Важные новости
Сколько "шкур" можно содрать с народа?
21.07.2009 / Категория: Экономика / Тема: Аналитика
Когда освободимся от \"коммунальной кабалы\"?
Так озаглавлена информация о повышении тарифов на коммунальные услуги \"только на 50% от необходимых\" в г.Киеве, опубликованная в газете \"Голос Украины\" за 16 июля 2009г.
Вот это циничное – \"только 50%...\", прозвучавшее из уст недалёкого чиновника, привело к значительному увеличению жителей Киева, \"желающих\" разделить тарифное бремя с государством: они станут получать безналичную адресную помощь – это почти 350 тыс. квартир.
В результате: массовые акции протеста, не менее массовые очереди в пунктах оформления субсидий и (в конечном счете?) решение суда об отмене распоряжения о \"почти незаметном\" повышении тарифов.
Тарифная тема была актуальной во все времена, но пик её активности пришёлся на период после опубликования Закона Украины \"О внесении изменений в Закон Украины \"Об общеукраинской Программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004 - 2010 годы\", утверждённого 11 июля 2009 года №1511-VI (далее Программа).
И не случайно в этот же период оппозиция активно выступает за мораторий на повышение тарифов и за увеличение прожиточного минимума.
Так вот если отвечать коротко на поставленный вопрос: \"Когда освободимся от \"коммунальной кабалы?\", то ответ, на мой взгляд, состоит из двух частей.
Первая – когда в тарифной политике будет преобладать экономическая, а не политическая целесообразность.
Вторая (и, наверное, главная) – когда прекратится тотальное воровство.
Почём тарифы?
Давайте обратим внимание на то как \"формируются\" тарифы, хотя бы на примере Севастополя. Чисто географически: на одной стороне улицы Ленина государственная администрация \"загибает\" цены, на другой Горсовет – \"разгибает\".
Причем обоснования весьма далеки от экономических.
Например, почему нужно увеличить на теплоснабжение цены в три раза? Да потому что консолевский \"комфорт\" берёт за тепло в три раза больше с жильцов своих домов, поэтому у них теплее.
Дословно из первых уст (газета \"Слава Севастополя\" за 27 июня 2009г.): \"... качество услуг высокое. Цена одной гигакалории в таких домах – 213 грн. А одной гигакалории \"Севтеплосети\" стоит 83 грн., о высоком качестве услуг не приходится говорить...\"
Меня как жителя Севастополя такая зависимость не убеждает в необходимости увеличения тарифа на тепло. Зависимость приведенных цифр напоминает зависимость частоты моргания века курицы от атмосферного давления.
Или, почему нужно в три раза увеличить плату за водообеспечение и водоотведение? Да потому что нужно трубы перекладывать, ибо утечки более 40%. И вообще, город утонет в нечистотах, если не увеличить тарифы.
Опять же из первых уст: \"Нынешнее положение коммунальных предприятий может привести к коллапсу жилищно-коммунальной сферы региона, считает начальник ГУ ЖКХ\".
А почему вместо этих \"страшилок\" не представить экономическое обоснование, не собраться вместе на одной стороне улицы Ленина, затем на другой и найти грамотное решение, чтобы убедить всех жителей в необходимости повышения тарифов?
Очевидно, этого не происходит потому, что позиции сторон определяют не только стороны улицы, но и разные политические платформы, на которых находятся руководители Горгосадминистрации и Горсовета.
Поэтому один предлагает повысить тарифы в 3 раза, а другой – по 3% в месяц. А 500 тыс. грн., выделенные Горсоветом более года назад на проведение аудита по формированию цен на жилищно-коммунальные услуги, до сих пор не использованы по назначению. Крайнего по \"экономии\" целевых бюджетных денег пока что не нашли. Это наталкивает на мысль, что при \"обосновании\" происходят огромные утечки не только воды, но и бюджетных денег.
А почитайте общегосударственную Программу реформирования и развития коммунального хозяйства на 2009-2014 годы. Там чуть ли не через абзац встречаются не только призывы к необходимости технико-экономического обоснования тарифов и \"прозрачности\" этого процесса, но и расписана ответственность на всех уровнях.
Причём через каждые 5 лет эти призывы повторяются. Создаётся впечатление, что авторы этих Программ руководствуются логикой Хаджи Насреддина, который обещал научить своего ишака разговаривать, наверняка зная, что этого не произойдёт.
В результате жилищно-коммунальное хозяйство разваливается, ответственных и виноватых нет, а народ оплачивает чужие грехи.
А происходит это, потому что есть лозунги, но нет механизма их исполнения.
А вот подходить к созданию механизма повышения тарифов нужно (образно выражаясь) не тыкая пальцем в небо, а основываясь на конкретных явлениях и статистике.
Одним из принципов реформирования ЖКХ Программа предусматривает \"гласность, общественный контроль, прозрачность и участие граждан... \".
Где выход для коммунальщиков
Во всех ли регионах и городах руководители исполнительной власти и ЖКХ думают так же, как в Севастополе?
К счастью, есть и другие мнения, которые откровенно высказывают граждане в \"Голосе Украины\".
Приведу лишь наиболее подходящие к вышесказанному.
1.Богдан Шиба – председатель горадминистрации г.Луцка: \"Раз и навсегда должно быть сказано: согласно действующему законодательству тарифы должны быть экономически обоснованными. Этого требует закон\".
2.Виталий Киряш – председатель правления Отраслевой организации работодателей жилищно-коммунального хозяйства Днепропетровской области. Он призвал своих коллег не раздражать людей тарифами и отметил: \"Мы видим единственный выход – ввести снова государственный заказ услуг и установить государственный контроль за использованием выделенных по назначению средств\". Однозначно выступил против продажи или передачи в концессию предприятий ЖКХ, что может привести лишь к значительному подорожанию услуг.
