Важные новости

Александр Шталтовный: Радиовещание потеснили, но не вытеснили!

15.10.2013  /  Категория: Общество  /  Тема: Интервью

Радио… В советские и первые постсоветские годы оно в прямом и переносном смысле было на слуху у нашего человека. Однако к концу столетия - такова эволюция медиа - между радио, ТВ и печатными изданиями прочно вклинился Интернет. Сегодня он  изрядно потеснил все СМИ, и радио, в том числе. В условиях рынка выжили только медиа-холдинги. Как результат, в Севастополе практически не осталось своего ФМ-продукта. Все вещание теперь – сетевое: крупные столичные радиостанции, как принято говорить, веером раздают сигнал на региональные ретрансляторы. Тем не менее, Севастополь не сдается в плане местного радиовещания. Более того, осваивает новые его формы. Об этом и многом другом «Меридиан-Севастополь» и расспросил одного из старожилов местного радио-цеха - Александра Шталтовного.

- Александр, после ФМ-волн 90-х было несколько неожиданно услышать, а главное …увидеть вас в трансляции Интернет-станции Sevstar.fm…

- Я и сам еще привыкаю. Конечно, в душе остались ФМ-привычки, и главная из них – осознание того, что тебя только слышат, но не видят. Тем не менее, я перестраиваюсь, приноравливаюсь. Не могу сказать, что мне нравятся видео-камеры в студии, но за те полтора года, что я провел в эфире Севстар ФМ, я почти адаптировался, и поверьте, сегодня, в зрелом возрасте, получаю удовольствие от работы не менее, чем в 90-е.

- Вы наверняка помните, как в 1979-м хит-парады взорвала очень меткая по смыслу песня Video Killed the Radio Star -- о том, как видео погубило радио-звезду. Сегодня совершенно очевидно, что видео в Интернете добивает и радио, и ТВ. В этой связи, видео-камеры в радио-студии – они оправданы?


- Вы правы, до 80-го радио на Западе было очень популярно. Но потом «выстрелило» Эм-Ти-Ви, и ситуация кардинально изменилась: слушатели уже хотели видеть радио-звезд. Что – до нас, то – да, в 93-м мы начинали без камер. Однако, сегодня они – везде. Это – данность. И хотя мне по-прежнему не по душе видео-картинка из студии, я смирился. Такова реальность современных медиа: они вынуждены открывать слушателю свою «кухню», то место, где, собственно, и «варится» весь эфир. Если людям это интересно, так тому и быть. 

- А вам самому не интересно смотреть, что творится в студии?

- Понимаете, я уважаю видео-интерес слушателей. Однако меня интересует исключительно радио-продукт. Он должен быть качественным и – что важно - интересным даже без картинки. Я, например, считаю, что она отвлекает слушателя от сути аудио-потока. Ибо когда ты только слушаешь, то кайф приходит от голоса, от некой матерости ведущего, от его харизмы. И я получал этот кайф, когда в 90-е слушал интеллигентных московских ведущих на Радио РОКС. Я также балдел от изысканной, эрудированной и проникновенной речи «невидимого» тогда на коротких волнах Всеволода Новгородцева, который более 30 лет вещал, и сегодня – уже в новом формате – продолжает свое дело на Русской службе Би-Би-Си.
\"СтудияСтудия Севстар.FM, 2013 год

Поверьте, добиться того, чтоб слушатель получил удовольствие, но без картинки – это куда сложнее, нежели, с оной. Более того, в радио без картинки была некая изюминка, загадка. Ибо, пользуясь своим инструментарием, ведущий сам рисовал картинку, а слушатель уже по своему усмотрению ее интерпретировал. Помню, в 80-е я часами смотрел на радио-шкалу рижского ВЭФа, концентрируясь только на голосе, вернее, думаю, вы поймете – на «голосах». У меня те эфиры вызывали особое чувство, они поднимали настроение. И сегодня слушая хорошее, например, австралийское, радио, в какие-то моменты я ловлю себя на мысли, что я – счастлив.

