Важные новости
Севморзавод на грани гибели
06.04.2009 / Категория: Экономика / Тема: Аналитика
Катастрофическая ситуация сложилась на Севастопольском морском заводе (СМЗ), ровеснике нашего города. Четыре месяца рабочие завода не получают заработную плату. Семьи голодают. По команде нынешних хозяев иногородние бригады режут станки и другое имущество завода на металлолом, готовят предприятие к закрытию и последующей продаже, на территорию СМЗ практически перестали пускать рабочих.
Об этом сообщили активисты недавно созданной региональной общественной организации «За сохранение и возрождение Севморзавода» на встрече с журналистами, которая состоялась 30 марта в общественном центре Нахимовского района, что на проспекте Победы.
Прежние бодрые и, очевидно, хорошо проплаченные репортажи о блестящих успехах хозяев СМЗ на страницах старейшей из современных севастопольских газет теперь сменились осознанием того гибельного положения, в котором находится это, не так давно первое по своему экономическому значению, предприятие. Из его прежних 16 тысяч человек персонала осталось только 680, из которых собственно рабочих около двухсот. Первое же дуновение мирового экономического кризиса обнажило дно той пропасти, в которой оказался завод и остатки его прежнего коллектива.
Стало очевидно, что действия нынешней администрации предприятия, представляющей интересы олигархов Григоришина и Порошенко, носят характер профессиональной рейдерской бригады, работающей по принципу «схватил-нажился-выкинул-удрал». Это подтверждает нынешняя обстановка на предприятии, когда распродаются здания, участки, режется на металл оборудование и инструменты, недостроенные корпуса судов. Все это делается под неуклюжими предлогами – якобы, получить деньги на выплату долгов по зарплате.
Критическая обстановка подвигла трудовой коллектив завода взять его и, значит, свое спасение в собственные руки, осознав слова прежнего рабочего гимна: «Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой! Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой!»
Именно поэтому, после целого ряда массовых, но несколько разрозненных и не в полной мере организованных акций протеста, начался процесс самоорганизации морзаводцев для спасения своего предприятия.
Рабочие готовы блокировать входы на предприятие и воспрепятствовать процессу разделки его основных фондов на металлолом.
В беседе с журналистами член правления общественной организации «За сохранение и возрождение Севморзавода», бывший ведущий специалист экономических служб СМЗ Иванов Сергей Павлович сказал: «История Севморзавода – это яркий пример дикого капитализма в украинских реалиях. Иностранным инвесторам наш завод не нужен, поскольку сегодня он не даёт немедленной прибыли. Они намерены уничтожить завод и продать его территорию под коммерческие проекты, не связанные с судостроением и судоремонтом. Сегодня владельцы завода нарушают закон о выплате заработной платы и уничтожают его основные фонды, которые, кстати, не они создавали. Тем не менее, завод нужен и Украине и России, прежде всего для ремонта военных кораблей. В сложившемся положении мы добиваемся объединения усилий трудового коллектива, политических партий и органов власти, чтобы вернуть завод под государственный контроль и возродить его мощности. Большую помощь в нашей борьбе окажут согласованные действия оборонных ведомств и правительств Украины и России в решении проблемы Севморзавода. Это будет ярким примером сотрудничества двух наших стран».
Историческая справка:
В конце 1990-х годов контрольный пакет акций СМЗ (свыше 50 процентов) был продан сначала американскому инвестиционному фонду UGF (управляющая компания «Сигма Блейзер»). Одним из условий привлечения инвестиций было создание на базе Севморзавода специальной экономической зоны «Севастополь». Однако в силу того, что подготовленный проект был отклонен городским советом, план оказался не реализован и переделан в локальную экономическую зону «Манганари», которая также была провалена. «Сигма Блейзер» обещала заниматься развитием завода и сохранить его основную направленность, однако вместо выполнения своих обещаний они решили просто перепродать свой пакет акций российскому бизнесмену Григоришину. В 2003 году, когда Фондом Государственного имущества Украины (ФГИ) руководил Александр Бондарь, государственный пакет СМЗ в количестве 26 процентов был выставлен на продажу и в последствии в 2006 году по указанию премьер-министра Еханурова был продан украинскому бизнесмену Порошенко. При этом ФГИ не выставлял инвестиционные требования перед инвестором, а Кабинет министров исключил его из списка предприятий, приватизация которых контролировалось государством.
С этого времени началась распродажа предприятия по кускам, в том числе продажа Северной площадки Севморзавода компании «Авлита».
Константин Колонтаев, Олег Леус
Похожие новости
- 31.03.2009 • В Севастополе состоялось заседание комитета по сохранению и развитию Морского завода
- 30.03.2009 • Севморзавод – последняя стадия проказы
- 24.03.2009 • В Севастополе на одно свободное рабочее место претендуют в среднем 2 человека
- 19.03.2009 • Рабочие Севастополького морзавода митингуют из-за невыплаты заработной платы