Важные новости
История украинского зэка в оккупации: паспорт РФ или голодная смерть
10.12.2014 / Категория: Общество / Тема: Криминал
В Крыму заключенного украинца родом из Житомира Валентина Поплавского заставляют принять российское гражданство. В ответ он грозится объявить голодовку.Как рассказал Валентин, в 2006 году его приговорили к 15 годам лишения свободы за умышленное убийство в Киеве и этапировали в Крым: сначала в Симферополь, а затем в Керчь, в исправительную колонию № 126 усиленного режима, сообщает
Когда полуостров оккупировала Россия, тюремная администрация стала давить на сидельцев, чтобы быстрее получили российские паспорта. К «отрицалам» нашли подход через родственников, дескать, у вас родные в Крыму (большинство сидельцев - местные), им здесь еще жить, подумайте... В итоге 90% заключенных добровольно-принудительно стали «новыми россиянами», дела пересмотрели и переквалифицировали под российское законодательство.
Поплавский принимать гражданство РФ мало того, что отказался, так еще и «напал» на администрацию с обвинениями.
«Я со своим проукраинским направлением определился изначально и местным мусорам сказал: «Вы присягу давали какой стране, твари? Завтра придет Китай, и под него ляжете?», - вспоминает он.
Эти слова дались осужденному дорого: дерзкий зэк встал со своим украинским гражданством тюремщикам поперек горла. Начались провокации.
«Меня хотят спровоцировать на применение малейшего физического воздействия: толчок, удар - это даст им повод открыть уголовное дело за нападение на представителя администрации колонии и судить уже по УК РФ. Они не брезгуют ничем. Не могу многого описать, но суть основывается на межнациональных принципах. Нервы у меня не железные и при следующей провокации, чтобы не доводить до крайностей, я объявлю бессрочную голодовку по причине незаконного содержания меня под стражей с принуждением признать режим по УК РФ, к которому я никакого отношения не имею. Если начну эту акцию, то выдержу ее, даже с летальным исходом. Я упертый, если что-то решил, меня «выбить из тапок» невозможно. У меня родители похоронены в Украине, это для меня свято», - признается Валентин.
Это его первая судимость, ранее проблем с законом не имел. По профессии - столяр, родом из Житомира, 1974 года рождения. Закончил 8 классов, выучился в ПТУ, ездил в Россию на заработки.
В 1998 Валентин женился и остался в Житомире, чтобы ухаживать за больными родителями. Через два года развелся с женой, похоронил отца, а еще через два - и мать. После этого Поплавский собрал вещи и уехал искать счастья в Киев.
«Я был в не очень хорошем состоянии после потери всей семьи. Не сдержался, ответил на грубость и убил человека», - вспоминает он. Как следствие - приговор за умышленное убийство и 15 лет лишения свободы. Валентин сокрушается: мог бы скостить себе срок, доказав, что это было не убийство, а превышение самообороны, или что он был в состоянии аффекта, но тогда он не знал законов, а денег на хорошего адвоката не было.
Досиживать ему еще семь лет, и он понимает, что столько в керченской тюрьме при всех провокациях не выдержит. Чтобы вырваться из оккупированной территории он писал письма в Администрацию Президента, Пенитенциарную службу Украины, Минюст, но ответа так и не получил.
Валентин мечтает вернуться в Украину. Вернее - в украинскую тюрьму.
«Я знаю, что этапы с Украиной прекращены еще весной и завезти меня на материковую Россию они также не могут, так как я являюсь гражданином Украины, не совершавшим преступление против граждан РФ, интересов РФ и на территории РФ. Видится один вариант: меня освобождают и дают трое суток, чтобы я покинул территорию Крыма. В противном случае меня уже на законных основаниях по законодательству РФ могут привлечь, скажем, за нарушение паспортного режима и т.д. Я согласен на перевод в любую зону Украины».
Родственников, с которыми бы он поддерживал контакт, у Валентина не осталось. Есть родной брат и племянницы, но с ними осужденный не общается. Сейчас его единственная надежда: привлечь к себе внимание правозащитников, которые смогут вытащить его из оккупированного Крыма.
В Государственной пенитенциарной службе Украины ДеПо сообщили, что теоретически вернуть Валентина в Украину можно, так как есть документы,
регламентирующие перевод заключенных даже из одного государства в другое.
Но Крым - территория с особым статусом и это все усложняет.
«Насколько нам известно, Россия объявляла в Крыму пересмотр дел. Возможно, часть заключенных просто освободили, кроме того, была амнистия. Но ситуацию с украинскими осужденными в колониях на территории Крыма мы сейчас, к сожалению, даже проверить не можем. Около 400 заключенных из автономии обращались к омбудсмену с просьбой перевести их на материк, вероятно, что-то по ним предпринималось», - рассказала пресс-секретарь Госпенитенциарной службы Екатерина Денисюк.
У омбудсмена на «горячей линии» порекомендовали Поплавскому изыскать возможность направить уполномоченному ВР Украины по правам человека Валерии Лутковской письменное обращение - хотя бы по электронной почте. В пресс-службе омбудсмена заявили, что информацией о состоянии дел тех заключенных, кто уже обратился с просьбой о переводе на материк, не владеют.
Экс-начальник Государственной пенитенциарной службы Украины Сергей Старенький посоветовал Валентину Поплавскому написать обращение в Минюст на имя министра юстиции Украины.
«Пусть передаст обращение о том, что он хочет перевестись из керченской в другую колонию на территории Украины своему доверенному лицу, и этот документ надо отправить в Минюст с территории Украины. Они сделают запрос в Минюст России, вытребуют его личное дело. Процедура длинная, но единственно возможная. И, разумеется, он должен оставаться гражданином Украины. А чтобы на него перестали давить, надо придать дело максимальной огласке», - сообщил он.
По мнению правозащитника Богдана Хмельницкого, занимающегося правами заключенных, даже при наличии обращений и писем не факт, что «бандиты, захватившие Крым, на них отреагируют». «Если возникнет угроза физической расправы, может и следует этому заключенному принять решение, чтобы сохранить жизнь. Я постараюсь ему помочь, а пока могу только гордиться тем, что гражданин Украины, даже в таких условиях, остается патриотом», - говорит он.