Важные новости

В Севастополе школьная медиация пока работает только на бумаге

07.01.2020  /  Категория: Общество

Конфликт ветвей властиКонфликтов в школе тьма. Именно для их разрешения созданы службы медиации. Как они работают и имеет ли смысл школьное нововведение?

Шесть лет назад российское Минобрнауки рекомендовало школам создать службы медиации для урегулирования внутришкольных конфликтов. В Севастополе, после аннексии Россией, рекомендацию восприняли как руководство к действию. Департамент образования при правительстве губернатора Сергея Меняйло в 2015 году издал приказ «О создании служб школьной медиации в образовательных организациях».

Как известно, приказы не обсуждаются, службы были созданы. Прошло несколько лет, переходный период вхождения Крыма и Севастополя в российскую юрисдикцию завершился. С тех пор произошло много событий, и в сфере образования тоже, но выяснилось, что о школьной медиации не знают даже ответственные лица, отвечающие за профильную комиссию в законодательном собрании.

– Ничего об этом не слышала. Если и работает, то скорее всего только на бумаге, – заявила председатель комиссии по образованию культуре и спорту заксобрания Елена Глотова на вопрос «Севастопольской газеты», как работают в севастопольских школах службы школьной медиации.

По-русски – это примирение

Школьная жизнь – не только учеба, но и взаимодействие родителей, педагогов, учащихся. В ходе этих отношений нередко возникают трения. Конфликты в школе, как и в обществе в целом, неизбежны и естественны.

Школьная медиация существует для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В медиации выход из спора ищут и находят сами спорщики, а медиатор выступает не как обычный посредник или судья, а как помощник, который способствует диалогу, не стараясь повлиять на его исход и не навязывая готовых решений.

Конфликтов тьма-тьмущая

– Конфликтов в школах очень много. Только в нашу общественную организацию как минимум раз в неделю поступает жалоба о разного рода проявлениях жестокости и насилия в школах. А в очереди на рассмотрение дел в комиссии по делам несовершеннолетних всегда стоят порядка 50 человек, – рассказала председатель общественной организации «Севастопольские мамы» Елена Голубева.

По ее словам, если бы службы медиации в образовательных учреждениях работали профессионально, то, возможно, школьные конфликты разрешались бы в школьных стенах и не выходили за их пределы.

По мнению специалистов, самая уязвимая для межличностных конфликтов группа – подростки 6-8 классов. Тревожный для взрослых сигнал, на который необходимо обратить внимание, – нежелание ребенка идти в школу.

Травля может происходить не только со стороны сверстников, но и учителей. Нередко ее причиной становится внешний вид ребенка – одежда, прическа, длина волос, всевозможные гаджеты или их отсутствие.

По статистике каждый третий ребенок школьного возраста сегодня проводит в сети интернет более восьми часов. Дети порой не разделяют реальный и виртуальный мир и часто не замечают, как становятся жертвами кибертравли. Обидчики пишут оскорбительные сообщения, создают компрометирующие веб-страницы, публикуют унижающие видео или фото.

– Конфликтов тьма-тьмущая. Много конфликтов связанны с социальными сетями. Буллинг и кибербуллинг. Межличностные конфликты. Травля детей не таких как все, имеющих физиологические или психологические особенности. Конфликты между детьми, конфликты между родителями учеников. Оскорбления подростками родителей своих друзей, – подтверждает статистику педагог-психолог школы №11 Любовь Чернышова.

Сами не знали, что это такое

Школьная медиация не новый метод. На западе ее начали использовать с 60-х годов прошлого века, но в советской школе были свои методы профилактики межличностных конфликтов. Когда в 2015 году из департамента образования во все севастопольские школы пришел приказ, обязывающий организовать службу медиации, многие к задаче оказались не готовы.

– Мы сами не знали, что это такое и где этому научиться? Есть указ, его надо выполнять, а где научиться нам не сказали, – рассказывает Чернышова историю создания службы медиации в их учреждении.

