Важные новости
Как Россия использует Крым для вывоза украинского зерна. Интервью с журналистом-расследователем
14.07.2022 / Категория: Экономика / Тема: Интервью
Россия вывозит урожай с оккупированных территорий Украины и пытается продать его, выдавая за свой, утверждают журналисты-расследователи. Большая часть украинского зерна попадает в аннексированный Севастополь, где грузится на суда.
Об этом говорится в расследовании проекта «Схемы». Крым.Реалии поговорили с одним из авторов этого расследования – журналистом «Схем» Кириллом Овсяным о том, на какие ухищрения идут капитаны грузовых судов, какие инструменты используют расследователи в своей работе, и что происходит с зерном дальше.
– В своем расследовании вы сообщаете о судах, которые загружались на Крымском полуострове зерном, а затем направлялись в турецкие порты. Так покупает ли Турция уукраинское зерно? Да или нет?
– Скорее, да. Но Турция не признает этого официально. Мы отправили ей запрос с просьбой объяснить, какие документы они получают от российских и сирийских кораблей, когда они приходят из оккупированного Крыма в порты Турции.
– Ответ от турецкой стороны был?
– Мы обращались в Министерство иностранных дел Турции. Какого-либо ответа мы пока не получили, к сожалению. Турция – это государство, которое очень помогает сейчас Украине, во время полномасштабной войны против России. Поэтому мы надеемся, что их ответ и действия их правоохранительных органов помогут разъяснить эту ситуацию. И в будущем создадут такие условия, что невозможно будет вывозить украинское зерно из Крыма без согласия Украины.
– Насколько сложно было достать информацию о том, откуда пришло и куда отправилось это зерно?
– Для того, чтобы отследить путь судна, нужно проплатить подписку в приложении Marine Traffic, которое и занимается этими отслеживаниями. Оно позволяет посмотреть и загруженность судна, и где оно шло, и где оно выключало и включало радары, в какие порты, согласно, радарам заходило. Без этого инструмента мы бы не сделали это расследование. Но главным инструментом все же был спутник – спутниковые снимки системы Planet Labs, к которым у нас есть доступ. А доступ к ним может получить далеко не каждый, плюс это довольно затратное приложение. Но оно позволяет ежедневно отсматривать то, что происходит, например, в порту «Авлита» в Севастополе, который по российскому законодательству называется «Авал». Как к нему ежедневно начали приходить суда, которые заполняются зерном. Оттуда они уходят в Сирию, в Турцию, пытаются попасть в другие страны, включая, скорее всего, и порты России.
– В расследовании вы рассказываете, что в определенный момент грузовые суда пропадали с радаров, иногда на недели. Почему это происходило?
– Это распространенная практика, когда капитан выключает радары, чтобы скрыть, куда идет судно. Обычно это делается, чтобы зайти в подсанкционные порты или для перевозки подсанкционных грузов. Судно выключает свой транспондер и заходит в порт Крыма.
– А вдруг это случайность, техническая неисправность и т.д.?
– Случайностью это назвать невозможно. Это обычная практика при заходе в санкционные порты. Мы регулярно такое наблюдали и ранее.
– То, что Россия, вероятно, продает украинское зерно и зарабатывает на этом деньги, а концы, возможно, уходят в Турцию – этот факт пытались скрыть?
– Это действительно скрывается. Проблема в том, что продажа и перевозка этого зерна достаточно часто проходит почти без участия государства в этом, между двумя частными компаниями. Можем предположить, что турецкой компании предоставляют документы, что зерно выращено в России, что оно везется из российского порта, и в Крыму оно никогда не было. И турецкая компания берет это на веру.
– В своем расследовании вы упоминаете документ, в котором написано «Крым. Россия». Расскажите, что это за документ?
– Это внутренний документ, который нам удалось достать. Он показывает происхождение этого зерна, и в нем указано «Крым. Россия». И это одна из причин, по которой мы обратились к турецкой стороне, потому что если этот документ входит в тот пакет, который предоставляется им, они должны были бы обратить внимание, что там указан Крым, который является оккупированной территорией. И такая продукция не должна была бы попадать турецким компаниям.
– Обратимся к одному из примеров, который вы приводили в расследовании. 25 мая в Севастополь прибыло российское судно «Михаил Ненашев», а затем отправилось в турецкий Искандерун, хотя портом прибытия был указан российский Кавказ. Оно действительно перевозило украинское зерно?
– «Михаил Ненашев» заходит в Черное море, доходит примерно до середины открытого моря и выключает радары. Затем мы с помощью спутникового снимка видим, что он появился в «Авлите». Загрузка этого судна может происходить несколько дней, мы видим, что оно наполняется зерном. На следующий день «Михаил Ненашев» появляется на радарах. За это короткое время он не мог десять раз туда-сюда проехаться, где-то в другом месте разгрузиться/загрузиться. Мы точно уверены, что он вышел с «Авлиты» и в открытом море включил радары.
– Когда вы говорите о вывезенном урожае, о каких суммах идет речь?
– Мы общались с аграриями. Они рассказывали, что у них действительно забирают зерно. Приезжают либо военные, либо какие-то личности, которые приезжают по наводке этих военных, забирают зерно и в дальнейшем везут его в Крым.
На рынке цена зерна сейчас была 300-400 евро за тонну. Одно судно, такое как «Михаил Ненашев», может перевезти за раз 28 тысяч тонн. За пять рейсов, которые мы отследили, всего получалось более 120 тысяч тонн. Если переводить это в деньги, то это примерно два миллиарда гривен.
– Сумма впечатляет. Интересно, что факт, что это зерно украдено у украинских аграриев, признается даже российской стороной.
– Оккупационные власти в Херсонской и Запорожской областях, а также в Крыму часто хвастаются: мол, видите, это много фур, которые едут в Крым с зерном, а представьте, что будет, когда мы соберем урожай. И сейчас мы знаем, что они собирают урожай, и действительно, количество фур может только вырасти, как и количество рейсов в порт Севастополя. Сам порт Севастополя загибался, из-за санкций никто туда не заходил. И за последние 8 лет там никогда не было такой активности суден, какая происходит сейчас.
Похожие новости
- 22.06.2022 • «Схемы» показали масштабы, в которых Россия вывозит украинское зерно с оккупированных территорий
- 06.06.2022 • США сообщили о попытках России продать ворованное украинское зерно через Крым
- 10.05.2022 • Россия продолжает массово вывозить зерно в Крым
- 21.03.2022 • Военные корабли РФ закрашивают бортовые номера