- Судя по всему, телевидение, так, как радио, вас не захватывает?

- Знаете, каждому – свое. Не буду лукавить, но для меня в ТВ нет загадки. Исключение – телеканал «Мега»: лично меня он просто захватывает своим просвещением. Он помогает мне восполнить то, о чем мне не рассказывали в школе. Еще мне нравится ТВ своим …звуком. Когда я слушаю дикторов с «Дискавери» или с «Евроньюс», я просто восхищаюсь их голосами, профессионализмом и интеллектом.

Не скрою, я и сам хотел бы заниматься озвучиванием. Но я объективен: во-первых, у меня хоть и узнаваемый, но не такой низкий и бархатный голос, как у столичных ведущих, а во-вторых, по факту проживания, я, по сути, провинциал, и поэтому мне не приходится рассчитывать на столичную дикторскую работу. Остается довольствоваться тем, что имею. И я благодарен Севстар ФМ за то, что они дают возможность быть творцом в очень демократичном по своему наполнению радиоэфире. При этом для меня очень важно быть в тонусе и каждый раз, как минимум, на четверку сдавать свой эфирный экзамен.

- Первые радио-экзамены, наверняка, были на «тройку»?

- Это вы еще дипломатично сказали. Я думаю, еще хуже – аматорский уровень. Сегодня стыдно вспоминать 93-й. Но на тот момент мы – местные «радисты» - были в авангарде этого – совсем нового для города и страны ФМ-дела. На память сразу приходит первая ФМ-станция Севастополя «Омега-полис». Студия находилась в аппаратной стадиона «Чайка», над трибунами. Антенну закрепили на одну из световых вышек, что и сегодня высятся над чашей теперь уже рынка. Собрались единомышленники, энтузиасты. Когда они решили много организационных и технических вопросов, дошла очередь и до наполнения эфира, в том числе, и до ведущих…

- …которые, скорее всего, не знали, как начать, на кого равняться в эфире?

- Конечно, мы слушали западные «голоса». Также были наш «Маяк», «Юность». В 91-93-м начинали работу первые московские ФМ-станции. То есть общую методу мы понимали: культурно представиться, выдать анонс, чередовать тексты и песни. Но, понимаете, мне тогда было 22. В голове были танцы. Такое состояние ученые объясняют юношеским гормональным пиком. Сегодня я себе не позволю, но в 93-м мог прикрикнуть в микрофон что-то вроде «Комон, гайс!». Поверьте, для сдержанного советского слушателя это было ново и потому круто. Позднее я понял, что стилистику городской танцплощадки «Ивушка», где я работал в 91-93 годах, и стилистику радио надо разделять. Но в тот момент не подсказали. Сам до всего доходил. \"Александр
1993 год, радиостудия \"Омега-полис\"

А потом в эфир «Омеги» сел Виктор Капранов. Царство ему небесное. Он знал о западной рок-музыке все. Все меломаны города у него катушки и кассеты записывали. Говорил Капранов тихо, коротко. А в эфир ставил что-то совершенно для меня непонятное: Эрика Клэптона, Лед Зеппелин, Юрай Хип и Даэр Стрейтс. В душе я думал: это все - старье от патлатых 70-ков, вот у меня в эфире – крутое немецкое техно. Сам я тогда Депеш Мод слушал, прическу короткую носил, джинсы голубые и куртку кожаную – «косуху»…

- Иными словами, вы – дитя музыкальных 80-х?

