведет к массовому исходу потенциальных инвесторов из региона. «У нас общество с рыночной экономикой. Это означает неприкосновенность частной собственности. Нарушать этот закон нельзя. Как только вы его нарушили, ни один нормальный инвестор к вам не пойдет… Не будет нормальный собственник работать в регионе, где власть нарушает правила игры и базовые принципы закона».
Летом прошлого года губернатор Севастополя Сергей Меняйло уверенно
Однако в последний день зимы Сергей Иванович все-таки решился подписать проект закона «О национализации» и созвать внеочередное пленарное заседание сессии Законодательного собрания.
Закон очень короткий, но амбициозный. Процитирую, сохраняя стилистику авторов:
«В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № б-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов— Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в целях восстановления социальной справедливости, обеспечения бесперебойного функционирования предприятий, имеющих важное стратегическое значение для города Севастополя, защиты трудовых прав работников данных предприятий, а также надлежащего использования и развития объектов' городской инфраструктуры.
Статья 1
Установить, что государственной собственностью города федерального значения Севастополя являются движимое и недвижимое имущество предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города Севастополя, указанные в приложении к настоящему Закону, в том числе имущество, вошедшее и не вошедшее в уставной капитал в составе необоротных (в т.ч. нематериальных) и оборотных активов, находящихся на его балансовом и забалансовом учете, а также объекты движимого и недвижимого имущества, указанные в приложению к настоящему Закону.
Статья 2
Выявление объектов и инвентаризация имущества, указанного в приложении к настоящему Закону, принятие его в имущественную казну города Севастополя и регистрация в качестве объектов государственной собственности осуществляется исполнительным органом государственной власти города Севастополя, определенным Правительством Севастополя.
Как ни печально, но именно так и написано «Установить, что государственной собственностью города федерального значения Севастополя являются движимое и недвижимое имущество предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города Севастополя…». Небольшая ошибка в первом слове последующего причастного оборота («указанные» вместо «указанных») полностью меняет смысл закона и национализирует имущество всех севастопольских предприятий. Вроде бы незначительная (исправляемая), но вполне характерная опечатка, свидетельствующая о поспешности и непродуманности законопроекта. «Казнить нельзя помиловать». |
«Последствиями принятия данного закона города Севастополя станет восстановление социальной справедливости, обеспечение бесперебойного функционирования предприятий, имеющих важное стратегическое значение для города Севастополя, защиты трудовых прав работников данных предприятий, а также надлежащего использования и развития объектов городской инфраструктуры. |
Подобные «обоснования» напоминают рассуждения Виктора Ющенко десятилетней давности о преимуществе «духа закона» над «буквой закона». Именно основываясь на этом принципе принималось решение о проведении третьего тура президентских выборов на Украине в 2004 году, а также многие другие решения «оранжевых властей». Чем это закончилось, мы знаем. Немного странно наблюдать столь вольное обращение с законом в России. |
Кто признал ничтожными сделки по всем объектам, приведенным в перечне? Согласится ли суд с подобными доводами? Тем более, что Перечень предусматривает изъятие, в том числе, движимого и недвижимого имущества национализируемых предприятий. А это оборудование, автотранспорт и т.п. |
Надо ли понимать, что производства лимонада вместо пива уже является достаточным основанием для национализации? Или авторы имели в виду иное? |
Все это «богатство» было представлено на суд депутатского корпуса за час до принятия решения. За это время депутаты должны были, как минимум: |
Принять на себя ответственность за многочисленные земельные участки, базы отдыха, сельскохозяйственные и производственные предприятия, находившихся в Перечне, представленном Заксобранию, Правительство так и не решилось. По-прежнему непонятной остается судьба таких проблемных предприятий как Балаклавское рудоуправление и Авлита. Теперь Правительству предстоит кропотливая работа по убеждению потенциального инвестора вложить средства в развитие Севморзавода, учитывая юридическую небезупречность механизма перехода права собственности. Или же изыскать средства в городском бюджете для развития предприятия. Предположу, что таким инвестором станет министерство обороны РФ. |