Важные новости

Лазаревский акведук

22.05.2013  /  Категория: Тайны Севастополя  /  0 комментариев


В первой половине XIX в. в Корабельной бухте и на мысу, отделяющем ее от Южной бухты, развернулось грандиозное строительство - возведение докового комплекса, спроектированного инженером Джоном Уптоном. По свидетельству современников, док, высеченный в известняке и облицованный гранитом, был шириной 400 футов, длиной 300 футов и глубиной 24 фута. В переводе на метрическое исчисление это был колоссальный по тем временам объем - 120 х 90 х 7 метров. В пяти резервуарах, входивших в состав докового комплекса, можно было ремонтировать два 60-пушечных фрегата, один 120- и два 80-пушечных корабля. Одновременно строился и самотечный водопровод - Лазаревский акведук длиной около 17 верст от реки Черной до самих доков. Окончательно его завершили только в 1853 г., так что в этом году уникальному гидротехническому сооружению исполняется 160 лет.

Необходимость его строительства была вызвана тем, что морская вода Севастопольской бухты оказалась зараженной корабельным червем. За два-три года червь с красивым названием торедо съедал дерево, из которого было построено судно. Поэтому доки на время ремонтных работ было решено наполнять пресной водой, в которой червь погибал. Водовод начинался в районе села Чернореченского и шел по Инкерманской долине, вдоль южного берега Севастопольской бухты, заканчиваясь в Корабельной бухте водосборными емкостями, из которых вода поступала уже в доковый комплекс.

Из-за того что водовод проходил по сильно пересеченной местности, в горах были пробиты тоннели, а в балках и оврагах построены акведуки, по которым шел водоводный канал. Сразу уточним: правильно называть их виадуками, что означает "сооружение мостового типа, возводимое на пересечении дороги с глубоким оврагом или ущельем". А акведуком (от лат. aqua - "вода" и ducere - "вести") следует называть всю линию водовода. Так это гидротехническое сооружение обозначено на английской карте периода Крымской войны. Но в краеведческой литературе сложилась традиция именовать акведуками лишь арочные сооружения водопровода.

Именно эти акведуки и стали главными архитектурными деталями докового канала. Они были выполнены в античном стиле из больших гладко отесанных блоков инкерманского камня в духе подобных сооружений Древнего Рима. Считается, что "в горах были пробиты три тоннеля; в четырех местах водовод длиной 18 км перебросили на 38 каменных арках... Всего было сооружено пять многоарочных акведуков длиной 105 м каждый: Инкерманский, Чоргуньский, Киленбалочный, в Ушаковой и Аполлоновой балках (энциклопедический справочник "Севастополь", 2000 г.).

Увы, эта информация, как, впрочем, и та, которую можно найти в других изданиях, содержит ряд неточностей, причем даже современники неверно описывали это сооружение. Возможно, потому, что водовод, простроенный незадолго до Крымской войны, был частично разрушен англо-французскими войсками в 1855 г. А спустя двадцать лет при строительстве Лозово-Севастопольской железной дороги многие его постройки были уничтожены окончательно. Но все же часть сооружений Лазаревского водопровода дошла до наших дней.

Сегодня хорошо известны три его фрагмента. Это акведуки в Аполлоновой и Ушаковой балках, а также мост-акведук через реку Черную у села Хмельницкого. Небольшой мост (его длина всего 12 м) был построен без фундамента и поставлен прямо на дно реки на деревянных срубах. В отличие от акведуков мост, также выполненный из тесаного инкерманского камня, сохранился полностью (утрачены лишь отдельные камни в облицовке).

Неплохо сохранился и Аполлоновский акведук (уцелели его 10 арок, но возможно, что один или два пролета с его восточной стороны утрачены), если не считать того, что он практически стал частью жилых домов балки. А вот от 16-арочного акведука в Ушаковой балке осталось только 6 пролетов полностью и 2 частично, а также фрагмент западной опоры. О других сохранившихся сооружениях Лазаревского водовода не упоминают ни историки (В.Г. Шавшин "Каменная летопись Севастополя"), ни краеведы (Е.В. Веникеев "Севастопольские маршруты"). А между тем они есть!

Начнем с самого начала водовода - с села Верхнее Чернореченское (бывшее Чоргунь). Здесь из каменной плотины, сооруженной на реке Черной, которую можно увидеть и сегодня, в канал поступала вода.

Дойдя до современного села Штурмового, канал поворачивал на запад. Здесь, между Федюхиными высотами и Сапун-горой, находился земляной бассейн с плотиной, обозначенный на старых картах как "резервуар". Примерно на этом месте сегодня расположен 3-й гидроузел КП "Севгорводоканала". Далее водовод от резервуара направлялся вдоль подножия Сапун-горы к самому первому акведуку - Инкерманскому. Он был переброшен через Каменоломенный овраг, состоял из 10 арок, имел длину 50 м и высоту 6,75 м. Акведук не пострадал во время взрыва Инкерманских штолен 29 июня 1942 г. На немецких фотографиях, сделанных уже после взрыва, хорошо видны все его арки. Получается, что акведук разобрали после войны во время восстановления штолен. Но три его пролета и фрагменты опор, находящихся на территории частных владений, сохранились до сих пор.

Выйдя из Большого тоннеля (так его называли в XIX в.), вода по каналу направлялась к следующему акведуку, находившемуся в Георгиевской балке. Сохранился рисунок художника Л.Ф. Лагорио, подписанный как "Севастопольский водопровод при Георгиевском поисковом погребе", на котором изображен 12-арочный акведук (на самом деле он имел 14 пролетов и длину 90 м). Сооружение было взорвано англичанами вместе с пороховым погребом и поэтому малоизвестно.

Далее канал огибал мыс, отделяющий Троицкую балку от Килен-бухты. Здесь также был акведук - третий тоннель. Его местонахождение нигде точно не указывается, хотя на английской карте водовод в этом месте показан пунктиром.

Если пройти по железнодорожному полотну к первому бастиону (на обрыве хорошо заметно основание полуротонды), то видно, что во время строительства железной дороги часть возвышенности в этом месте была срезана.

На западном берегу Килен-бухты сохранилась старая заводская железнодорожная ветка, проложенная как раз по конечной трассе водопроводного канала. В нескольких метрах от нее заведующий музеем завода N 13 В.П. Кашинцев указал автору на основательно засыпанный вход в подземное сооружение. Это и был третий тоннель. Из земли выступали фрагменты портала, а сквозь щель была видна внутренняя стена самого тоннеля.

Встреча с неизвестным фрагментом старинного водопровода произвела впечатление. Подумалось: как было бы хорошо, если бы он был расчищен и исследован и, возможно, стал бы наглядным экспонатом заводского музея.

Еще в процессе строительства доков выяснилось, что наполнение их самотеком по водоводу занимает слишком много времени - почти три недели вместо расчетных трех дней. Поэтому в 1842 г. решили построить насосную станцию для подачи в доки морской воды. А водой из Черной речки после очистки наполняли цистерны судов и использовали для бытовых нужд. Последним сооружением водовода стало резервное водохранилище у горы Гасфорта, построенное в 1853 г. и сохранившееся до сих пор.

Резюмируя, можно отметить, что, несмотря на ущербность выполнения главного своего предназначения, севастопольский водовод все-таки играл и играет до сих пор свою "сольную" роль: снабжение водой нашего города.

А. Шипенко,
опубликовано в газете «Слава Севастополя» за 21.05.2013.