- Да. В 83-м впервые увидел Сан-Ремо, с 84-го начал слушать Севу на Би-Би-Си, летом 85-го на советском телевидении ночью неожиданно показали мощнейший фестиваль «Лайв Эйд», который Боб Гелдоф организовал в помощь пострадавшей от засухи Африке. Тогда же в моду вошли «Моден токинг». И, скорее всего, я бы и пошел дальше по дискотечной дорожке, но в 94-м один мой товарищ принес на танцплощадку «Минка» (около Минной стенки, что за музеем КЧФ, - «СМ»), модный по тем временам двухкассетник «Шарп». Перед дискотекой включили радио. Как сейчас помню, из динамиков сразу – Джетро Талл, Брайен Эдамс и Дженезис. Спрашиваю, что это? В ответ: «Радио РОКС». Для меня в этот день электронные 80-е закончились. Наступила эра высококлассного постсоветского ФМ-радио 90-х. В ведущие тогда шли выпускники иняза, международники, историки, филологи. Приятно было людей слушать. Душа пела.

- А «Омега-полис»?      

- Станция потихоньку развивалась, там не раз менялось руководство. Я проработал там не долго, так как в 94-м меня пригласили попробовать свои силы на крымском филиале московской сетевой станции Радио РОКС. Филиал так и назвали «Крым – радио РОКС». Замечу, РОКС – большими буквами.

- Это почему, от большой любви к року?

- Тогда многие тоже думали, что РОКС - от слова «рок». Но оказалось, это – аббревиатура от «Российского объединения коммерции и строительства». Тем не менее, до 98-го софт-рока и джаза на РОКСе было много, а вот позже все это начали разбавлять попом – конкуренция требовала определенного облегчения формата. Яркий пример: судьба очень изящного в те годы «Престиж-радио», которое подавало только джаз. К сожалению, к 1998 году эта станция не выдержала тотальной коммерциализации российского ФМ-эфира и была преобразована в радио информационного формата.

- Многие севастопольцы до сих пор прекрасно отзываются о столичных ФМ-
эфирах 90-х...


- Это да. Меня москвичи просто сразили. Я понял, как по сравнению с ними я неначитан, неэрудирован, а главное – не имею жизненного опыта. А там, извините за выражение, фирмачи: Владимир Туз, который до работы на радио лет десять испанских туристов на Красную площадь возил, умничка Светлана Казаринова, которая позже ушла на ТВ и до сегодняшнего дня успешно там работает, супер-меломан и джазовый гуру Михаил Иконников, ну и, конечно, Мартин Ландерс с его космическими 6-часовыми ночными марафонами. Все – интеллигенты и интеллектуалы. Им было, что сказать. И говорили! Их любили, ими восхищались.

А вот нам – «Крым – радио РОКС», как сейчас помню, вместе с поддержкой доставалась и критика – как объективная, так и субъективная. Но то, что москвичи выдавали классный продукт – это факт. Я слушал их часами, днями, месяцами. И могу сказать, что сегодня, хотя мне по-прежнему не всегда удается быть на таком же – высоком – уровне, то, что у меня стилистика РОКСа уже в крови, этого не отнять. И пусть уже нет старого «Радио РОКС», я по-прежнему люблю и храню их стиль – интеллигентный и ненавязчивый. Отталкиваясь от него, в новом времени я, безусловно, привношу что-то свое, ибо в эфире нужно быть самим собой. Но общая концепция, форматирование, если хотите, «школа» – это от них. И я благодарен этим людям.

- После такого экскурса, давайте все же – к сегодняшнему дню. Итак, Интернет. Его плюсы очевидны. В то же время, есть мнение, что для радио приход Интернета оказался болезненным…

- Если говорить о технической стороне дела, то тут – немало плюсов. И крупные станции, которые ведут КВ и ФМ-вещание, и мелкие, представленные только в Интернете, – все ведут вещание и на своих сайтах. Это значит можно слушать станцию, которая «прописана» в любой точке земного шара. И пусть ФМ из Лондона, Мельбурна или Москвы, географически недосягаемо, Интернет-вещание преодолевает эти расстояния. Кроме того, пользователю удобно и интересно заходить с компьютера на сайт радио, чтоб, как мы уже говорили, не только послушать, но заглянуть в студию. Если говорить о минусах, то, на мой взгляд, главным тут является вопрос: кем востребовано Интернет-вещание? Ответ: аудиторией, возраст которой, по моим прикидкам, от 17 до 34 лет. Да, за компьютерами сидят и люди 50-летнего возраста. Но у меня - большие сомнения, что человек в возрасте 38-48 лет, садясь за компьютер на работе или после нее, параллельно с, например, просмотром сайтов, сразу включает интересную ему Интернет-станцию.

