Важные новости
Судостроительный завод в Керчи стал «целью №2» для Вооруженных Сил Украины
23.12.2023 / Категория: Экономика
Одной из целей атаки украинских беспилотников в Керчи мог быть судостроительный завод «Залив». Это очень интересный объект – там продолжают строить целый ряд военных кораблей для Черноморского флота РФ.
Напомним, под утро 5 декабря в Керчи и Феодосии прозвучала серия мощных взрывов. Как пишет телеграм-канал «База» со ссылкой на свои данные, российскую нефтебазу «Морской Нефтяной терминал» атаковало два дрона самолетного типа. Согласно сообщению, один БПЛА якобы детонировал в воздухе – на территорию нефтебазы упали осколки, второй упал в 70-ти метрах от одного из резервуаров.
В Керчи «цель №1» для Вооруженных Сил Украины – это Крымский (Керченский) мост. В этот раз, по сообщению российских СМИ, движение по мостовому переходу было перекрыто на рекордные 4 часа 12 минут – максимальное время закрытия с момента первого удара ВСУ по мосту в октябре 2022 года.
Но вовсе не мост, скорее всего, был объектом атаки в этот раз. Как пишет со ссылкой на собственные источники телеграм-канал «Крымский ветер», в Керчи был атакован Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы.
До ноября нынешнего года это предприятие было хорошо известно разве что керчанам да специалистам, но 4 ноября оно попало на первые полосы многих мировых СМИ, когда украинской ракетой прямо на территории завода был поврежден только что построенный малый ракетный корабль «Аскольд» нового российского проекта 22800.
«Корабль («Аскольд») еще даже не был принят в состав флота. Это сверхновый корабль серии «Каракурт». Один из них уже знаком – это «Циклон», который был принят в состав менее полугода назад и еще два корабля были на достройке – «Амур» и «Аскольд». Это один из новейших. Корабль «Аскольд» с технологией стелс имел восемь шахт для запуска крылатых ракет. Его особенность – у него есть морской «Панцирь-С1». Это система ПВО корабля», – рассказал спикер Военно-морских сил Украины Дмитрий Плетенчук.
Чем еще занимается судостроительный завод в Керчи, что настолько заинтересовал ВС Украины?
Какие суда и корабли строил завод в советский и украинский период
Судостроительный завод в Керчи существует с 1938 года – тогда он назывался Камыш-Бурунский судоремонтный и судостроительный завод. В советские годы завод занимался производством танкеров типа «Крым» и «Панамакс», военных фрегатов и нефтяных платформ. В 1966 году заводу присвоено наименование Керченский судостроительный завод «Залив».
Строительство военных кораблей занимало важное место в производственном задании предприятия. В 1970-1992 годах на заводе было построено 15 сторожевых кораблей проектов 1135 и 11351. Среди кораблей последнего проекта был «Киров», который вошел в строй в ВМС Украины под названием «Гетман Сагайдачный».
«Лихие» 1990-е сказались на предприятии – производственные связи с бывшими республиками СССР были нарушены. Завод сократил производство и стал выступать в роли производителя корпусов гражданских судов без оборудования по заказам преимущественно Норвегии и Нидерландов.
В 2000-м году завод «Залив» был приватизирован, первым его владельцем стало ЗАО «Бринкфорд», принадлежавшее украинскому политику и бизнесмену грузинского происхождения Давиду Жвания. Предприятие начало понемногу развиваться, вводить в строй простаивавшие ранее мощности и увеличивать экспортные поставки.
После серии перепродаж акций, с 2006 года, завод принадлежит Константину Жеваго и входит в холдинговую компанию «АвтоКрАЗ». В июле 2013 года завод подписал соглашение о покупке норвежских верфей Fosen и BMV, принадлежащих норвежской судостроительной компании Bergen Group ASA с образованием компании NorYards AS.
