Важные новости

Как власть «нагнула» севастопольцев в вопросе культурного кластера на Хрустальном

05.10.2021  /  Категория: Культура  /  Тема: Полный абзац!

В Севастополе на архитектурно-художественном совете официально представили эскиз музейного комплекса в составе культурного кластера на мысе Хрустальном. Это сделали лично Вольф Прикс и Маркус Проссинг - партнёры-архитекторы из австрийского бюро «Coop HIMME

Состоявшаяся вчера презентация расставила все точки над «и».

В Севастополе на архитектурно-художественном совете официально представили эскиз музейного комплекса в составе культурного кластера на мысе Хрустальном. Это сделали лично Вольф Прикс и Маркус Проссинг - партнёры-архитекторы из австрийского бюро «Coop HIMMELB(l)AU». Если театр оперы и балета – детище Прикса, то над музеем больше работал Проссинг.

Что в проекте

В предложенных эскизах музейный комплекс представляет собой одно большое, очень сложное по форме и многообразное по функционалу здание. Оно планируется через дорогу от театра оперы и балета и должно стать «продолжением динамической экспрессии оперы». Сложность формы не повлияет на устойчивость здания – оно проектировалось с учетом сейсмоактивности региона.

В предложенных эскизах музейный комплекс представляет собой одно большое, очень сложное по форме и многообразное по функционалу здание. Оно планируется через дорогу от театра оперы и балета и должно стать «продолжением динамической экспрессии оперы»

Как утверждают создатели проекта, форма музея «подстраивается под условия окружающей среды» и «создает визуально-пространственную связь с памятником Солдату и Матросу». В частности, для посетителей Зала славы Севастополя (постоянной экспозиции, посвященной истории города-героя) окно станет своеобразной рамой памятнику «Солдат и Матрос».

Фасад будет сочетать прозрачные и непрозрачные поверхности. Пространство между входами в театр и в музей планируется использовать для проведения фестивалей и мероприятий. «Гибкое» внутренне пространство позволит реализовывать самые разные сценарии и будет претендовать на роль признанной площадки международных мероприятий по современному искусству, считают создатели.

Если опустить все высокие слова про будущее, интеграцию и чувственный опыт (да, ему тоже нашлось место в презентации), то в сухом остатке имеем крупногабаритное здание, в котором будут музейное, выставочное, творческо-образовательное и реставрационное пространство, кинотеатр, театр под куполом, фондохранилище, ресторан и служебно-бытовые помещения.

Предполагается, что музейный комплекс сможет принять одновременно до 700 посетителей и не менее 60 студентов, при этом еще более 150 человек будут там работать.

«Частные мнения»

«Если бы я здесь жил, этот проект должен был бы тут находиться», – так Вольф Прикс, уже знакомый с мнением значительного числа севастопольцев, предварил вопросы негативно настроенных членов архитектурного совета и ряда приглашенных гостей.

Видели ли вы Севастополь раньше («да, а сегодня даже впервые сверху»), как в Австрии относятся к истории, к памяти войны, к ветеранам, памятникам («конечно же, крайне уважительно»), про предыдущий опыт такого вторжения в историческую среду и реакцию на это населения («ни малейших проблем, мы очень бережны!») – задавая вопросы и отвечая на них, большую часть эмоций обе стороны оставляли при себе. Одна сторона словно тянула резину обязательной программы, а вторая понимала: вот её роль здесь совсем необязательная, но сказать что думаешь – всё равно нужно.

Вольф Прикс утверждал, что его вдохновляло и место, и сам памятник Солдату и Матросу, который неким образом даже отражен в конструкции музейного комплекса. Севастопольские эксперты доказывали обратное: деконструктивизм противоречит классическому стилю центра Севастополя, а громоздкость и расположение объектов кластера полностью обесценивают памятник, который до этого по праву являлся доминантой Хрустального мыса.

Формально штык памятника остаётся самой высокой точкой на мысе Хрустальном

Формально штык памятника остаётся самой высокой точкой на Хрустальном

культурный кластер на мысе Хрустальном в Севастополе

Это самый выгодный для памятника ракурс

Функционал комплекса тоже озадачил членов совета: это больше выставочные залы, а не музей, отметили они. Михаил Развожаев напомнил, что большой пантеон будет возведен на Хрустальном несколько дальше и выше, однако в чем смысл разнесения этих объектов, должных дополнять друг друга в том числе и композиционно, – это останется в сфере гипотез и домыслов.

Юрий Падалка, председатель Севастопольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «Существует ли в архитектурной школе Австрии или мировой школе понимание того, что архитектурный объект должен как-то соотноситься с тем окружением, которое вокруг него расположено. С историей этого места и его культурой?»

Сама формулировка вопроса показалась австрийскому эксперту странной. С его точки зрения, внешний облик города должен «эволюционировать» вместе с ходом времени, а не задерживаться на какой-то конкретной эпохе и стиле.

Вольф-Диттер Прикс, архитектор австрийского бюро «CoopHimmelb(l)au»: «Я действительно не понимаю вашего вопроса. Нельзя повторять историческую архитектуру в будущем. У каждого города есть эволюция. Возьмите тот же Рим. От римской культуры они перешли к готике, затем к барокко, классицизму. И эти перемены будут всегда. Этим и должны заниматься архитекторы».

Более того, считают севастопольские эксперты, исходя из доклада, предполагаемое строение куда больше напоминает открытое выставочное пространство, нежели полноценный комплекс, посвящённый истории города. А ведь изначально территорию намеревались использовать в качестве музея Севастополя. В итоге, сейчас внутри предлагается разместить зал для презентаций частных коллекций, зал современного искусства, зал классического искусства и только 1 зал славы Севастополя, где и будут находиться экспозиции. Объёмный блок предоставят под хранилище и реставрацию фондов комплекса.

