Важные новости

Заявления России о строительстве кольцевой дороги вокруг Азовского моря носят политический характер – украинские эксперты

12.12.2023  /  Категория: Политика

строительство шоссе, дорожный каток

Россия собирается построить кольцевую автотрассу вокруг Азовского моря через оккупированные территории Украины. Украинские эксперты считают эти заявления политическими, направленными на внутреннюю российскую аудиторию. А анализ экономической и материально-технической составляющих предполагаемого строительства трассы показывает, что оно может столкнуться с серьезными трудностями в реализации.

Автодороги Симферополь – Джанкой и Симферополь – Армянск, соединяющие Крым с Херсонской областью, до конца года передадут в федеральную собственность, сообщил российский глава Крыма Сергей Аксенов. Он уточнил, что этот шаг необходим для реализации проекта трассы вокруг Азовского моря до Ростова-на-Дону.

«Росавтодором готовит технико-экономическое обоснование. Предполагается, что на дорогах будет достаточно большой транспортный поток, поэтому изучается вариант создания четырехполосной трассы», – написал Аксенов в своем телеграм-канале. Также он уточнил, что источник финансирования нового проекта пока не определен.

О дорожном кольце вокруг Азовского моря протяженностью 1400 км сообщил в августе на Московском урбанистическом форуме вице-премьер российского правительства Марат Хуснуллин.

«Мы сначала расширяем существующие дороги, дальше мы делаем подъезды непосредственно к морю. У нас сформирована программа пятилетняя дорожного строительства, где это все учтено. Думаю, что в течение пяти лет это кольцо будет уже полноценно сформированное, отремонтированное, реконструированное», – цитирует его слова «РИА Новости».

В конце ноября Хуснуллин привел некоторые детали проекта. В эфире телеканала «Россия-24» он сообщил, что проект создания транспортного кольца вокруг Азовского моря потребует, по предварительным подсчетам, строительства и ремонта более 2 000 километров дорог – как федеральных трасс, так и региональных.

«Мы смотрим в перспективу – СВО закончится, дороги отремонтируют. Какие основные транспортные задачи? Мы доложили президенту – считаем, что нужно делать полноценное транспортное кольцо вокруг Азовского моря. Азовское море стало внутренним морем, и нам его нужно развивать и с точки зрения передвижения жителей, и с точки зрения экономики, и с точки туризма. Мы рассчитали этот маршрут – более 2 тысяч км», – сказал Хуснуллин.

Примечательно, что в марте 2023 года тот же Хуснуллин заявлял, что автодорожное кольцо вокруг Азовского моря практически готово и работы планируется завершить в 2024 году.

«Вы поручали сделать полноценную трассу подъезда к Керченскому мосту. И могу с уверенностью сказать, что у нас дорога М-4 «Дон» с обходом Аксая в этом году будет завершена. Обход Краснодара в этом году будет завершен. В конце 2023 года у нас часть участка от Краснодара до Керченского моста, и в 2024 еще часть до Керченского моста, будет полностью построена четырехполосная новая дорога», – доложил Хуснуллин президенту РФ Владимиру Путину на совещании.

«Таким образом, мы Азовское море полностью возьмем в автомобильное кольцо», – приводит «Интерфакс» слова российского вице-премьера.

В апреле Марат Хуснуллин также заявлял, что восстановление региональных трасс в оккупированных частях Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей займет три года.

Экономика проекта

По предварительным расчетам, сделанным в начале 2022 года, стоимость строительства трассы Симферополь – Ростов-на-Дону может составить до 400 млрд рублей. Согласно планам, она протянется примерно на 600 км по северному побережью Азовского моря.

Для сравнения, трасса «Таврида» длиной в 250 километров, обошлась российскому бюджету в более чем 170 млрд рублей. При этом первоначально стоимость строительства оценивалась в 139 млрд рублей.

Стоит отметить, что и рубль пять лет назад был на треть крепче в соотношении с американским долларом. С тех пор многие стройматериалы подорожали от 50 до 100 процентов, значительно выросла в цене и импортная строительная техника, которая, в основном, применяется при строительстве трасс федерального уровня. Особенно быстро общая стоимость строительства объектов росла после того, как Россия начала войну против Украины.

Российские чиновники не один раз упоминали, что в автодорожное кольцо вокруг Азовского моря будет включен участок федеральной трассы М4 «Дон». Эта четырехполосная дорога идет от Москвы до Новороссийска, а некоторые ее южные участки годами на могут ввести в эксплуатацию из-за переносов сроков строительства.

Что касается стоимости строительства, то, например, 67-километровый обход Ростова-на-Дону через Аксай оценивается в 94,7 млрд рублей, а дальний западный обход Краснодара (ДЗОК) протяженностью 51 км – в 41,5 млрд рублей. Первый из упомянутых участков начали строить в ноябре 2022 года, второй – в 2020 году.

В этой связи можно с уверенностью предположить, что стоимость новой «кольцевой» дороги вокруг Азовского может значительно превысить заявленные 400 млрд рублей, тем более что проекта и сметной стоимости строительства еще нет.