- Вы хотите сказать, что еще лет десять назад рука 48-летнего слушателя тянулась к радиоприемнику?

- Да, вы правы. Но сегодня, увы, приемник проиграл той палитре предоставляемого продукта, который, по сути, а именно, по уровню искушения почти полностью подавил традиционное радиовещание. Мне кажется, что ФМ сегодня слушают только в машине. При этом растормошить взрослого слушателя, чтоб он специально зашел в Интернет, нашел станцию и вывел ее звук в динамики, почти невозможно. Этим занимается молодежь до 30 лет. Таким образом, ориентировочно к 2007 году, когда, как я полагаю, и завершилось стремительное вытеснение из нашей жизни радиоприемников, произошло масштабное отсечение большой аудитории радиослушателей возраста 37+. Лично для меня это самая дорогая аудитория, потому что она – думающая, анализирующая, если хотите, пожившая и кое-что уже повидавшая в жизни. Поверьте, быть убедительным для 45-летнего слушателя, значительно тяжелее, нежели стать героем для 18-летнего юнца.

- Но вряд ли только Интернет отсек взрослого радиослушателя. Образ жизни людей поменялся, образно говоря, от созерцательного типа в госструктуре 1993-го до пахаря в коммерческой фирме 2013-го. Не до радио сейчас, не находите?

- Очень метко подмечено. Люди действительно заняты. 40-летние папы вкалывают, чтоб заработать на комфорт жене, дочери и сыну. Собственно, поэтому и выжили только те ФМ-радиостанции, которые не зависят от подаваемой рекламы, а сидят на дотациях от медиа-холдингов, принадлежащих богатым владельцам. Еще один неотъемлемый аспект современности – так называемый «короткий уровень сосредоточения внимания». Этот термин очень точно сформулировал Всеволод Новгородцев с Би-Би-Си. Думаю, многие на себе чувствуют, что им тяжело послушать даже 20-минутный диалог на радио. Как следствие, форматы вещания сокращаются до всевозможных информационных пятиминуток, подкастов, полутораминутных видео-кусочков, которые заполонили все сайты.

- Вы упомянули Би-Би-Си. Вы, ведь, с ними тоже работали. А как у них с радио? 

- Я отработал четыре года, готовил радиорепортажи из Севастополя, а также включался в лондонские, киевские и московские радио-онлайны. Могу сказать, что англичане давно просчитали, что медиа-эволюция двигается в сторону сокращения времени, которое на ту или иную тему готов потратить среднестатистический слушатель. Как следствие, на корпорации начали поэтапную трансформацию вещания. Новый акцент сделали на видео. Если сформулировать простыми словами, то Би-Би-Си постоянно ищет баланс между тратами на производство медиа-продукта, его распространением на многие регионы мира и конечной эффективностью, проще говоря, «впитываемостью» этого вещания.
\"УкраинскаяУкраинская студия Би-Би-Си, г.Киев, 2011 год

Надо сказать, этот процесс больно зацепил нашу страну: в апреле 2011-го, после 20 лет ФМ-вещания в Украину, Украинская служба Би-Би-Си закрыла это вещание, по всей видимости, как более не отвечающее современным параметрам эффективности охвата аудитории. По сути, введен новый принцип: кому надо, зайдут на сайт, прочитают, посмотрят видео, а переплачивать за доставку сигнала из Лондона для нескольких десятков тысяч украинцев уже неоправданно. Вот тогда, уверен, и «отрезали» 40-50-летних слушателей. Помню, я летал в Киев на последний утренний радио-эфир украинской Би-Би-Си, озвучивал на украинском президента Обаму, а вечером этого же дня – плакал, когда Фидель Павленко прощался с Украиной уже из Лондона. Тогда весь форум Украинской службы негодовал, письма в Лондон коллективные писали. Я так и не смог принять и подчиниться решению о закрытии радио Би-Би-Си в Украине. К слову, радиовещание Би-Би-Си было закрыто еще на несколько стран, в том числе, и на Россию. Правда, часть сокращенного русскоязычного радио-эфира переведено в Интернет: это – и не дорого, и, одновременно, дань благодарности тем преданным слушателям, что всю жизнь жили с поговоркой «Есть привычка на Руси – ночью слушать Би-Би-Си».