Виталий Зотов, директор Российской государственной художественной галереи: «Мы постараемся достаточно яркие и интересные экспозиции представить. Те 240 лет, которые и доказали, что не зря Севастополь называется патриотической и героической столицей России. Кроме того, как это предусматривается современными мировыми музеями, у нас будет достаточно большой творческо-образовательный центр как для детей, так и для взрослых».

Эксперты опасаются, что даже если данный проект и будет реализован в представленном виде, то он создаст значительную нагрузку на транспортную систему города. Идея разместить объекты культурного кластера так, чтобы их разделяла проезжая часть, может привести к пробкам. По предварительным наработкам, решить этот вопрос планируется – для этого власти намерены соединить участки подземным тоннелем. Но все эти проблемы меркнут по сравнению с общей, не вписывающейся в образ города концепцией, настаивают местные архитекторы.

Сергей Комаров, председатель Союза архитекторов Севастополя: «Здесь что получается? На мой взгляд, убили масштаб мыса Хрустального. Когда вы говорите, что там высота театра на три метра ниже «Штыка и Паруса» – зачем так говорить? Мы же все тут архитекторы, всё понимаем. А это ворота в город. И второе – это символ города. Он на всех открытках. Второе: обесценена композиция мемориала. Вы представьте себе: поставить такой комплекс на заднем плане «Родины Матери» в Волгограде. Это же немыслимо. А у нас мыслимо почему-то».

Михаил Развожаев, губернатор Севастополя: «Сейчас есть концепция, которая представлена, после которой коллеги перейдут в фазу проектирования. Если бы кроме эмоций и оценок кто-нибудь ещё бы высказался конкретно по концепции, это обязательно было бы учтено, как минимум, после сегодняшнего мероприятия. При этом, я не умаляю всё, что вы сказали до этого, про историзм. Но тут теперь просто… единственное, в чем вы неправы – в том, что сегодня представляется концепция. Проекта еще нет, коллеги представляют концепцию».

В итоге критический настрой Сергея Комарова, Юрия Падалки, Валерия Дорошко и Наталии Мильчаковой был назван частным мнением – «а есть и другое!».

Действительно, не все севастопольские эксперты были настроены столь негативно. В частности, бывший главный архитектор города Валерий Мухин поздравил проектировщиков с успехом и отметил необходимость создания пешеходной зоны там, где по сегодняшнему проекту между театром и музеем идет трасса. Напомним, это пространство предполагается использовать для массовых творческих мероприятий.

Как выяснилось, предложенную идею тоннеля для машин уже рассматривают, и она, вполне вероятно, будет воплощена.

Начистоту

Не всем доволен был и сам Прикс: он трижды повторил, что не может понять, зачем нужно было передвигать музейный комплекс. Напомним, это сделали ради сохранения памятников истории, обнаруженных во время археологических раскопок, но это Вольфу Приксу или не объяснили, или же он сам счел это недостаточным основанием.

И всё же стоит признать: не австрийские архитекторы выбирали место для заказанного им кластера, не они приняли скоропалительные градостроительные решения и вывернули наизнанку процедуру якобы общественного обсуждения. И хранить нашу историю, и строить нашу мечту – точно не задача нанятых европейских деконструктивистов.

Вот только что для австрийца – пыль, для русского – память о том, что было, и надежда на то, что будет. Это и про классический архитектурный ансамбль центра Севастополя, и про неслучившийся парк, и про превращение в маленького оловянного солдатика еще недавно величественного и могучего памятника.

«Либо форму другую, либо на 7-й километр», – это заявление главы севастопольского отделения Союза архитекторов Сергея Комарова нельзя упрекнуть в запоздалости, ведь оно звучало с самого начала проекта. Но на 7-м километре, увы, нашлось место только для жилой застройки.

С прямолинейной честностью точки над I расставил молчавший до самого финала Вячеслав Горелов.

«Я не понимаю, почему мы здесь сегодня собрались. Я не понимаю, потому что все уже решено. Взрослые люди – мы потеряли время, приехали сюда. Я понимаю, если бы на этом совете рассматривали варианты концепции – одна, вторая, третья. Мы выбрали бы, например, вторую, или попросили бы сделать четвертую – но всё уже случилось. А теперь мы, соответственно нашей традиции, решаем проблемы: транспортные, энергетические, парковочные, озеленительные и все остальные прочие», – констатировал депутат.

Севастопольцы с самого начала стали заложниками абсолютно нарушенной процедуры, отметил он. Словно нарочно, каждое принятое решение шло наперерез четко выраженной воле горожан – желанию видеть на Хрустальном парк, нежеланию видеть кластер и категорическому протесту против жилья в Артбухте и неуместного здесь деконструктивизма.

И это короткое заявление стало уже не о кластере – оно прозвучало как напоминание о необходимости называть вещи своими именами.

«Мне очень горько это осознавать, но Севастополь эту битву проиграл. И сегодня мы становимся свидетелями самой крупной градостроительной ошибки, которая совершилась за всю историю Севастополя. Самая крупная. Я очень хотел бы, чтобы это случилось в последний раз. Я надеюсь быть услышанным», – сказал Вячеслав Горелов.

Сумел ли переводчик донести до Вольфа Прикса слова Вячеслава Горелова и всех остальных, не согласных с таким воплощением проекта? Впрочем, это не важно, ведь тем, кто действительно должен услышать и понять, переводчик не нужен. Как будто бы не нужен.

Напомним, театр оперы и балета строят уже несколько месяцев, но Главгосэкспертиза согласовала проект только на днях. Но какая теперь, в сущности, разница?


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи