Важные новости
«Это от глупости, а не от недостатка воды»: Спасут ли Крым от засухи и наводнений новые водохранилища?
20.08.2021 / Категория: Экономика / Тема: Аналитика
Изобильненское водохранилище, Алушта
Российские власти Крыма объявили о планах по строительству новых водохранилищ на полуострове. По их мнению, это поможет сохранять значительные объемы воды, в том числе, полученные в результате обильных осадков. В этом году продолжительные ливни не только наполняли водохранилища, но и стали причиной наводнений на юге и востоке Крыма.
Нужны ли Крыму новые водохранилища? Есть ли ограничения для их строительства? О том, решится ли таким образом проблема водообеспечения полуострова, шла речь в программе «Крымский вопрос» в эфире Радио Крым.Реалии.
Российский глава Крыма Сергей Аксенов заявил во время «прямой линии» 12 августа, что в Крыму запланировано строительство двух водохранилищ: для Алушты – объемом 8 млн кубометров и для Симферополя – около 15 млн кубометров, а также опреснительной установки в Ялте. По его словам, это «позволит иметь необходимый запас при паводках, обильных осадках».
Однако проектирование новых водохранилищ, помимо непростых технологических требований, в Крыму может осложниться активным жилищным строительством, заявил в эфире радио «Спутник в Крыму» директор научно-производственной фирмы «Водные технологии» Анатолий Копачевский. По его мнению, особенно это касается Южного берега Крыма, где в районе Алушты планируют строить Солнечногорское водохранилище.
Проект водохранилища разрабатывался еще во времена СССР, в те годы окрестности Алушты еще не были сильно заселены. Но именно отсутствие населенных пунктов ниже планируемой дамбы является одним из обязательных условий строительства водохранилища, заявил Копачевский:
«Должен быть соответствующий рельеф местности – с тем, чтобы дамба, которая будет ограждать водный ресурс, имела минимальный периметр, который искусственно создается. Чтобы оно имело соответствующие емкости, и не подтапливало, опять же, какие-то населенные пункты, чтоб не находились непосредственно под дамбой. То есть, опять же, если дамбу смоет, чтоб не смыло населенные пункты... Я думаю, именно поэтому и заключается сложность. То есть, мы говорим о том, что строительство водохранилищ необходимо, но это – концептуальный посыл. И эти концептуальные посылы могут наталкиваться на противоречия, связанные с фактической ситуацией: где-то землю распаевали и ее надо выкупать. И вот тут встает конфликт общественных интересов и частных интересов».
О необходимости строительства новых водохранилищ в Крыму местные власти заговорили относительно недавно – при том, что с конца 2014 года полуостров не получает днепровскую воду. С одной стороны, воды в Крыму не хватает, с другой – в этом году выпало большое количество осадков, и эту воду необходимо где-то хранить, чтобы она не уходила в море. Об этом говорил в эфире радио «Спутник в Крыму» доктор технических наук, завкафедрой водоснабжения, водоотведения и санитарной техники Академии строительства и архитектуры «Крымского федерального университета» Илья Николенко. По его словам, во время ливней на юге полуострова, крымские реки сбрасывали в море по несколько миллионов кубометров воды в сутки.
В июле 2021 года Николенко утверждал, что средний дефицит воды в Крыму составляет около 150 млн кубометров, поэтому необходимы дополнительные накопители пресной воды – по его словам, для этого можно использовать котлованы выработанных карьеров, которые он назвал «потенциальными водохранилищами».
Заместитель директора украинского Института водных проблем и мелиорации Михаил Яцюк высказал в эфире Радио Крым.Реалии мнение, что при планировании строительства подобных сооружений надо учитывать все возможные риски для населения и близлежащих объектов.
– Строительство водохранилищ связано с рисками гидродинамических аварий и влиянием на окружающую среду. Крымские горы – молодые, если строить там водохранилища, есть большой риск разрушения плотин и дамб: к этому могут привести даже небольшие сейсмические толчки. При разрушении дамбы населенные пункты, размещенные ниже, будут очень быстро затоплены, что может привести к человеческим жертвам. Эти аспекты должны быть главными при рассмотрении планов по строительству таких водохранилищ.
Он добавил, что сейчас в мире используется другая практика для горных районов – это «активное регулирование», когда создаются небольшие водохранилища, которые заполняются только во время паводков, и затем эту воду используют для различных нужд. Но в этих случаях речь не идет о сооружении постоянно действующего водохранилища.
Михаил Яцюк подчеркнул, что в нынешнем году на полуострове наблюдаются аномальные погодные условия, во время которых достаточно сложно предсказать, в каких именно районах Крыма могут пройти ливни. И районы, в которых могут происходить наводнения, могут не совпадать с теми, где планируют построить водохранилища местные власти. По его мнению, уже имеющихся водохранилищ достаточно для того, чтобы обеспечить водой крымчан: «Проблема в том, как рационально используют эти ресурсы. Потому что, если построить еще одно водохранилище рядом с Симферополем, это не решит проблему Симферополя».
Что касается использования карьеров в качестве водохранилищ, Михаил Яцюк высказал сомнения в том, что они смогут выполнять функции регуляторов без соответствующего оборудования.
– Эти карьеры должны быть оборудованы специальными гидротехническими сооружениями, которые будут воду запускать и выпускать. Потому что, как правило, это – географическая низина на определенной территории, они просто аккумулируют природные стоки и становятся озерами. Но они не могут осуществлять регулирование, если они не будут соответствующим образом оборудованы. Поэтому мне кажется, что тут определенные манипуляции по поводу использования карьеров как регуляторов. Они могут быть просто накопителями природного стока.
Летние ливни в Керчи и Ялте в этом году не только наполнили местные водохранилища, но и стали причиной многочисленных наводнений и разрушений. В июле в Ялте и окрестностях потоки воды смыли пляжи, разрушили и засыпали камнями улицы и дома. А море на многих ялтинских пляжей временно закрыли для купания из-за дождей и селевых потоков.
Керчь в этом году пережила несколько наводнений. Первое произошло в июле, второе – 13 августа, когда накануне ночью прошли обильные ливни. В результате большинство улиц в центре города оказались затопленными. Очередной удар стихии пришелся в ночь на 16 августа, в результате наводнения в Керчи было приостановлено троллейбусное сообщение и отменен ряд маршрутов общественного транспорта. Метеорологи в тот день сообщили о выпадении месячной нормы осадков за сутки.
Можно ли избежать затоплений Керчи во время проливных дождей? Выход из ситуации предложил в эфире радио «Спутник в Крыму» директор крымской научно-производственной фирмы «Водные технологии» Анатолий Копачевский:
«В Керчи русла трех рек сходятся в одном месте. Соответственно, водосборная площадь, которая находится над Керчью, если там не восстановлены водохранилища – а мы понимаем, что они последние десять лет не эксплуатировались должным образом, и дамбы, которые должны перехватывать эту воду, не держат ничего, – если восстановят все эти водохранилища, этот объем воды не будет осуществлять такое одномоментное затопление. А при подходе будущих осадков, если эта вода не будет использована, то могут понизить уровень, начав сброс воды в русло реки заранее, тем самым освободив буферную емкость этих прудов, и тогда это затопление не будет столь катастрофичным».
При этом Копачевский подчеркнул, что «это не делается за месяц», а речь идет о целом плане противопаводковых мероприятий.
Экс-глава комитета АРК по водохозяйственному строительству, экс-министр курортов и туризма АР Крым Александр Лиев в эфире Радио Крым.Реалии напомнил, что проблема с наводнениями существовала на полуострове и до 2014 года. Например, он напомнил о подтоплениях Красноперекопска в 2009-2010 годах.