За период с 1999 по 2014 годы завод построил 51 судно – суда обслуживания и снабжения офшорных нефтегазовых платформ, сухогрузы и контейнеровозы, плавучий док, газодобывающую платформу и секции танкеров-химовозов суммарным дедвейтом более 380 тыс. тонн. За этот же период был произведен ремонт более 100 судов, преимущественно балкеров. Военные корабли предприятие не строило.
Военные интересы России на заводе «Залив»
После аннексии Крыма Россией завод «Залив» продолжал некоторое время работать под контролем украинских собственников, но в августе 2014 года был захвачен представителями так называемой «самообороны Крыма». По сообщению руководства предприятия, в захвате заводоуправления принимали участие представители российского Зеленодольского судостроительного завода. Позже предприятие было «национализировано» российскими властями и переименовано в «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы».
Если посмотреть на деятельность завода под управлением российских чиновников, можно отметить, что гражданскими судами он практически не занимался.
Так, в сентябре 2014 года заложены два пассажирских судна проекта A145 (СПМ-150) – не построены. В декабре 2014-го заложены два морских танкера проекта 23131, также не построены. Автомобильный грузопассажирский паром проекта СNF 22 «Петропавловск» заложен в марте 2020, спущен на воду в августе 2021, но, как сообщают российские СМИ, «ввод в строй откладывается из-за наложенных санкций».
Гораздо лучше обстоят дела с выполнением оборонных заказов. В 2016 году заложены два патрульных корабля проекта 22160 и уже в ноябре 2020 введен в строй и передан на Черноморский флот РФ корабль «Павел Державин», в июле 2022 – «Сергей Котов». В октябре 2023 года сообщалось, что «Павел Державин» подорвался на морской мине.
Носитель крылатых ракет «Калибр» малый ракетный корабль «Циклон» заложен в июле 2016 года, введен в строй в июле 2023-го и передан на ЧФ.
Второй корабль этой серии, «Аскольд», как уже упоминалось, был подбит во время ракетного удара 4 ноября. Его должны были ввести в строй до конца года.
В июне 2017 года на «Заливе» был заложен третий МРК проекта 22800, получивший наименование «Амур». По плану его должны были спустить на воду в 2021 году, срок ввода в строй неизвестен. Также нет данных о степени достройки данного корабля на текущий момент.
Всего для Черноморского флота РФ было заказано пять малых ракетных кораблей проекта 22800, и именно они могут быть самыми «жирными» целями для украинских атак. Кроме того, имеет смысл разрушение самой инфраструктуры завода, чтобы лишить Россию возможности строить и ремонтировать военные корабли в непосредственной близости от театра военных действий. Керченский завод в этом отношении имеет стратегическое место расположения с быстрым доступом как в Черное, так и в Азовское моря.
Кроме указанных на судостроительном заводе в Керчи заложены и другие корабли и суда для Черноморского и других российских флотов. Например, в июле 2020 года сообщалось о закладке двух универсальных десантных кораблей (УДК) проекта 23900. Эти вертолетоносцы длиной 220 метров и полным водоизмещением 40 000 тонн должны прийти на замену устаревшим большим десантным кораблям российского флота. На закладке кораблей присутствовал лично президент РФ Владимир Путин.
Сроком сдачи УДК определен 2027 год, однако о каких-либо проводимых работах неизвестно.
Руководитель проектов по безопасности Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Павел Лакийчук считает, что после украинского удара по «Аскольду» Россия сейчас ищет другие места для судоремонта, а Феодосия и Керчь – это для россиян резервные площадки.
«После того, как ВСУ поразили на «Заливе» российский ракетный корабль, россияне достраивать военные корабли в Керчи не будут. Строительство будет проходить на Зеленодольском заводе», – уверен эксперт.
Похожие новости
- 10.08.2023 • Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
- 22.06.2023 • ВСУ ударили с воздуха по мосту на въезде в Крым
- 27.11.2022 • После атаки дронов на Севастополь российские корабли выходят в море только в сопровождении катеров
- 20.08.2022 • Штаб ЧФ в Севастополе, предположительно, атаковал украинский беспилотник «Горлица»