- Это мы помним, было дело. Ну а вы, судя по всему, пошли на маленькую местную Интернет-станцию? 


- С начала 2012-го я совмещал: на Би-Би-Си, где уже сократили радио, я писал и немного снимал видеосюжеты на сайт, на Севстар ФМ - крутил и комментировал музыку, а на Украинское радио отправлял новости. Но к этому лету я окончательно понял, что уже не могу и не хочу без радио. Собственно, съездив в Лондон, я так честно там и сказал. Я по-прежнему уважаю «бибисейских» стратегов и трудяг, они выдают качественный продукт, знают, что делают, и у них – своя правда, но …у меня – своя. В 42 года я не мечтаю о карьерном росте, и поэтому мне не из-за чего идти на компромиссы с душой. Я просто сделал выбор.

- Классик сказал: не важно, где ты, ибо везде можно быть счастливым. Это про вас?

- Если говорить в контексте радио, то да, меня оно делает счастливым. Я знаю, что такое формат и когда плэй-лист выхолащивают в угоду «современным вкусам». Поэтому, находясь в очень демократичной атмосфере Севстар ФМ, когда ты не связан глупым коммерческим форматированием, я счастлив, что могу ставить в эфир Йес и Дженис Джоплин, Роллинг стоунз и Уолтера Траута, Кена Хэнсли и Джереми Спенсера… У меня не звучат тяжести, но играют красивые мелодии - соул, фолк, джаз и изящный британский поп-рок.

- Но вы сами говорили – 40-летние и более старшие слушатели, ввиду разных обстоятельств «отсечены» от Интернет-эфира…

- Вы – про доминирование молодежи? Да, это так. И я принял это. Но я все же балансирую. Иными словами, если я работаю в эфире, то я не могу игнорировать молодежь, даже если мне в поведении молодежи что-то не нравится. Поэтому для молодежи есть Тэйлор Свифт, Сабмоушн окестра, Брэд Пэйсли, Вайт Страйпс, Готье, Паоло Нутини, Бонобо, Ту Дор Синема Клаб, Дафт Панк, Эмели Санде, Фэтбой Слим и многие другие. Эту музыку в эфире я фокусирую на отрезке 18.00 – 19.30. А вот далее, и до 22-х вечера идет уже «взрослый формат», для тех, кому за 30. Но и тут, я вам скажу, молодежь идет на контакт. Почему? Потому что я не «давлю» стариной из 70-х. Прошел, скажем, Джордж Харрисон или Пинк Флойд, а за ними - новый хит канадцев Эркейд Файе. Это, простите, не попса. Это модный во всем мире инди-рок. И молодежь прислушивается: поверьте, она хочет знать, что слушают ее сверстники, которые этим же вечером идут не по Нахимова, а по Оксфорд-стрит в Лондоне. И я даю им это: обоих братьев Галлахеров, что поссорились в Оэзис и играют порознь, Морчибу, Стереофоникс, Мэник Стрит Причерс, завораживающую театральной эстетикой Флоренс Уэлч и модную сейчас Габриэллу Эплин. А между ними блюзменов вставляю, психоделию всякую, тропикалию «семидесятницкую» и даже космическую музыку. Ну и обязательно классику. И знаете, слушателям нравится. Люди в чате хорошо реагируют. Я давно себя воспитал: надо умело балансировать и не выдавать только то, что тебе лично нравится. Скажем, я люблю Кэмэл, группу кэмэл. Но я два раза за полтора года ее в эфир поставил – уж больно сложная для юноши в 25. А вообще, интересным надо быть. Удивлять надо. Я вчера одну американскую китаянку в эфир поставил - Виену Тэнг. Задумался народ, удивился в чате. А когда рассказал, что песню Sunny не Бони М в 77-м году написали, а Бобби Хэбб в 63-м, и поставил ее в исполнении Джеймса Брауна образца 71-го, то тема эта неподдельный интерес у людей вызвала. Мне и самому все это чертовски интересно.