– Это связано с особенностями Крыма, который имеет разные ландшафты. В разных регионах есть свои особенности: в Ялте – тропические ливни, в Красноперекопске – очень слабая поглощаемость воды грунтом. Собственно, это природное явление, которое происходит во всем мире. Как с ним бороться? Была разработана государственная программа в связи с подтоплениями в Красноперекопске, которая включала в себя, в первую очередь, очистку русел рек, чтобы во время сильных осадков они справлялись с потоком, а также восстановление системы дренажа, которая в Крыму была одной из самых крупных в Украине. В рамках госпрограммы из госбюджета Украины были выделены почти полмиллиарда долларов на работы продолжительностью в семь лет, и в 2020 году работа должна была быть завершена.
По словам Лиева, если бы этот проект был полностью реализован, полуостров справился бы с теми объемами воды, которые привели к затоплениям южной и восточной части Крыма, и он «был бы защищен», однако после 2014 года российские власти Крыма не уделяли внимания этой проблеме.
Что касается заявления Сергея Аксенова о планах по обустройству двух водохранилищ возле Симферополя и Алушты, Лиев отметил, что в речь идет о проектах, которые начинали разрабатывать еще во времена СССР.
– Есть девять не начатых водохранилищ в Крыму, которые проектировались, но в итоге не были построены. Для той ирригационной системы, которая функционировала в 2013 году, такой большой потребности в них, наверное, не было. Мы справлялись с водохранилищами, которые у нас были. Сегодня, без днепровской воды, вопрос сохранения дождевой воды и рационального использования поверхностных вод, актуален. Я не знаю, что они планируют делать, но без днепровской воды экономика Крыма будет серьезно страдать. Для питьевых потребностей воды будет достаточно – даже с имеющимися водохранилищами. А для экономики – не знаю, как они смогут эту проблему решить. Придется рационально и бережно использовать воду, но это все равно не поможет восстановить экономику до уровня 2013 года. Четыреста тысяч гектаров орошаемых земель восстановить несколькими водохранилищами не получится, как не получится восстановить рыбхозы, системы орошения садов. Не получится заменить водохранилищами и снабжение промышленного сектора Крыма, который нуждается в днепровской воде.
Лиев еще раз подчеркнул, что в Крыму достаточно воды для обеспечения питьевых нужд населения и сферы ЖКХ, а также «довольно небольшого туристического потока» на полуострове. От недостатка воды, по его словам, сейчас в Крыму страдают аграрии и промышленный сектор.
– Если кто-то из крымчан, кто нас сейчас слышит, испытывает проблемы с недостатком воды и связывает это с перекрытием Северо-Крымского канала, то это неверно. Связывать это нужно с непутевой деятельностью местных оккупационных властей. Это от глупости, а не от недостатка воды. Просто кто-то не умеет этим правильно распорядиться.
Александр Лиев также рекомендовал крымчанам использовать независимые источники информации для того, чтобы получить подтверждение озвученных им ранее тезисов. Для примера, он предложил сравнить городские бюджеты Симферополя и Чернигова (который, по его словам, значительно меньше крымской столицы). Лиев подчеркнул, что бюджет Чернигова почти на треть больше бюджета Симферополя, несмотря на заявления российских властей о денежных вливаниях в Крым.
– Коммунальные сети Симферополя изношены, они в аварийном состоянии, в коммунальных сетях – до 60% потерь воды. Решить эту проблему можно многомиллионными вложениями. Симферополь сегодня себе позволить этого не может. Не мог он себе этого позволить и в 2013 году – скажут скептики. Действительно, в 2013 году децентрализация в Украине не состоялась и многие города так же бедствовали. Но вот что произошло за семь лет в Украине, когда украинские города получили бюджеты, и сейчас могут наводить порядок, строить дороги – своими силами. Не какими-то государственными программами, а сами: распоряжаясь и используя мнение граждан. Симферополю необходимо вкладывать деньги в подземные коммуникации, но оккупант этого делать не хочет, а местная власть ресурсов для этого не имеет.
Специалист геоинформационных систем Мирового центра данных по геоинформатике и устойчивому развитию Сергей Гапон сообщил в эфире Радио Крым.Реалии, что идея по сохранению водных осадков на полуострове – верная, но строительство водохранилищ в некоторых регионах Крыма может привести к нарушению экологического баланса. По его мнению, небольшие водохранилища вряд ли решат проблему, поскольку даже сейчас, после обильных осадков, Симферопольское водохранилище заполнено водой примерно наполовину.
– Симферопольское водохранилище является определенным индикатором. Потому что если и оно не наполнилось после таких интенсивных дождей, то что будет с новым водохранилищем, которое планируют построить? Если рассмотреть Алушту, то возникает много проблем, связанных с геоморфологическими процессами и заселением территории. Когда в советское время планировали строить водохранилище в Алуште, там не было такого количества людей и неправильно построенных сооружений, а речь идет, действительно, о десятках тысяч людей.
Он добавил, что климат меняется во всем мире, не только в Крыму. Но последние наводнения в отдельных регионах полуострова могут быть связаны не только с природными явлениями, но и с антропогенными факторами – то есть, последствиями деятельности людей. В том числе, речь идет о массовой застройке и допускаемых при этом нарушениях, что может привести к «катастрофическим последствиям». Что касается природных процессов, эксперт не исключил, что погодные катаклизмы, включая паводки, «могут с каждым годом только нарастать».
Российский независимый эксперт, кандидат геолого-минералогических наук Юрий Медовар в эфире Радио Крым.Реалии высказал напомнил о цикличности природных явлений, когда многоводные годы сменяются маловодными.
– Создание таких водохранилищ я бы назвал сезонным регулированием, потому что в маловодные годы они не будут наполняться. Это возможно, но это – дополнительные деньги и изъятые площади. Чтобы их спроектировать, обязательно нужно математическое моделирование бассейна, водосбора, которое учитывает взаимосвязь поверхностных и подземных вод. Потому что сток рек осуществляется за счет разгрузки подземных вод. В Крыму, насколько я знаю, нещадно эксплуатируют подземные воды. Меняется пластовое давление, падает уровень водоносных горизонтов, снизу подтягиваются солоноватые воды. Реки дренируют подземные воды – то есть сток реки составляет примерно 30%. Когда мы эксплуатируем подземные воды, мы тем самым уменьшаем подземный сток, и реки мелеют. Все меры, которые сейчас в Крыму пытаются осуществить, не могут покрыть того, что давал Северо-Крымский канал – около 80% [воды]. Те 20%, которые были при канале – они никуда не делись, остались в Крыму. Да, [увеличились] за счет паводков, но так не будет каждый год.
Юрий Медовар высказал мнение, что прежде чем приступать к строительству новых водохранилищ, необходимо просчитать цикличность маловодных лет, чтобы оценить эффективность потраченных средств. Он напомнил о том, какие ресурсы были потрачены на поиски пресной воды под Азовским морем, результата которых пока в Крыму не ощутили.
Украинский эколог и футуролог Тарас Бебешко считает, что при обсуждении планов российской власти Крыма по строительству новых водохранилищ, возникает главный вопрос: чем их заполнять?
– Ливневые осадки будут увеличиваться. Это одна из характеристик изменений климата, когда за короткий промежуток времени выпадает большое количество осадков. Это будет смывать плодородную почву, она будет попадать в водохранилища в большом количестве и приводить к их заиливанию. Насколько мне известно, проекты, разработанные во времена СССР, были ориентированы только на обеспечение городов. Для меня это свидетельствует о том, что на любом сельском хозяйстве в Крыму поставлен крест. А в этом случае – и на возможности для Крыма обеспечить себя собственной сельхозпродукцией. В таком случае Крым становится зависимым от поставок всего (из соседней России – КР).
По мнению Тараса Бебешко, необдуманные действия по добыче пресной воды из-под Азовского моря могут стать причиной возникновения карстовых провалов – не только на территории полуострова, но и в самом Азовском море. Он напомнил, что речь идет об одном из самых мелких морей мира, и, если там начнут образовываться карстовые провалы, это может привести «к очень негативным последствиям», связанным с отходом воды от линии побережья или, наоборот, с затоплением, а также к изменению водного баланса в море.