Расходы российского бюджета на следующий год предусмотрены в размере 36 триллионов и 660 миллиардов рублей, из которых 10 трлн 775 млрд рублей пойдут на военные цели, а на социальную политику – 7 трлн 732 млрд рублей. Предусмотрены ли в основном финансовом документе России средства на проектирование и строительство новой дороги, неизвестно.

Материально-техническая часть строительства и неизбежные проблемы

Если проанализировать стандартные основные этапы строительства автодороги, можно понять, на каких из них российских дорожников ожидают проблемы при строительстве трассы вдоль Азовского моря.

Вначале проводится топографическая съемка и разбивка участков будущей трассы, она должна обходить крупные населенные пункты. При выполнении этой работы топографов могут ждать серьезные сложности, особенно на оккупированных территориях Херсонской и Запорожской областей – местность может оказаться заминированной. Карты заминированных участков имеются только у российских военных, а налаживание взаимодействия с ними может потребовать контактов на самых высоких уровнях армейского командования.

На втором этапе проводится проектирование будущей трассы и составление сметы затрат, прохождение государственной экспертизы. Это стандартный процесс и он не должен вызвать особых трудностей.

После производится планировка рельефа, а также закупка необходимых стройматериалов. О стройматериалах – чуть ниже, а работы с выравниванием рельефа – срезание грунта на холмах и подсыпка в низинах, могут столкнуться с теми же вопросами, что и топосъемка. Это минирование территорий. Часто необходимо привозить соответствующий нормативам грунт для подсыпки из других районов, иногда удаленных на десятки километров от прокладываемой трассы.

Основные этапы строительства – это обустройство дорожной подушки и укладка асфальтобетонного покрытия. Как известно, асфальтобетон или асфальт – это смесь вязкого нефтяного битума и твердого наполнителя, фракция которого зависят от марки асфальта. В качестве твердых компонентов может быть щебень или гравий разного фракционного состава, песок и минеральный порошок. Передвижные асфальтовые заводы, как правило, размещают рядом со строящейся трассой, рядом оборудуют площадки для складирования щебня и песка.

С компонентами асфальтобетона могут быть самые серьезные проблемы на многих участках трассы – прежде всего, со щебнем. Так, на оккупированной части Херсонской области нет ни одного гранитного карьера, ближайшие находятся за сотни километров в Крыму – например, Шархинский карьер под Алуштой или Балаклавский карьер.

В соседней оккупированной части Запорожчины ситуация со щебнем не лучше – большинство карьеров находятся рядом с линией соприкосновения сторон – Токмакский, Новополтавский. Из доступных – Андреевский карьер недалеко от Бердянска и Трудовской карьер недалеко от границы с Донецкой областью. Однако, каковы запасы щебня в этих карьерах, состояние и производительность оборудования, неизвестно.

Проблем со щебнем не будет только в оккупированной части Донецкой области, где больше всего гранитных карьеров.

С подвозом битума для асфальтовых заводов тоже может быть непросто. Имеющаяся железная дорога проходит в стороне от большинства участков предполагаемой трассы, а подвоз битума автоцистернами повысит стоимость производимого асфальта.

Политические аспекты «Азовского кольца»

Заявляя о строительстве автотрассы через оккупированные территории, Россия, прежде всего, стремится показать, что она здесь навсегда. Месседж рассчитан, в основном, на российское население. Аналогично преподносились трасса «Таврида» и Керченский мост. Но украинские эксперты считают, что это не более чем политические заявления в преддверии президентских выборов в РФ.

«В отношении выхода на автодорожное кольцо вокруг Азовского моря – тут им уже не удастся затянуть в «облачные» проекты представителей крупного бизнеса по типу Аркадия Ротенберга, строившего Крымский мост. Также понятно, что за три месяца до так называемых выборов президента России ничего не случится. И таких разговоров о строительстве дорог хватит как раз на три месяца. Они будут рассказывать, что ведут переговоры, это для них будет шансом «засветиться» в Кремле – ведь они строят кольцевую дорогу вокруг Азовского моря! «Серьезные люди» будут тихо смеяться, но для Аксеновых и Хуснуллиных это не важно, поскольку предложить-то больше нечего», – заявил первый заместитель, исполняющий обязанности министра транспорта и связи Украины (2008-2010) Василий Шевченко в комментарии Крым.Реалии.

По словам представителя президента Украины в АР Крым (2017-2018), эксперта в сфере международного права, профессора Бориса Бабина, в течение последнего года российские власти многократно обещали некие новые «дороги» по «сухопутному коридору» в Крым, включая и «трассу по Арабатской стрелке», и «автобан в Мелитополе».

«Нынешние заявления Сергея Аксенова следует оценивать, как минимум, исходя из того, что к ситуации на оккупированном материке он, мягко говоря, причастен мало, там у агрессора совсем другие марионетки и финансовые потоки. Признаков «новой дороги» между Новоазовском и Чонгаром сегодня нет. И, судя по всему, речь идет в основном о преступных попытках оккупантов обеспечить военные и смежные поставки по нынешней автотрассе», – заявил Борис Бабин в комментарии Крым.Реалии.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи