Важные новости
«Ему, значит, можно все?» Бывшего советника российского губернатора Севастополя обвиняют в убийстве собаки
08.05.2021 / Категория: Общество / Тема: Полный абзац!
В Вологодской области России расследуется уголовное дело в отношении бывшего сотрудника ФСБ и экс-советника российского губернатора Севастополя Константина Михалева – по словам соседа, он расстрелял собаку у него на глазах, а затем угрожал убить и его. Сам Михалев причастность к преступлению отрицает и обвиняет пенсионера в ложном доносе. Корреспондент Север.Реалии разбиралась, почему, несмотря на ужесточение законодательства, в России по-прежнему так трудно наказать живодеров.
Двухлетнюю хаски Эльзу застрелили под Новый год, 31 декабря 2020 года, в доме 63-летнего жителя Тотемского района. Когда шокированный пенсионер Николай Неклюдов попытался приблизиться к телу собаки, стрелявший приставил дуло "парабеллума" к его голове.
– Он в полиции нашей всех запугал, что он в ФСБ работал, что у него в Москве везде связи. Это я точно знаю, у нас город маленький, ничего не утаишь, – говорит Неклюдов про своего соседа, застрелившего собаку. – Пистолет он куда-то спрятал, а наша полиция и не ищет. Только гильзу от парабеллума нашли у меня под холодильником, и все. Я хочу, чтобы у него пистолет этот нашли и забрали, потому что он опасный, злой человек. Разве нормальный человек убьет собаку? Меня до сих пор трясет, когда его вижу. Боюсь, что и меня убьет рано или поздно.
"Убил ее, сволочь"
Деревенька Неклюдиха затерялась в густых лесах Тотемского района, в живописном месте на слиянии двух рек – Сухоны и Старой Тотьмы.
– Это наша родовая деревня, – говорит Николай Николаевич. – Мы – Неклюдовы, и деревня, значит, Неклюдиха. Я здесь родился, вырос и вернулся сюда, когда вышел на пенсию.
До Неклюдихи от райцентра Тотьма – десять километров по асфальту и потом еще пять – по грунтовке. Домов в деревне около десятка, Николай Неклюдов – единственный, кто живет тут постоянно, остальные – дачники, приезжающие на лето.
Десять лет назад рядом с участком Неклюдовых началась стройка, и вскоре на берегу речки Старая Тотьма вырос двухэтажный особняк. Соседом тотемского пенсионера оказался Константин Михалев, "не из местных".
– Он особо не рассказывал о том, где работает, говорил, что в Москве, что работа серьезная. Как его в наши края занесло, я не знаю – наверное, на охоту ездил, места понравились. Как только построился, начал часто сюда ездить. Отношения у нас были нормальные, соседские, я присматривал за его домом, когда он уезжал, кормил его собаку – Алмаза. Собака его везде бегала, по всем соседним деревням – тут накормят, там дадут поесть. Набегается и снова сюда бежит. Бывало, и несколько дней носится где-то.
Так было и в конце декабря прошлого года. Михалева в Неклюдихе не было, "на хозяйстве" оставалась его теща Людмила. Она-то и решила, когда Алмаз в течение нескольких дней не появлялся в деревне, что к его пропаже причастен сосед – тотемский пенсионер Неклюдов.
– Не знаю, как ей вообще это в голову взбрело – как будто я куда-то мог их собаку увести или убить. Мне это зачем нужно? Я собак люблю, и к их собаке как к своей всегда относился. В общем, это теща Михалева его против меня накрутила насчет Алмаза, я так думаю. 30 декабря он приехал вместе с женой Дашей, а 31-го Эльзу мою убил. А Алмаз их через два дня после этого прибежал, – вспоминает Николай Николаевич.
Эльза – голубоглазая собака породы хаски. Два с половиной года назад ее совсем щенком купила сноха Николая Неклюдова Светлана.
– Ой, хорошая была собака, до того умная, так я таких не видывал еще. А у меня все время собаки жили, сколько себя помню. Ногу как-то сломал, так Эльза меня возила на санях. Все понимала.
31 декабря примерно в 11 утра Эльза, скуля, вбежала в дом.
– Я сразу понял, что она ранена, причем рана была от выстрела. Меня всего затрясло, руки задрожали. Я сразу побежал на улицу, к дому Михалева. Я был уверен, что это он сделал. У него же оружия всякого полно, да и теща его накануне со мной из-за пропавшего Алмаза ругалась.
Соседа Николай Неклюдов застал возле гаража.
– Я ему крикнул: "Ты чего наделал-то, иди сам посмотри! Ты зачем в собаку мою выстрелил?". Он двинулся на меня, какой-то взгляд был невменяемый. То ли пьяный, то ли под чем-то. Пистолета в руке у него я не видел. Увидел бы, конечно, в дом его не пустил. Когда он зашел, Эльза была в кухне, увидела его, забилась в угол, за холодильник. Я ничего не понял, что происходит – смотрю только, у него в руках дуло пистолета блеснуло. Он направил пистолет на собаку и всё. Застрелил. Прямо на моих глаза убил её, сволочь! Я Афган прошел, всякого насмотрелся. Тогда год после возвращения домой не мог спокойно спать, кошмары снились. Когда это случилось, у меня снова Афганистан перед глазами встал. Он ведь мне ко лбу пистолет наставил, я почувствовал это дуло кожей! Страшно.
А потом истекающую кровью собаку Михалев потащил к выходу.
– За ноги тащил по полу, тут все было в крови, весь пол, – чуть не плачет пенсионер. – Я бросился к нему, чтобы собаку отнять у него. Но он наставил на меня пистолет, прямо в лоб, и сказал: "Еще один шаг, и тебя убью". Я отошел назад.
Дальнейшее Николай Николаевич наблюдал из окна дома. По его словам, сосед протащил Эльзу по двору – на снегу остался кровавый след. Оставил труп возле электрического столба и убежал куда-то.
– Я честно, испугался сильно. Боялся выйти на улицу, чтобы забрать Эльзу. Он же угрожал меня убить только что. Через минут пять Михалев выкатил снегоход на улицу. Потом выбежала его гражданская жена Даша. Они вместе за ноги взяли Эльзу, положили ее в какой-то пакет, погрузили на снегоход и уехали в сторону леса.
Николай Николаевич начал звонить родственникам: жене, сыну. Супруга Неклюдова и его младший сын Александр с семьей живут в райцентре.
– Коля позвонил, я даже не поняла, что это он: голос дрожал, я никогда раньше его таким не слышала, – вспоминает Наталья Неклюдова. – В шоке был, сказал, что Михалев убил нашу Эльзу. Это наша любимица, с документами собака, из питомника. Я даже не поверила сначала: как такое может быть вообще? Как это – убил? За что? Сказала мужу, чтобы срочно вызывал полицию.
Советник губернатора
8 апреля 2019 года тогдашний российский губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников представил правительству своего нового советника – 44-летнего Константина Михалева. "Прошу сотрудничать по вопросам, связанным со взаимодействием с правоохранительными органами, по противодействию ситуациям, ведущим к угрозе интересам бюджета Севастополя. Константин Александрович имеет профессиональный путь работы в органах Федеральной службы безопасности", – цитируют Овсяникова крымские СМИ.
– В то время он меньше стал ездить в Неклюдиху, про работу в Севастополе говорил, – вспоминает Неклюдов. – Не знаю, долго ли он там работал, только знаю, что уже не работает. "Перестарались" вроде как, сам Михалев как-то обмолвился.
Овсянников ушел в отставку с поста губернатора Севастополя летом 2019 года. Меньше чем через год, будучи в должности замминистра промышленности и торговли России, в аэропорту Ижевска он устроил скандал из-за требования предъявить посадочный талон. Размахивая служебным удостоверением, Овсянников обложил сотрудников аэропорта и полицейским отборным матом. В итоге потерял должность и был исключен из "Единой России".
Николай Неклюдов уверен, что после убийства его собаки Михалеву пригодился опыт "взаимодействия с правоохранительными органами".
– Я когда немного в себя пришел, позвонил участковому нашему, мол, приезжай разбираться, у нас тут стреляют из короткоствола, собаку убили, мне угрожали. Но он сказал: а меня не отправляют к вам, команды не дают. Я уже потом узнал, у нас же тут все друг дружку знают, что тогда Михалев сразу позвонил в полицию и сказал, что не надо ехать в Неклюдиху – сами уладим конфликт, мол, договоримся по-соседски.
Родным Николая Николаевича кто-то из знакомых посоветовал: звоните через службу 112, обязаны звонок зафиксировать и отреагировать. Так и поступили. В итоге под вечер 31 декабря в Неклюдиху приехал наряд полиции в составе четырех человек.
– Сфотографировали тут все, все в крови же было кругом. Я все рассказал и предложил им поехать искать Эльзу – доказательство преступления. Сказал, что видел, как он на снегоходе ее в лес повез, что надо по горячим следам искать, если хотите разобраться. Но они сказали: темно, Новый год через несколько часов, всем надо домой, к столу, к семьям. Не поехали, в общем, они никуда.
"Нет тела – нет и дела"
Вечером 31 декабря вся семья Николая Неклюдова собралась в Неклюдихе, но праздника не было.
– Просто сидели все в шоке от этого, – рассказывает сноха Неклюдова Светлана. – Было заранее куплено спиртное к столу, до сих пор стоит нетронутое. Николай Николаевич после этого случая вообще три недели не мог нормально есть, переживал.
Через три дня Неклюдовы нашли в лесу приваленную снегом Эльзу. Неподалеку была спрятана верхняя одежда Михалева, в которой он находился 31 декабря. О находке они сразу сообщили в полицию.
– У него, видимо, есть там информаторы, в отделе нашем. Потому что пока полиция до нас доехала, Михалев тело собаки и одежду куда-то увез опять. Мы подозреваем, что утопил в Сухоне. Там есть полыньи, течение – унесет все сразу. А нет тела – нет и дела, – говорит Николай Неклюдов. – А следы он на снегоходе так запутал, все разъездил там вокруг, что не понять, в какую сторону искать.
Семье удалось добиться возбуждения уголовного дела по трем статьям – жестокое обращение с животным, угроза убийством и умышленное уничтожение или повреждение имущества. Однако Михалев проходит по нему как свидетель, Неклюдову даже не присвоен статус потерпевшего. В конце апреля в местном отделе полиции между ними прошла очная ставка.
– Что творил на ставке этот Михалев, уму не постижимо. Наглый, самоуверенный, так ни разу передо мной и не извинился даже. Заявил, что кровь видел в моем доме, собаку видел, но будто бы на ней никаких следов ранений не было. Откуда тогда кровь? Говорит: а это может от другой собаки. А моя Эльза, мол, вообще, может, жива, я ее прячу. Ну не бред ли?Экспертиза установила, что на холодильнике, на полу, на крыльце дома Неклюдова действительно была кровь собаки. Под холодильником была найдена гильза от патрона пистолета системы Люгера – "парабеллума". В ходе обыска в доме Михалева в Неклюдихе нашли несколько сотен единиц патронов разного калибра: охотничьих "Ремингтон", винтовочных спортивно-охотничьих, несколько единиц охотничьего оружия и сигнальный пистолет.
– Этим пистолетом он вооружил тещу, она с ним по деревне прошлым летом ходила, хвасталась, – говорит Николай Неклюдов. – Пистолет, из которого он Эльзу убил, не нашли, да и не ищут. Как это так? У человека есть нарезное короткоствольное оружие, это доказанный факт – гильза то от "парабеллума". А ведь у нас в России владеть короткоствольным оружием гражданам запрещено, это уголовная статья. Я несколько раз на очной ставке его спросил: "Куда пистолет дел?". Молчит. И дознаватель как будто не слышит вопроса, тоже не поинтересовалась ни разу, где же "парабеллум".
Недавно к делу, в котором Николай Неклюдов пока проходит как свидетель, подключился адвокат из Вологды Сергей Глущенок. За плечами у него – работа следователем по особо важным делам в северо-западном управлении МВД.
– Вряд ли Михалев, как опытный сотрудник органов, будет хранить запрещенное к владению оружие где-то у себя дома. Даже если проводить обыск по месту прописки – ничего не найти. Тела собаки нет, орудия совершения убийства – нет. Конечно, его версия о том, будто Неклюдов его оговорил, не состоятельна. Судя по тому, что Михалев говорил на очной ставке, никакого серьезного неразрешимого конфликта, который мог бы заставить Николая Неклюдова пойти по сути на уголовное преступление, дав ложные показания по таким серьезным статьям, между ними не было.
В разговоре с корреспондентом Север. Реалии Константин Михалев подтвердил, что действительно ранее работал в органах ФСБ и был советником российского губернатора Севастополя. Свою причастность к совершению преступления он отрицает – собаку, мол, не убивал.
На вопрос, что заставило простого пенсионера из вологодской глуши оговорить своего соседа из столицы, он пожал плечами.
– Приезжайте месяца через два сюда, вот тогда поговорим, – добавил Михалев.
Николай Неклюдов после очной ставки вышел в тесный коридор местного отделения полиции в явном недоумении.
– Пишет заявление на меня за ложный донос, подумайте только, – качает головой пенсионер. – Ну, пусть пишет. Мне главное, чтобы у него все оружие забрали и запретили вообще им пользоваться. А то как это так? У меня было заявление об угрозе убийством написано, про убийство собаки написано, а Михалев еще неделю после этого по деревне на снегоходе с оружием наперевес разъезжал. И полиции дела нет! Это просто какой-то беспредел, что творится. Ему, значит, можно все? А если ему завтра в голову придет не собаку убить, а человека?..
Ст. 245 Уголовного кодекса России – жестокое обращение с животными – одна из самых неработающих в России. В декабре 2017 года Госдума внесла в нее изменения, максимальное наказание за гибель или увечье животного в результате жестокого обращения увеличилось с одного до трех лет лишения свободы. Также изменили ст. 150 Уголовного кодекса и ст. 151 УПК, ужесточающие наказание для живодеров. О том, что ст. 245 УК все равно нужно доработать, заявлял еще в 2017 году председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. По его данным, статистика по правоприменению ст. 245 УК "практически нулевая – шесть осужденных за три года". Изменили статью после массовых протестов граждан, возмущенных безнаказанностью тех, кто издевается над животными. Последней каплей стал прогремевший на всю страну случай в Хабаровске, где несовершеннолетние садисты сняли издевательства над животными на камеру и опубликовали ролик в интернете. Россияне призывали тогда отправить изуверов в тюрьму пожизненно, но те отделались сравнительно небольшими сроками. Причем эти сроки они получили за несколько преступлений сразу, а не только за издевательство над кошками и собаками.