3.Сергей Кошарук – председатель городской администрации г.Ковель. То, что он высказывает в беседе с корреспондентами \"Голоса Украины\", опубликовано в газете за 4 июля 2009г. и не требует комментариев. Название статьи: \"У нас есть мощный ресурс, который позволит уменьшить тарифы\". В Ковеле, в частности, не критикуют централизованное отопление, а совершенствуют его. ЖЕКи объединяют, возвращаются к назначению управляющих домами.
Интересное мнение прозвучало по обществам совладельцев многоквартирных домов (ОСМД): \"Важно им предложить профессиональных управляющих. Польша уже пошла по такому пути. Чтобы люди не сами управляли, так как это может привести к плачевному результату\".
Наверное, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы согласиться с доводами перечисленных выше представителей исполнительной власти, и не заниматься реформированием ЖКХ на собственном опыте по методу проб и ошибок.
Предлагаю и своё скромное гражданское участие. Повторю предложение по созданию механизма формирования тарифов. Метод пассивный, но в достаточной мере отвечает статистике.
Предложил я его 14 января 2004 года на заседании Горсовпрофа по согласованию распоряжений председателя ГГА г.Севастополя по повышению тарифов.
Суть предложения в том, что согласование считается логичным и безболезненным, если темпы роста тарифов не превышают темпов роста минимальной заработной платы.
Наиболее показательно подтверждает эту логику статистика с 14.01.04г. на примере воды.
- Минимальная зарплата была 205грн., а сейчас 630грн., соотношение равно 3,1;
- стоимость воды за 1м3 была 0,66грн., сейчас – 3,0грн., соотношение равно 4,5.
Т.е. пока что происходит всё наоборот: темпы роста тарифов на коммунальные услуги значительно превышают темпы роста покупательной способности.
Это даёт повод политиканам манипулировать сознанием работников ЖКХ. Им рассказывают о невозможности повышения зарплаты производителям услуг без повышения тарифов на эти услуги.
Логики, конечно, никакой, но ведь этот бред срабатывает. Я был свидетелем противостояния таких обманутых работников ЖКХ и остальных жителей города: \"стенка на стенку\" по разные стороны улицы Ленина. Одни – за повышение тарифов, другие – против. И это вместо того, чтобы вместе действовать только \"за\"... опережающий рост зарплаты, следовательно – покупательной способности, ибо других доходов, кроме зарплат и пенсий у народа нет.
Кризис только в головах
Сегодня оппозиция, как бы не знавшая раньше этой проблемы, начала активную борьбу за повышение прожиточного минимума (куда должны входить тарифы), минимальной зарплаты и пенсий. Правда, сопутствующим фактором является и борьба за власть. Но это не по нашей теме.
Теперь важно, чтобы эта борьба складывалась в один вектор с профсоюзной борьбой. Чтобы в результате, прожиточный минимум, являющийся мерилом минимальных зарплат и пенсий, включал в себя не только деньги на физическое выживание, но и расходную часть на жилищно-коммунальные услуги и прочие, необходимые для достойной жизни, расходы.
Для этого, кроме источников в бюджете, называемых оппозиционерами, нужно вернуться к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц.
Ни в одной богатой цивилизованной стране не позволяют уменьшать традиционные поступления налогов в бюджет в результате лоббистских действий богачей, направленных, в конечном счете, на развал государства.
И это не только моё личное мнение. В 2007 году Совет ветеранов ОАО \"Севморзавод\" на собрании ветеранов принял Обращение в высшие властные структуры Украины о возвращении к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц. Но там \"уши заложило\".
Из недавно опубликованных статистических данных, в 2008 году в Крыму продекларировали более чем миллионные доходы 29 человек, а в этом (кризисном) году – уже 52. Вот уж поистине: \"Кому война, а кому – мать родна! \".
Впервые в газете \"Профсоюзные известия\" недавно опубликовано соотношение доходов богатых и бедных. Это астрономическая величина равна 40, что превышает соответствующие показатели европейских стран в несколько раз и даже на порядок.
Вот это соотношение и показывает, сколько \"шкур\" снято с украинского народа – в десять раз больше, чем у европейцев. Поэтому туда и бегут миллионы украинцев. У них выбор небольшой: либо, имея высшее образование, выносить горшки и получать зарплату в несколько украинских прожиточных минимумов, либо здесь предложить доморощенному олигарху за копейки очередную \"шкуру\".
Другими словами, в Украине продолжается рост количества бедных (их уже более 70% населения) и богатых. Т.е. увеличивается степень эксплуатации и снижается цена рабочей силы, а значит и покупательная способность населения.
Пустым звуком остались заверения последнего Президента в Послании к Верховной Раде на 2008 год:
- \"Я последовательно поддерживаю все конструктивные усилия для роста благосостояния граждан...\"
- \"Следующий шаг – установление в 2009 году размера минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума для трудоспособных лиц\".
Как и все Программы, Стратегия борьбы с бедностью, обещавшая устами Президентов изжить в Украине антисоциальное явление – бедность к 2010му году, с треском провалилась.
Пришло время и богатым, и бедным вспомнить о том, что пролетариям нечего терять, кроме цепей.
Выход только в том, чтобы богатым прекратить грабеж, а бедным - более не позволять себя грабить!
Только в этом случае жизнь наладится.
Житель Севастополя В.П.Снетков, 20.07.2009г
Источник: http://meridian.in.ua