Руководителями служб в школах назначали психологов, при этом ставки медиатора в школах не предусмотрены. Обычно в школе работает один психолог на тысячу человек. А методы, используемые в медиации и психологии, кардинально различаются. При этом никаких курсов, лекций, обучающих тренингов департамент образования не организовывал и некоторым ответственным психологам и педагогам, получившим дополнительную нагрузку, пришлось самостоятельно и за свои деньги проходить курсы повышения квалификации.

– Было интересно, я заплатила свои деньги, прошла ознакомительные курсы. Пройти полный курс обучения за свой счет я не могла: сумма была неподъемная. Принцип медиации сильно отличается от психологической консультации, – вспоминает Любовь Чернышова. – В нашей школе службу медиации мы назвали службой примирения, это понятней. Я обучаю старшеклассников основам. Они проводят медиационные встречи. Это правильно, когда конфликты между детьми решаются старшеклассниками. Для школы – это идеальная ситуация. Для ребят – колоссальный опыт. Мне нравится, что в медиации все носит официальный характер. У нас есть журнал учета примирительных программ. В нем – примирительный договор, обязательства, которые должны быть выполнены сторонами. Дети договор подписывают. Это налагает на них определенную ответственность. Им нравится чувствовать себя взрослыми. Но для того, чтобы обучать детей, я сама должна иметь документ, позволяющей мне это делать.

В 2017 году департамент образования наконец-то организовал для психологов и социальных педагогов курсы: 36 часов обучения общей концепции медиации. Но при этом всех предупредили, что эти курсы не дают школьным психологам право проводить медиацию и звание «медиатор».

Критикуют за неэффективность и сомнительность

По словам школьного психолога школы №41, члена Крымской ассоциации психологов и психотерапевтов Евгения Сазонова, красивое слово «медиация» никому не понятно. Организация служб медиации в школе в строгом ее понимании, скорее всего, не имеет смысла. В школе ее организовать не реально именно по причине школьной специфики. Конфликты детей чаще всего завязаны на психологические причины.

«Если мы говорим об основной группе учащихся – 6-8 классы, то пытаясь «разрулить конфликт», мы все равно детей направляем, разъясняем, проводим с ними психологическую и воспитательную работу, а это уже не медиация в прямом смысле», – уверен Сазонов.

По его мнению, как форма работы, как инструмент, медиация может существовать, например, при разрешении проблем между «педагогами и администрацией», между «администрацией и родителями», «между родителями», в таких случаях она, может, необходима. Но медиатором должен выступать профессиональный и совершенно независимый человек. Хорошо, если бы работала независимая структура, например, центр медиации, куда могли бы обращаться участники конфликта.

– Я психолог, и если конфликтные стороны собираются вместе, я работаю с ними как психолог, – делится опытом Евгений Сазонов. – Медиатор в принципе, не должен вникать в саму ситуацию, в природу конфликта. Медиация – это даже не примирение на психологическом уровне. В нашей школе мы говорим о медиации, когда присутствует затяжной конфликт. Если проводились беседы и консультации с психологом, директором, родителями, детьми, а эффекта не наступило, конфликт продолжается. Например, травля, буллинг, просто недопонимание.

По его словам, сто процентов случаев, которые рассматриваются, – это конфликты «ребенок-ребенок».

– Так происходит не потому, что нет конфликтов среди «учителей и учеников», «учеников -родителей» или других конфигураций. А потому что медиация – это процесс, во первых, добровольный, а в случае, если существует конфликт между «администрации и родителями», и я выступаю медиатором, то, соответственно, являясь членом коллектива школы, т.е. администрации, я не могу быть совершенно независимым и, конечно, родители против, – объясняет Сазонов. – Известно, что очень многие критикуют медиацию за ее неэффективность, за ее сомнительную полезность. И я также не могу сказать, что у нас в школе проводится чистая медиация. У нас скорее проводится психологическая работа, традиционные психологические беседы, консультирование, – подытоживает свои мысли специалист.

Предыдущая новость:

У севастопольского водителя-наркомана полицейские изъяли два автомобиля


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи