Важные новости

Приходится гнать порожняк: Крым в железнодорожном тупике

04.04.2021  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

в железнодорожном тупике

Российские власти Крыма рассчитывают на значительный рост грузоперевозок железнодорожным транспортом в 2021 году. Председатель подконтрольного Кремлю правительства Крыма Юрий Гоцанюк заявил, что показатели должны вырасти почти в 2,5 раза.

«После запуска железнодорожных грузовых перевозок по Крымскому мосту в прошлом году было перевезено 2,5 млн тонн, в текущем году мы ожидаем увеличения грузооборота до 6 млн тонн, то есть почти в 2,5 раза», – сказал он.

За счет каких грузов будут расти показатели, Гоцанюк не рассказал.

Тупиковая ветка

Крым всегда был условно тупиковой веткой в плане железнодорожного сообщения. Две железнодорожные линии заходили на полуостров через Чонгар и Армянск, соединялись в транспортном узле Джанкоя и дальше уходили на юг и запад.

Но грузы и пассажиры далее следовали морским путем, что обеспечивало Крыму устойчивый грузо-пассажирский поток и стабильный источник постоянно растущих доходов.

После аннексии полуострова Россией Украина в декабре 2014 года закрыла перевозки грузов и пассажиров по железной дороге, что сразу отразилось на состоянии крымской экономики.

Немного ранее российские власти Крыма из части «Укрзалізниці» создали «Крымскую железную дорогу». Предприятие получило миллиардные субсидии из российского бюджета, однако главный вопрос не решался – перевозить было нечего. В декабре 2015 года тогдашний премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о передаче «Крымской железной дороги» в федеральную собственность.

Небольшой объем грузовых перевозок сохранялся внутри Крыма, также были перевозки грузов от паромной переправы Крым-Кавказ, расположенной в пригороде Керчи. Так продолжалось до постройки моста через Керченский пролив. Грузовое железнодорожное сообщение Крыма с соседней Россией запустили 30 июня прошлого года.

Однако экономического чуда и «второго рождения полуострова», как не раз обещали крымские власти, не случилось. Не произошло и существенного снижения цен на товары и топливо.

Что везут, куда и почем

Прошлой осенью председатель комитета по строительству и транспорту российского парламента Крыма Леонид Бабашов на своей странице в соцсети сообщил, что одним из камней преткновения в переходе грузопотока на новые рельсы является цена. «Стоимость перевозки не устраивает крупных игроков строительной и других отраслей. Таким образом, пока крупным компаниям дешевле оплачивать все налоги и сборы и возить грузы по трассе», – пояснил он.

Между тем бывший российский министр транспорта Крыма Анатолий Цуркин в интервью изданию ForPost заявил, что снизить стоимость железнодорожных перевозок в Крыму будет сложно, поскольку на полуострове действуют единые тарифы, установленные «Российскими железными дорогами» – хотя официально «КЖД» не подчиняется «РЖД» из-за угрозы западных санкций против последних.

При ближайшем рассмотрении становится ясно, что основной поток грузов в Крым обеспечен закупками для реализации российских федеральных программ – строительства, реконструкции и ремонта дорожно транспортной системы, строительства инфраструктурных и социальных объектов.

Поэтому, как свидетельствует статистика, самым востребованным грузом является щебень, который разгружают на станциях Евпатория-Товарная, Керчь, Айвазовская, Бахчисарай. Щебень из крымских карьеров по своим характеристикам не подходит для многих видов строительных работ, а путь для украинского щебня перекрыт.

По данным железной дороги, основное увеличение перевозок приходится на строительные грузы и цемент, а также перевозки зерновых культур для нужд полуострова. За июль-ноябрь 2020 года железнодорожные поставки строительных грузов увеличились в 10 раз – с 20,4 тыс. тонн в 2019 году до 196,8 тыс. тонн в 2020 году, зерна – в четыре раза – с 5,8 тыс. до 25 тыс. тонн. Прибытие нефтепродуктов увеличилось на 40%, лесных грузов – на 12%.

Из Крыма, напротив, везут немного – химикаты с заводов Фирташа, сборные грузы. Также в соседнюю Россию поставляются метизы, соль, грузы в контейнерах.

Продовольствие не везут ни в одном направлении – поставщики и получатели предпочитают пользоваться автомобильным транспортом. Поэтому обещанного снижения цен на продукты так и не произошло, напротив, они устойчиво растут.

В августе прошлого года эксперт рынка продовольственных товаров в Крыму Андрей Александров рассказал в эфире Радио Крым.Реалии: «В Крыму ритейл – это всего три-четыре сети и множество розничных торговцев. Сетевая розница в лучшем случае может закупать продукты автомобильными поставками. Это не «Магнит» и не «Пятерочка» с мегаконтрактами на сотни тысяч тонн – на полуострове есть только средний бизнес. К тому же вагонами можно поставлять очень узкий перечень продуктов: сахар, мука, растительное масло. А ведь продукты питания – тысячи наименований товаров, и в их поставках участвует автомобильный транспорт – большие фуры. Возможно, вагонами могли бы доставлять продовольствие для российских военных, для флота, но по факту и их поставщики тоже используют фуры. Словом, связи между ценами и пуском товарняков по мосту я не вижу».

Кроме того, работа с мультимодальными отправлениями на полуострове ограничена отсутствием системы складских терминалов и крупных транспортно-логистических центров, напомнил доктор технических наук и действительный член Российской академии транспорта Михаил Якимов.

«Следует также понимать, что Крымский полуостров – это не транзитная территория, объем грузов здесь ограничен и зависит только от потребностей экономики самого региона, а развитие экономики – это процесс гораздо более длительный, чем строительство транспортных связей», – подчеркнул Якимов.

Да и составы, прибывающие на полуостров из России, фактически нечем загружать в обратный путь. Перечисленные выше грузы, поставляемые из Крыма, заполняют лишь малую часть прибывших на полуостров грузовых вагонов и платформ, а цистерны в обратный путь отправляются пустыми. На сленге железнодорожников – «порожняком». В уголовном жаргоне выражение «гнать порожняк» имеет другое значение – оно означает «говорить чушь, нелепицу или неправду» и является синонимом фразы «не отвечать за свои слова». В последнее время в социальных сетях эти словосочетания часто используют для оценки обещаний российских властей Крыма.

Кстати, согласно данным «КЖД», коэффициент порожнего пробега вагонов (отношение порожнего пробега к общему, в %) в феврале составил 48,6. Для сравнения, во времена СССР коэффициент порожнего пробега у полувагона МПС в 1988 году составлял 27% – это очень хороший показатель. В «РЖД» данный коэффициент имеет значения от 39 до 41.

Геннадий Кравченко, крымский обозреватель


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи