Важные новости

Подводная лодка на Колыме

18.05.2013  /  Категория: Общество  /  Тема: Флот

\"\"Рассказы подводника: Валентин Данилов. Зимовка во льдах.

Валентин Алексеевич Данилов родился 1 мая 1931 года в деревне Панино Буйского района Костромской области. В 1949 году он был признан годным для службы на флоте и направлен военкоматом в Пушкин в первый набор создаваемого Высшего Военно-морского инженерного училища.

Училище должно было готовить инженеров-механиков для подводных лодок. С азами морского дела курсанты приобрели богатый опыт в строительных работах на корпусах училища. А жили в палатках, практику проходили на многовесельных шлюпках линкора «Марат» в Кронштадте. После окончания училища лейтенант Данилов направлен в Сормово для получения построенной подводной лодки С-198. Служба началась в Полярном на Северном флоте.

Но командование решило лодки перебросить в надводном положении Северным морским путем на Камчатку. Экспедицией особого назначения ЭОН-56 командовал контр-адмирал Пархоменко, разжалованный из вице-адмиралов после взрыва линкора «Новороссийск».

Для командира группы движения БЧ-5 лодки С-198 Валентина Данилова путешествие в 5000 миль обернулось еще и зимовкой во льдах. Северный ветер пригнал к берегу льдины, когда караван, растянувшийся на десятки миль, уже входил в Тихий океан. А подводные лодки еще только втягивались в узкий пролив Лонга между Сибирским и Чукотским морями. Движение лодок с легким корпусом без защиты стало невозможным.

Четыре лодки и суда сопровождения вошли в устье реки Калымы в ожидании смены ветра и ухода льдов. Но южный ветер облегчения не принес. Оказалось, что караван входил в реку при нагоне воды. А выйти из нее при сгонном ветре с материка не может из-за песчаного подводного барьера по всей ширине устья реки. Предстояла зимовка.

Вверх по течению у поселка Нижние Кресты нашли заводь, что бы при весеннем ледоходе льды не раздавили корабли. Невероятным напряжением сил всего личного состава удалось предотвратить размораживание аккумуляторных батарей и водяной арматуры всех лодок. При морозе в 40 градусов лодка промерзла до самого дна. Экипаж разместился в холодных лагерных бараках, давно уже брошенных охраной. Приходилось за дровами в тундру ходить, пищу на импровизированной кухне варить в огромном котле из-под строительного битума. Начались повальные болезни личного состава.

По сигналу тревоги с большой земли прибыли три транспортные самолеты с медикаментами, луком, чесноком и продуктами питания. А еще денежное довольствие привезли на этих самолетах. Вот тут и началась торговля с местным населением. За деньги покупали строганину из нельмы и муксуна. По весне для приведения подводных лодок в рабочее состояние пришлось проводить дифектовку, составлять ведомость. И с ней лететь в Москву.

От лодки С-198 в столицу пришлось лететь Валентину Данилову, Геннадию Атаманову и Вячеславу Федотенкову. Запчасти привезли всрок и в полном комплекте. С наступлением лета экипажи перебрались из бараков на лодки и принялись за ремонт. И в июне на высокой воде лодки и суда сопровождения покинули Колыму и вышли в Тихий океан.

На Камчатке семья Данилова сдружилась с семьей командира штурманской группы Анатолия Алексеевича Касьянова. Жены офицеров Татьяна Константиновна Касьянова и Людмила Сергеевна Данилова учительствовали в школе. Жили обе семьи в одной двухкомнатной квартире. Дружба эта продолжалась и в Севастополе. И сейчас бывшие механик и командир лодки часто встречаются семьями.

На камчатке в бригаде подводников Валентин зарекомендовал себя отличным знатоком легководолазного дела. И в 1958 году он возглавил созданную учебно-тренировочную станцию подводников. Тут он приобрел еще и специальность журналиста, выполняя редакционные задания газеты «Тихоокеанская вахта». Печатался в «Красной Звезде». Данилову предложили на военной кафедре местного ВУЗа организовать преподавание легководолазного дела. Но едва начавшуюся работу пришлось свернуть – военную кафедру закрыли. В 1961 году Валентина Алексеевича назначают преподавателем электромеханического цикла 90-го учебного центра в Севастополе для подготовки индонезийских военных моряков.

После закрытия учебного центра Данилов получает назначение  командиром моторной группы БЧ-5 подводной лодки С-70 в Балаклаве. Лодку проекта 613 он знал до винтика. Первая для черноморских лодок боевая служба в Средиземном море в паре с лодкой С-74 прошла успешно. В 1965 году обе лодки вернулись в базу и стали в ремонт на СРЗ-13. Службу Данилов продолжал на С-74. У лодки завидный послужной список, множество призов и грамот.

В 1970  году Валентин Алексеевич перешел на береговую службу старшим инспектором Инспекции безопасности мореплавания, водолазных и глубоководных работ Черноморского Флота. В 1983 году по выслуге лет Валентин Данилов вышел в запас. Экипаж лодки С-74 подарил ему сувенир – эбонитовую модель лодки с надписью «Уважаемому Валентину Алексеевичу от подводников КЧФ. 1983». После увольнения в запас Данилов еще 5 лет трудился первым помощником капитана морского водоналивного транспорта «Сура» Черноморского флота, снабжавшего суда в Средиземном море.

Сегодня Валентин Данилов активно участвует в работе совета ветеранов0подводников, занимается военно-патриотическим воспитанием ребят подшефной школы №6. С помощью внука Сергея освоил персональный компьютер, увлекся цифровой фотографией. Новые технологии позволяют ему поддерживать постоянную связь со своими ближайшими родственниками и друзьями по всему миру. И он постоянно общается с детьми, внуками, правнуками. Валентин Алексеевич всегда жизнерадостен, полон творческих планов.

Владимир Илларионов.



7 ноября 1956 п. Нижние Кресты Колыма
\"\"
Зимовка лодок на Колыме 1956
\"\"

Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи