Важные новости
Крымская автономия 1921 года: зачем она была нужна СССР и как ее связывают с современностью?
19.10.2021 / Категория: Политика / Тема: Аналитика
Карта Крымской АССР
Сто лет назад, 18 октября 1921 года, Владимир Ленин подписал Декрет «Об Автономной Крымской Советской Социалистической Республике». В таком виде она просуществовала до 1945 года, а после депортации крымскотатарского народа была преобразована в Крымскую область.
Уже 26 апреля 1954 года Крымская область перешла из состава Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в Украинскую Советскую Социалистическую Республику. Уже 12 февраля 1991 года крымская автономия была восстановлена в составе УССР, а с 24 августа – независимого государства Украина. О значении событий столетней давности в истории полуострова в свете российской аннексии 2014 года шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.
Российский глава Крыма Сергей Аксенов на своей странице в Фейсбуке так прокомментировал круглую дату с момента создания Крымской АССР:
«Решение о создании автономии принималось на фоне тяжелых последствий гражданской войны. И надо сказать, что это решение оказалось оптимальным. Оно соответствовало историческим, географическим, этнокультурным особенностям многонационального Крыма. Республика вошла в состав РСФСР, а государственными языками были объявлены русский и крымскотатарский. События вековой давности еще раз напоминают нам о преемственности отечественной истории, о важности сохранения исторической памяти, о единстве народов Крыма, основанном на общих целях и ценностях, на взаимном уважении и любви к родной земле. Не случайно события 1921 года эхом отозвались в январе 1991-го, когда крымчане в ходе первого в истории СССР референдума единодушно проголосовали за восстановление Крымской автономии в составе Союза. Это стало первым шагом на пути к возвращению Крыма домой, в Россию».
Крымский историк, кандидат исторических наук Сергей Громенко рассказал Крым.Реалии, чем было обусловлено создание на полуострове автономии в авторитарной советской стране.
– Еще в ноябре 1917 года в Севастополе были организованы советские органы власти, затем они после кровавой гражданской войны, в январе 1918-го захватили весь Крым и уже в марте провозгласили Советскую социалистическую республику Таврида. Можно сказать, что в 1921 году эксперименты закончились и состоялся переход от советского строительства к нормам. Была провозглашена автономия со своей конституцией, которая потом дважды менялась, с особым отношением и двуязычием – все потому, что, как ни странно это звучит, советская власть не полностью выиграла гражданскую войну. Она победила основных противников, но большинство населения весьма двояко к ней относилось. Так что 1921-й стал годом великих уступок советской власти покоренному населению: взять хотя бы НЭП, когда разрешили торговлю и частную собственность. Поэтому же началось национальное строительство.
Сергей Громенко подчеркивает, что крымская автономия 1921 года была фактически ориентирована на крымских татар, и в этом свете критикует риторику Аксенова.
– С одной стороны, были национальные республики в составе СССР, а с другой, меньшие народы и нации, которые не достигли международного признания, но имели политические структуры, как крымские татары, в конечном итоге получили свои национальные автономии. Государственными языками в Крымской АССР стали крымскотатарский и русский, а крымские татары возглавляли республику до самого начала Второй мировой войны. Сейчас же, в современной России фокус смещают с содержания национальной автономии на ее форму. Очень удобно, с точки зрения нынешнего крымского руководства, выстроить такую линию: автономия 1921 года в составе России – автономия 1991 года в составе Украины – и возвращение к автономии в составе России в 2014-м. Однако это абсолютно ошибочно: в 1921-м году состоялся компромисс советской власти не с русскими, а с крымскими татарами.
По мнению Сергея Громенко, подобная трактовка связана с тем, что нынешние российские власти в принципе отказывают крымским татарам в политической субъектности.
Российский историк и публицист Борис Соколов считает, что искоренение крымских татар из политической истории Крыма 20-го века началось с депортации 1944 года.
– С одной стороны, крымскотатарский был одним из государственных языков, с другой стороны, на полуострове было много национальных автономных районов – шесть крымскотатарских, два еврейских, два немецких, один украинский. Политику коренизации в СССР начали сворачивать в начале 1930-х годов, в том числе в Украине. Уже потом, в 1944-м советская власть депортировала крымских татар, да и вообще решила избавиться от тех автономий, чьи народы казались ей не вполне лояльными: была уничтожена не только крымскотатарская, но и немецкая автономия в Поволжье, а также Чечня, Ингушетия, Калмыкия. При этом в Сибири остались бурятская и татарская автономии. В итоге до сих пор ничего подобного Крымской АССР на полуострове нет, он не воспринимается правительством России как крымскотатарская автономия, язык коренного народа используется крайне ограниченно.
В свою очередь, крымский историк Александр Севастьянов указывает на то, что, поскольку формально Крымская АССР не была создана для крымских татар, это в дальнейшем позволило не оформлять подобный статус в 1991-м.
– С одной стороны, события 1991 года была напрямую связаны с событиями 1921-го, поскольку крымскую автономию тогда воссоздавали. Другое дело, что имплементация результатов референдума происходила еще в советской правовой системе, плюс автономия 1921-го не была нигде в документах названа национально-территориальной. Языка государственных было два, но говорить о том, что одна какая-то национальность выделяется, было нельзя. Просто большевики тогда видели, что в Крыму уникальная ситуация: ни одна этническая группа не составляла большинство населения – потому они и приняли такое решение об автономии в составе РСФСР… Но я бы не мог провести параллели между Крымской АССР того периода и сегодняшней Республикой Крым – это совершенно разные юридические плоскости.
Между тем украинский историк, доктор исторических наук Лариса Якубова убеждена, что современных крымских и российских политиков не интересует реальная история крымской автономии 1921 года.
– Чиновники очень любят круглые даты, но зачастую абсолютно не знают их предысторию. Это банальная инструментализация истории, когда современные функционеры используют подобные поводы, чтобы сказать и все, и ничего одновременно. Выступление Аксенова демонстрирует традиционную линию имперской российской бюрократии: попытка идеологически связать в единое целое современную историю России и Крыма, обелить аннексию и подвести под нее удобоваримое основание для не знающих историю людей. Это такой политически переваренный суррогат истории. На самом деле история советской автономии в Крыму – это колоссальное поле нерешаемых проблем и противоречий, которые чаще всего развязывались методом физического уничтожения. Все эти сегодняшние аллюзии на преемственность – желание создать для себя видимость мощи современного российского государства.
Таким образом, заключает Лариса Якубова, в современной России политику исторической памяти формируют преимущественно политики, без участия профессиональных историков, и риторика по поводу основания Крымской АССР – яркое тому подтверждение.