Важные новости
Где и как отремонтировать саксофон?
03.12.2013 / Категория: Общество / Тема: Музыка
Такой вопрос рано или поздно стаёт перед каждым музыкантом, причём, вне зависимости от его стажа игры на инструменте и профессионализма. В придуманном Адольфом Саксом чуде имеют свойство изнашиваться движущиеся и трущиеся части, сообщают «Новости джаза».
Как правило, чаще всего страдают клапаны. Их мягкая, соприкасающаяся со стаканами часть истирается и тогда, как говорят музыканты, «саксофон не кроет». Другими словами, при закрытом клапане воздух всё же прорывается наружу, издавая неприятное шипение, а звучание саксофона становится грязным, теряется мощь, пропадают многие нюансы.
Другой бедой является коррозия, съедающая металл изнутри и снаружи из-за попадающей на инструмент влаги. Кроме звука при этом страдает и внешний вид инструмента, а музыкант вдыхает в себя пары различных химических соединений.
Специалистов, квалифицированно ремонтирующих саксофоны, в Украине не много. Возможно, не наберётся и десятка профессионалов. Работа эта тонкая, кропотливая и весьма хлопотная. Нужно очень любить это дело, чтобы им заниматься.
Есть такой мастер и в Севастополе. В городе-герое он хорошо знаком любителям джаза, но немногие знают об его уникальной второй профессии. Это Юрий Иванович Тараненко, джазовый энтузиаст, создатель и идейный вдохновитель единственного в Украине оркестра саксофонов («Саксофоны Севастополя»), а теперь ещё и мастер по ремонту саксофонов.
Ремонтом он занимается чуть более года, но за это время успел отремонтировать более 20 саксофонов, доставленных из разных уголков Украины и России.
«Устройство саксофона я изучил самостоятельно, пользуясь как специальной литературой, так и источниками в Интернете, - рассказывает Юрий Тараненко. Всё разобрал до винтика, изучил работу всех частей. Образование у меня техническое, поэтому проблем с этим не было».
Как оказалось, есть много тонкостей, которые влияют на качество ремонта. И Тараненко собрал не только несколько самодельных устройств и приспособлений для ремонта саксофона, но и изобрёл собственную уникальную технологию, улучшающую качество звучания инструмента.
«Первым опытом стал доведённый до полуразрушенного состояния альт-саксофон одного из учеников музыкальной школы, - делится опытом Тараненко, - с ним (саксофоном – РЕД.) я провозился около месяца. Зато, когда на нём сыграли профессионалы, оказалось, что звук лучше, чем у многих фирменных инструментов».
Во многом это благодаря собственной конструкции подушки клапана. Резонатор - небольшой металлический кружок - крепится изнутри на клапан и отражает звуковые волны внутрь стакана. Юрий Иванович делает резонаторы из специального металла, а способ крепления подушки впору патентовать, настолько он оказался удачным и расширяющим функционал саксофона.
Большое значение имеет также фетровая прокладка, обтянутая тонкой кожей. Именно она соприкасается со стаканом, плотно закрывая его. Кожу для Юрия Тараненко доставляют, как говорится, «по спецзаказу», настолько высокие к ней требования. А вот секретом материала, из которого сделана небольшая пластиковая накладка (основа подушки), мастер не делится. «Это моё ноу-хау и очень важный элемент», - говорит он. По его заказу на пластик даже нанесена надпись «sax ton», такая вот небольшая личная «фишка».
Большое внимание при ремонте и обслуживании саксофонов Юрий Иванович уделяет чистке и полировке. Полироли – американские, а в настоящее время он ведёт переговоры с питерской фирмой, производящей нанопокрытия. Если они безвредны для человека и не окажут влияние на звучание инструмента, значит, будет ещё одно ноу-хау от неугомонного Тараненко, а саксофон будет буквально отталкивать воду.
Сейчас в ремонте у него баритон-саксофон одного из севастопольских музыкантов и мастер «колдует» над ним, комментируя свою работу и осыпая нас массой технических терминов. Теперь на ремонт уходит гораздо меньше времени, ведь технический арсенал Тараненко постоянно увеличивается. Станки и станочки, мини-пресс для «выдавливания» резонаторов нужной формы и размера, инструменты и приспособления хитрой формы и назначения…
Он – настоящий механик. Родился в Донецкой области в 1952 году. Через год его родители переехали в Никополь, где и прошли детство и юность Юрия. Занимался музыкой, играл в оркестре на контрабасе, на гитаре. После школы пошёл работать на трубопрокатный завод, выучился на электрослесаря. Но, душа «звала в моря»…
После неудачной попытки поступить в одесскую мореходку – учеба в Севастопольском приборостроительном институте, специальность судового электромеханика и длительная работа, как он сам говорит, «на обитаемых глубоководных аппаратах». Максимальная глубина, на которую довелось опускаться – 705 метров, в озере Иссык-Куль. После развала советской науки, в 90-е годы, занялся бизнесом, имеет небольшой магазин автотоваров, профессионально обслуживает аккумуляторы…
Но, в душе крепко сидела ещё одна давняя страсть - к джазовой музыке. Юрий Тараненко давно дружит с руководителем всемирно известного джазового оркестра «Ленинградский диксиленд» Олегом Кувайцевым. И, после одной из встреч возникла идея создать оркестр «Саксофоны Севастополя». Но, это уже совсем другая история. Как мы знаем, у Тараненко это получилось успешно. У этого вдумчивого, культурного и, безусловно, талантливого человека всё всегда получается.
А если возникнет необходимость отремонтировать саксофон, к нему без проблем может обратиться каждый:
Тараненко Юрий Иванович
Тел. +380509814200
Skype kaferzuk
E-mail [email protected]
Похожие новости
- 10.10.2012 • Нервных севастопольцев становится всё больше
- 29.11.2011 • Оригинальная презентация портала прошла в Севастополе (ФОТО, ВИДЕО)
- 28.04.2009 • 29 апреля в Севастополе "вдарят" донецкий джаз
- 20.04.2009 • В Севастополе сыграют донецкий джаз