- Но вы и сам, скорее всего, цензор?


- Не скрою, Леди Гаги в моем эфире не было и не будет, как, впрочем, и новостей про ее духи из крови и платье из говядины. Например, редакторы журнала «Ровесник» Леди Гагу на обложку последнего номера поставили – полностью голую. Я не ханжа, но в эфир ее не пущу. У меня – принципы. И мне не стыдно такой цензуры. Я в одиночку – там где мое рабочее место – буду блокировать  низкую культуру и вообще низость. Сколько себя помню, я никогда не ставил в эфир глупую и тупую музыку. Я просто уверен, что песни, скажем, Адама Ламберта или Кристины Милиан, ничего не несут, кроме раскачки гармонов 16-летней девушки.

- Понятно, что взрослому человеку милее джаз. Но согласитесь, что и молодежная музыка имеет право на жизнь, нравится вам это или нет.

- Да, имеет, но на других станциях. Дело в том, что такого – поверхностного - а-ля считалочка – вещания - очень много. Оно преследует нас везде, например, в  транспорте. Я считаю, что хотя бы 10% всего вещания должно быть отдано взрослому слушателю. И необязательно громыхать тяжестями от Вайтснейк и Моторхэд, как это делает киевский «Радио Рокс». Можно работать более утонченно. Что такое утонченно: это – Форинер, Джей Джей Кейл, Тилл Брёнер, Кеб Мо, Джаззанова, Джефф Лорбер, Манфред Мэнн, все битлы в сольных альбомах, Марк Нопфлер, Рэй Лемонтаж, Джон Пицарелли, Габин, Чак Профет. Это – сотни имен. Сотни неизвестных советскому человеку имен. И это моя работа – искать их по всему миру. Слушателю остается только принять и наслаждаться, или не принять и перейти на станцию, где они опять услышать Бэкстрит Бойс. У меня они звучать не будут: это – пластмассовая, силиконовая музыка. И Робби Уильямс из нее вырвался.

- Похоже, ФМ-вещатель прогорит с вашим «утонченным» списком… 

- Надо признать – да. Вот тут – еще один «плюс» Интернет-вещания. И как жалко, что лишь немногие в свои 50 лет могут целенаправленно зайти к нам и послушать Уинтона Марсалиса, Тони Джо Уайта, Джорджа Бенсона, Чика Кориа и Поркупайн Три, который возглавляет главная надежда прог-рока Европы талантливый Стивен Уилсон. Но знаете, я глубоко убежден, пусть радиовещание потеснили, причем здорово, но не вытеснили окончательно! И я очень надеюсь, что технологии шагнут таким образом, что те цифровые приемники, которые все чаще презентуют на мировых хай-тэк-выставках (эти устройства берут сигнал радиостанций прямо из интернета), в перспективе станут доступными многим и станут такой же нормой нашей жизни, как транзисторные приемники 60-80-х годов. Но пока это произойдет, радийщикам надо по-прежнему честно и последовательно делать свое дело. Потому что как только новый способ доставки сигнала из Интернета станет нормой, на первый план вновь выйдет качество наполнения эфира. И вот это качество, эту интеллигентную культуру радиовещания нельзя терять ни при каких условиях, как бы тяжело не было постсоветскому миру радио. 

Вопросы задавал Роман Черненко.


Аудиозапись эфира Севстар.FM

Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи